logo
ИЗЖ 4 курс 2 семестр - экзамен - ответы

Финляндия

Право и саморегулирование прессы в Финляндии

существуют конституционные гарантии свободы слова и свободы печати, отсутствие предварительной цензуры. Но свобода слова регулируется Актом о свободе печати, Уголовным кодексом. Существуют Закон о предотвращении непристойных публикаций, Закон о защите секретности, Закон защиты потребителя. государство регулирует права собственности на СМИ (меры по недопущению излишней концентрации)

Регистрационные требования в Финляндии достаточно просты и затруднений не вызывают. издавать периодику в Финляндии для Северо-Западного региона Российской Федерации оказывается зачастую выгоднее, чем, скажем, в Санкт-Петербурге.

журналисты обязаны соблюдать право граждан на невмешательство в частную жизнь. Запрещается прослушивание телефонных разговоров и использование специальных подслушивающих устройств для получения конфиденциальной информации или сведений о частной жизни граждан. Затронутые в публикациях лица имеют право на ответ и право на опровержение. Кроме того, Кодекс этики журналистов, чтимый в Финляндии, гарантирует эти права. Оскорбленная сторона может также обратиться в суд.

Законы Финляндии обеспечивают право доступа к правительственной информации, хотя здесь действуют и законы о секретности. Власти имеют право отказать в информации, если она затрагивает национальную безопасность или обороноспособность страны. Информация в ряде случаев не может быть предоставлена, если это способно повредить международным отношениям, процессу правоприменения, общественной безопасности, праву на невмешательство в частную жизнь и коммерческой тайне. Журналист имеет право на обжалование действий властей, затрудняющих доступ к информации.

Журналисты и в силу профессиональной этики, и основываясь на действующих законах, вправе скрывать свои источники информации, если информатор не нарушает при этом законов Финляндии.

Запрещено использование оскорбительных выражений в отношении групп лиц по их расовой или этнической принадлежности, национальности, цвету кожи, вероисповеданию.

Если же газета, журнал, редакция любого другого СМИ подозревается в нарушении журналистских стандартов, вопрос улаживается Советом по СМИ.

действуют Кодекс журналистской этики («Руководящие принципы для журналистов»), Совет по средствам массовой информации. СМИ с большим уважением относятся к решениям Совета по СМИ, строго соблюдают Руководящие принципы для журналистов. В Совет по СМИ может быть направлена жалоба как частным лицом, так и группой лиц.

Ассоциация финских газетных издателей входит в контакты с властями и международными организациями, заключает от имени ее членов контракты на поставки бумаги и оговаривает ее цену, принимает меры по оптимизации технологических процессов выпуска газет, ведет научные исследования. Среди важнейших задач Ассоциации – защита свободы слова. Ассоциация финских газетных издателей выпускает свой ежемесячный журнал, освещающий проблемы журналистики, издает книги.

В Финляндии сильна самоцензура прессы. Журналисты стремятся избегать ситуаций, которые могут поставить их редакцию в трудное положение, работают с оглядкой на законы, даже если они ни разу не применялись.

Тематика выступлений финской прессы

- здравоохранение и другие социальные проблемы

– взаимоотношения между Финляндией и Российской Федерацией

- история

- вопросы экологии,

- экономического роста, (рост тиражей финансово-экономических газет Финляндии. предоставляют помимо деловой информации сообщения на международные темы и освещают внутриполитические проблемы страны).

- международное сотрудничество.

- вопросы культуры

- Светская хроника (многие газеты объединяют на своих страницах серьезные статьи о политике, экономике, культуре с материалами, описывающими события из жизни знаменитостей, происшествия и преступления).

- проявления расовой дискриминации в Финляндии. (Национальные настроения в Финляндии обострились начиная с 1998 года по причине увеличения притока иммигрантов)

- религия. В 90е - новые типы газетных изданий – религиозные и финансово-экономические. Но наиболее значительная религиозная газета не только Финляндии, но и всей Скандинавии – «Котимаа» («Родина») уделяет меньше внимания жизни церкви, чем общеполитическим вопросам и проблемам финского общества в целом.

- партийная жизнь (Традиционная для северных стран ориентация печати на политические партии характерна и для прессы Финляндии)

Особенность финских газет в том, что они очень широко освещают новости той местности, где выходят. И лишь в дополнение к местным проблемам освещаются региональные, национальные, международные.

По состоянию на 1994 год в Финляндии издавалось 56 ежедневных газет общим тиражом 2 млн. 405 тыс. экземпляров. Всего на тысячу человек приходится 464 экземпляра. В конце 1990-х годов в стране на 1000 человек населения приходилось 511 телевизоров, 280 домашних ПК, 77,2 подключений к Интернету, 558 телефонов, 420 мобильных телефонов. По этим 6 показателям Финляндия занимала 2 место в мире (после США).

Финны ежедневно тратят на средства массовой информации около 6 часов 20 минут. Электронные средства массовой информации отнимают примерно 4 с половиной часа, на печатные СМИ остается несколько меньше 2-х часов.

На долю четырех ведущих газетных предприятий Финляндии приходится 47% общего тиража газет страны. Среди них в руках у концерна «Санома» сосредоточивается 20%. Ведущим частным изданием является «независимая» «Хельсингин саномат» («Хельсинские известия»). относится к изданиям, имеющим общенациональное распределение. характерен максимальный объем международной информации и меньшая доля местных и национальных новостей.

Аатос Эркко считается одним из самых богатых медиапредпринимателей стран Северной Европы. Он контролирует большинство акций концерна «Санома», входит в правление «Ньюс корпорейшн» и поддерживает тесные деловые связи с Рупертом Мэрдоком.

В 90-е АО «Санома» быстро превращается в многопрофильное информационное предприятие. Все дочерние предприятия акционерного общества, действующие на рынке аудиовизуальных СМИ, были выделены в отдельную компанию «Хельсинки мадиа».

Появление местной бесплатной прессы. Наиболее заметным изданием стала столичная газета «Сити», которую финансируют универмаги, рестораны, театры и кинотеатры. Наряду с рекламными материалами в ней предоставляется масса необходимой горожанину информации.

Информационное агентство

«Финское телеграфное бюро» – распространяет подписчикам – газетам, «Юлейсрадио», Рекламному телевидению Финляндии – внутреннюю и международную политическую информацию, а также материалы на экономические, спортивные и другие темы. Пользуется монополией на правительственную информацию. Поддерживает деловые связи с информационными агентствами скандинавских стран, а также с АП, ЮПИ, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР-ТАСС.

Радио и ТВ

сосуществуют как общественная, так и частная модели контроля. принципы коммерческого вещания стали все больше влиять на вещание общественное.

Быстро развивается такой информационный сектор, как компьютерные сети.