26. Информационные и аналитические жанры в журналистике периода «холодной войны»: военные репортажи из Вьетнама ч. Блейка, аналитические статьи р. Аугштайна.
Чарли Блейк «У «красных» заключенных падает дух».
Репортаж. Описано состояние солдат, оружие, количество убитых и пленных вьетнамцев со ссылкой на капитана. Сопоставлены 2 ряда фактов: 1 ряд – информация о ходе войны и содержании военнопленных от офиц лиц (Кларк, Саммерс), 2 ряд – личные наблюдения Блейка, которые утверждают обратное (плохое содержание пленных, много жертв). Формирует у американцев негативное отношение к войне.
Чарли Блейк «Давление Вьетнама»
Жанр – аналитическая статья. Показаны последствия Вьетнама: 1) падение уровня отраслей экономики, которые не завязаны на войне (легкая промышленность и др.)., 2) рост расходов на оборону, обнищание социальной сферы, но сокращение безработицы, т.к. много новых рабочих мест в военных отраслях. 3) нехватка кадров в оборонке, 4) процветание спекуляции дефицитными товарами продуктов. Проблемы доказаны с опорой на источники.
Рудольф Аугштайн «Коммунисты и остальные немцы» - аналитическая статья, т.к. есть анализ причин и следствий конкретного факта. Инфоповод - смерть коммуниста Эриха Апеля, который говорил о необходимости послабления в экономике ГДР, о внедрении рыночных элементов. Апель - председатель плановой экономической комиссии, разрабатывающей и проводившей «Новую экономическую систему планирования и руководства» (НЭС), предложенную одним из руководителей ГДР Вальтером Ульбрихтом в 1963 году. Программа была направлена на внедрение в экономику ГДР элементов рыночной экономики. Не получив поддержку у Брежнева. Ульбрихт начал резко критиковать Апеля за неудачи НЭ., Вскоре после этого Апель был найден застреленным в своем кабинете.
Смерть Апеля автор рассматривает как результат давления СССР с целью прекращения демонстрации результатов изучения моделей развития экономики ГДР. Апель исследованиями доказывает губительность влияния СССР на экономику ГДР. Случай с Апелем дает возможность автору говорить о том, что Восточному Берлину нужны отношения не с СССР, а с ФРГ.
Рудольф Аугштайн «Закон Шпрингера» - Аксель Шпрингер – основатель газетно-издательского концерна в Германии, крупейшего концерна в Западной Европе. Аугштайн утверждает мысль о необходимости антимонопольного регулирования медийного рынка. Он проводит анализ действующего законодательства ФРГ, которое не дает возможности противостоять монополизму.
27. «Новая журналистика» США периода «холодной войны»: Т. Капотэ, Т. Вулф, Х. Томпсон. +См вопрос 23
«Новая журналистика» - единство журналистики и литературы, т.е.используются литературные изобразительно-выразительные средства для передачи социально-бытовых фактов. Использование литературной формы упрощало восприятие проблемы, делало текст наполовину вымышленным и обостряло уровень восприятия политической информации. Появляются новые жанры: репортаж-рассказ, статья-новелла, роман-репортаж. Авторы: Томас Вулф, Трумен Капоте, Норманн Мейлер. Факты не домысливались и не искажались.
Трумен Капоте – амер писатель, жур-т и публицист, один из основателей жанра «невымышленного романа» и рассказа, или так называемой «новой журналистики»
«Хладнокровное убийство» - самое знаменитое произведение Капоте в жанре «новой журналистики» - документальный роман-репортаж о зверском истреблении фермерской семьи в штате Канзас.
Синкретизм романа-репортажа заключается в следующем:
наличие репортажного повествования с элементами описания
эффект авторского присутствия
точность репортажных деталей, предметность, хорошая фактура
многообразии героев, сопровождающих главных лиц (от романа)
несколько сюжетных линий
возможность представить предысторию события, последствия
романный стиль
Черты репортажа:
Как в журналистском тексте присутствуют указания на источники: прокурор (официальный источник), письмо (документ), другие СМИ.
Применяются журналистские методы: наблюдение (на месте преступления), работа с документами, интервью (со свидетелями).
Для репортажа характерны описательные элементы, сопровождающие повествование: поведенческие портретные характеристики, детали внешней обстановки. Для репортажа характерно усиление присутствия автора на месте события через прямую речь, цитаты. Хорошее повествование доказывает, что автор воспроизводит событие так, как оно протекало.
Черты романа:
- наличие авторских рассуждений
- условность действия («непременно навело бы», «если бы…»)
- язык, художественный стиль (риторические вопросы, междометия, восклицания, сложные предложения, бессоюзные сложные предложения)
Том Вулф - один из основоположников школы «нового американского журнализма», одним из первых стал делать из низкокачественной ежедневной журналистики высококачественную прозу. Он взял на вооружение журналистские методы сбора информации (интервью, репортаж, работа в архивах) и начал писать книги на основе реальных фактов. Так в прозе зародился особый жанр – faction (от слова fact – факт и fiction – художественная литература). Для Вульфа характерны графические и стилистические приемы воздействия на читателя. Он широко использует сложносочинённые предложения, ему свойственно обилие запятых и тире, курсив, а также необычное использование знаков препинания
«Электропрохладительный кислотный дождь» вечеринка в доме писателя Кена Кизи. Томпсон делал на вечеринке диктофонные записи и позднее передал их Вульфу. Поэтому прямая речь некоторых героев абсолютна идентична.
Черты фэкшина:
- наличие фактов, реальность которых подтвержден источниками текстуально (вечеринка в доме Кизи, источники – офиц лица, полицейские, участники, диктофонная запись). На реальность факта указывают точные временные и хронологические рамки. Автор – репортер. Ссылки на другие СМИ о реальности ангелов ада.
- журналистские методы сбора информации (изучение диктофонных записей, интервью, наблюдение)
- наличие проблемы – развитость контркультурных молодежных движений 1960х (так называемое «разбитое поколение»)
От литературы в тексте только формальные признаки: междометия, риторические вопросы, восклицания, художественные описания.
Текст содержит отрицательную авторскую оценку деятельности ангелов ада и законодательства, которое бы противостояло этой молодежной «заразе». Причина критики молодежного движения – нарушение этических норм общества.
Томпсон -одна из самых значимых фигур в «новой американской журналистике», автор нескольких книг, среди которых «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «Ангелы Ада». Томпсон считается основоположником гонзо-журналистики
- 1. Особенности периодической печати
- 4. Ведущие информационные агентства 19 века в Европе и сша Рейтера, Гаваса, Вольфа: особенности передачи новостей, сферы влияния, «картельный договор».
- 2. Печать и журналистика во Франции в 19 веке
- 5. Влияние цензуры и печати Франции в 1 первой трети 19 века на развитие сми Германии.
- 3. Печать и журналистика в Германии в 19в
- 4. Периодическая печать Великобритании 19 века.
- Периодическая печать Европы и сша конца 19-начала 20вв.
- 8. «Новый журнализм» на рубеже 19-начала 20 веков во Франции и Великобритании.
- 10. Типологические изменения в системе сми Европы во время первой мировой войны. Сми и журналистика периода Первой мировой войны в Европе и сша
- 11. Революция в России 1917 года и развитие западной журналистики.
- Сми между Первой и Второй мировыми войнами в Великобритании, Франции, Германии
- Периодическая печать и радиовещание в сша.
- 13. Журнальная типология сша второй четверти 20 века и ее влияние на изменение моделей европейских журналов.
- Сми зарубежных стран в период Второй мировой войны
- 1. Особенности нацистской печати и пропаганды
- 2. Антифашистская печать и журналистика в европейских странах.
- 15. Приобретение французской журналистикой конца 19 века статуса «четвертой власти»: дело Дрейфуса в сми.
- «Дело Дрейфуса»
- 16. Журналистская деятельность к. Маркса в рабочей прессе Германии («Дебаты шестого Рейнского ландтага»).
- 17. Журналистское мастерство Уильяма Рассела и Элизабет Кокрен (анализ текстов репортажей).
- 18. Отражение октябрьской революции 1917 года в зарубежной журналистике: д. Рид, г. Уэллс.
- Репортажи Джона Рида в кн «10 дней которые потрясли мир»
- Часть 3 «Квинтессенция большевизма»:
- Часть 6 «Кремлёвский мечтатель»:
- 19. Метод логической фантазии в очерках-эссе Эгона Эрвина Киша («у Форда в Детройте», «Шестидневные гонки», «Торговля людьми в Голливуде», «Боринаж»).
- 20. Отражение вооруженного конфликта в Испании 1937 года д. Оруэллом. Репортажи периода второй мировой войны ю. Фучика.
- Глава2 «Агония» - добавляются новые способы на восприятие читателя:
- 21. Политические аспекты развития журналистики в Европе и сша периода «холодной войны».
- 1. Политические аспекты развития сми
- 2. Проблематика сми периода «холодной войны» (политические аспекты развития журналистики)
- 22. Развитие периодической печати в сша во время «холодной войны»: положение рабочей и коммунистической прессы, проблема фактологической точности
- 23. Концепции американской печати периода «холодной войны».
- Концепции американской печати периода «холодной войны»
- 24. Телевещание сша периода «холодной войны».
- Особенности технологического развития сми в 1948-1987гг
- Частные негосуд. Компании Государ. Общественное вещание
- 25. Радиовещание и интернет-коммуникации в Европе и сша периода «холодной войны».
- 26. Информационные и аналитические жанры в журналистике периода «холодной войны»: военные репортажи из Вьетнама ч. Блейка, аналитические статьи р. Аугштайна.
- «Ангелы ада»
- 29. Изменения в системе сми Европы и сша после «холодной войны». Нормативно-правовое регулирование сми. Сми в Европе и сша в конце 1980х -1990х
- Изменения в системе сми после «холодной войны»
- Изменения в законодательном регулировании сми Европы и сша в 1990е
- 30. Журналистика Великобритании в 90-е гг. 20 века.
- 4. Сми и журналистика Великобритании 1990х
- 31. Журналистика Франции в 90-е гг. 20 века.
- 5. Сми и журналистика Франции в 1990е
- 32. Журналистика стран Северной Европы в 90-е гг. 20 века: право и саморегулирование прессы, типология периодических изданий. Швеция
- Норвегия
- Финляндия
- 33. Журналистика стран Африки в 90-е гг. 20 века. Сми африканских регионов в 1990е гг
- 1. Причины, направления, проблемы развития сми в Африканских регионах
- 2. Правовое регулирование
- 36. Политическая журналистика Европы в 90-е гг. 20 века: г. Шмидт, и. Монтанелли, а. Михник. Гельмут Шмидт (Германия) «Нам необходимо мужество».
- Индро Монтанелли (Италия) политический комментарий «Левый морж».
- Адам Михник (Польша)