Финляндия
Право и саморегулирование прессы в Финляндии
существуют конституционные гарантии свободы слова и свободы печати, отсутствие предварительной цензуры. Но свобода слова регулируется Актом о свободе печати, Уголовным кодексом. Существуют Закон о предотвращении непристойных публикаций, Закон о защите секретности, Закон защиты потребителя. государство регулирует права собственности на СМИ (меры по недопущению излишней концентрации)
Регистрационные требования в Финляндии достаточно просты и затруднений не вызывают. издавать периодику в Финляндии для Северо-Западного региона Российской Федерации оказывается зачастую выгоднее, чем, скажем, в Санкт-Петербурге.
журналисты обязаны соблюдать право граждан на невмешательство в частную жизнь. Запрещается прослушивание телефонных разговоров и использование специальных подслушивающих устройств для получения конфиденциальной информации или сведений о частной жизни граждан. Затронутые в публикациях лица имеют право на ответ и право на опровержение. Кроме того, Кодекс этики журналистов, чтимый в Финляндии, гарантирует эти права. Оскорбленная сторона может также обратиться в суд.
Законы Финляндии обеспечивают право доступа к правительственной информации, хотя здесь действуют и законы о секретности. Власти имеют право отказать в информации, если она затрагивает национальную безопасность или обороноспособность страны. Информация в ряде случаев не может быть предоставлена, если это способно повредить международным отношениям, процессу правоприменения, общественной безопасности, праву на невмешательство в частную жизнь и коммерческой тайне. Журналист имеет право на обжалование действий властей, затрудняющих доступ к информации.
Журналисты и в силу профессиональной этики, и основываясь на действующих законах, вправе скрывать свои источники информации, если информатор не нарушает при этом законов Финляндии.
Запрещено использование оскорбительных выражений в отношении групп лиц по их расовой или этнической принадлежности, национальности, цвету кожи, вероисповеданию.
Если же газета, журнал, редакция любого другого СМИ подозревается в нарушении журналистских стандартов, вопрос улаживается Советом по СМИ.
действуют Кодекс журналистской этики («Руководящие принципы для журналистов»), Совет по средствам массовой информации. СМИ с большим уважением относятся к решениям Совета по СМИ, строго соблюдают Руководящие принципы для журналистов. В Совет по СМИ может быть направлена жалоба как частным лицом, так и группой лиц.
Ассоциация финских газетных издателей входит в контакты с властями и международными организациями, заключает от имени ее членов контракты на поставки бумаги и оговаривает ее цену, принимает меры по оптимизации технологических процессов выпуска газет, ведет научные исследования. Среди важнейших задач Ассоциации – защита свободы слова. Ассоциация финских газетных издателей выпускает свой ежемесячный журнал, освещающий проблемы журналистики, издает книги.
В Финляндии сильна самоцензура прессы. Журналисты стремятся избегать ситуаций, которые могут поставить их редакцию в трудное положение, работают с оглядкой на законы, даже если они ни разу не применялись.
Тематика выступлений финской прессы
- здравоохранение и другие социальные проблемы
– взаимоотношения между Финляндией и Российской Федерацией
- история
- вопросы экологии,
- экономического роста, (рост тиражей финансово-экономических газет Финляндии. предоставляют помимо деловой информации сообщения на международные темы и освещают внутриполитические проблемы страны).
- международное сотрудничество.
- вопросы культуры
- Светская хроника (многие газеты объединяют на своих страницах серьезные статьи о политике, экономике, культуре с материалами, описывающими события из жизни знаменитостей, происшествия и преступления).
- проявления расовой дискриминации в Финляндии. (Национальные настроения в Финляндии обострились начиная с 1998 года по причине увеличения притока иммигрантов)
- религия. В 90е - новые типы газетных изданий – религиозные и финансово-экономические. Но наиболее значительная религиозная газета не только Финляндии, но и всей Скандинавии – «Котимаа» («Родина») уделяет меньше внимания жизни церкви, чем общеполитическим вопросам и проблемам финского общества в целом.
- партийная жизнь (Традиционная для северных стран ориентация печати на политические партии характерна и для прессы Финляндии)
Особенность финских газет в том, что они очень широко освещают новости той местности, где выходят. И лишь в дополнение к местным проблемам освещаются региональные, национальные, международные.
По состоянию на 1994 год в Финляндии издавалось 56 ежедневных газет общим тиражом 2 млн. 405 тыс. экземпляров. Всего на тысячу человек приходится 464 экземпляра. В конце 1990-х годов в стране на 1000 человек населения приходилось 511 телевизоров, 280 домашних ПК, 77,2 подключений к Интернету, 558 телефонов, 420 мобильных телефонов. По этим 6 показателям Финляндия занимала 2 место в мире (после США).
Финны ежедневно тратят на средства массовой информации около 6 часов 20 минут. Электронные средства массовой информации отнимают примерно 4 с половиной часа, на печатные СМИ остается несколько меньше 2-х часов.
На долю четырех ведущих газетных предприятий Финляндии приходится 47% общего тиража газет страны. Среди них в руках у концерна «Санома» сосредоточивается 20%. Ведущим частным изданием является «независимая» «Хельсингин саномат» («Хельсинские известия»). относится к изданиям, имеющим общенациональное распределение. характерен максимальный объем международной информации и меньшая доля местных и национальных новостей.
Аатос Эркко считается одним из самых богатых медиапредпринимателей стран Северной Европы. Он контролирует большинство акций концерна «Санома», входит в правление «Ньюс корпорейшн» и поддерживает тесные деловые связи с Рупертом Мэрдоком.
В 90-е АО «Санома» быстро превращается в многопрофильное информационное предприятие. Все дочерние предприятия акционерного общества, действующие на рынке аудиовизуальных СМИ, были выделены в отдельную компанию «Хельсинки мадиа».
Появление местной бесплатной прессы. Наиболее заметным изданием стала столичная газета «Сити», которую финансируют универмаги, рестораны, театры и кинотеатры. Наряду с рекламными материалами в ней предоставляется масса необходимой горожанину информации.
Информационное агентство
«Финское телеграфное бюро» – распространяет подписчикам – газетам, «Юлейсрадио», Рекламному телевидению Финляндии – внутреннюю и международную политическую информацию, а также материалы на экономические, спортивные и другие темы. Пользуется монополией на правительственную информацию. Поддерживает деловые связи с информационными агентствами скандинавских стран, а также с АП, ЮПИ, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР-ТАСС.
Радио и ТВ
сосуществуют как общественная, так и частная модели контроля. принципы коммерческого вещания стали все больше влиять на вещание общественное.
Быстро развивается такой информационный сектор, как компьютерные сети.
- 1. Особенности периодической печати
- 4. Ведущие информационные агентства 19 века в Европе и сша Рейтера, Гаваса, Вольфа: особенности передачи новостей, сферы влияния, «картельный договор».
- 2. Печать и журналистика во Франции в 19 веке
- 5. Влияние цензуры и печати Франции в 1 первой трети 19 века на развитие сми Германии.
- 3. Печать и журналистика в Германии в 19в
- 4. Периодическая печать Великобритании 19 века.
- Периодическая печать Европы и сша конца 19-начала 20вв.
- 8. «Новый журнализм» на рубеже 19-начала 20 веков во Франции и Великобритании.
- 10. Типологические изменения в системе сми Европы во время первой мировой войны. Сми и журналистика периода Первой мировой войны в Европе и сша
- 11. Революция в России 1917 года и развитие западной журналистики.
- Сми между Первой и Второй мировыми войнами в Великобритании, Франции, Германии
- Периодическая печать и радиовещание в сша.
- 13. Журнальная типология сша второй четверти 20 века и ее влияние на изменение моделей европейских журналов.
- Сми зарубежных стран в период Второй мировой войны
- 1. Особенности нацистской печати и пропаганды
- 2. Антифашистская печать и журналистика в европейских странах.
- 15. Приобретение французской журналистикой конца 19 века статуса «четвертой власти»: дело Дрейфуса в сми.
- «Дело Дрейфуса»
- 16. Журналистская деятельность к. Маркса в рабочей прессе Германии («Дебаты шестого Рейнского ландтага»).
- 17. Журналистское мастерство Уильяма Рассела и Элизабет Кокрен (анализ текстов репортажей).
- 18. Отражение октябрьской революции 1917 года в зарубежной журналистике: д. Рид, г. Уэллс.
- Репортажи Джона Рида в кн «10 дней которые потрясли мир»
- Часть 3 «Квинтессенция большевизма»:
- Часть 6 «Кремлёвский мечтатель»:
- 19. Метод логической фантазии в очерках-эссе Эгона Эрвина Киша («у Форда в Детройте», «Шестидневные гонки», «Торговля людьми в Голливуде», «Боринаж»).
- 20. Отражение вооруженного конфликта в Испании 1937 года д. Оруэллом. Репортажи периода второй мировой войны ю. Фучика.
- Глава2 «Агония» - добавляются новые способы на восприятие читателя:
- 21. Политические аспекты развития журналистики в Европе и сша периода «холодной войны».
- 1. Политические аспекты развития сми
- 2. Проблематика сми периода «холодной войны» (политические аспекты развития журналистики)
- 22. Развитие периодической печати в сша во время «холодной войны»: положение рабочей и коммунистической прессы, проблема фактологической точности
- 23. Концепции американской печати периода «холодной войны».
- Концепции американской печати периода «холодной войны»
- 24. Телевещание сша периода «холодной войны».
- Особенности технологического развития сми в 1948-1987гг
- Частные негосуд. Компании Государ. Общественное вещание
- 25. Радиовещание и интернет-коммуникации в Европе и сша периода «холодной войны».
- 26. Информационные и аналитические жанры в журналистике периода «холодной войны»: военные репортажи из Вьетнама ч. Блейка, аналитические статьи р. Аугштайна.
- «Ангелы ада»
- 29. Изменения в системе сми Европы и сша после «холодной войны». Нормативно-правовое регулирование сми. Сми в Европе и сша в конце 1980х -1990х
- Изменения в системе сми после «холодной войны»
- Изменения в законодательном регулировании сми Европы и сша в 1990е
- 30. Журналистика Великобритании в 90-е гг. 20 века.
- 4. Сми и журналистика Великобритании 1990х
- 31. Журналистика Франции в 90-е гг. 20 века.
- 5. Сми и журналистика Франции в 1990е
- 32. Журналистика стран Северной Европы в 90-е гг. 20 века: право и саморегулирование прессы, типология периодических изданий. Швеция
- Норвегия
- Финляндия
- 33. Журналистика стран Африки в 90-е гг. 20 века. Сми африканских регионов в 1990е гг
- 1. Причины, направления, проблемы развития сми в Африканских регионах
- 2. Правовое регулирование
- 36. Политическая журналистика Европы в 90-е гг. 20 века: г. Шмидт, и. Монтанелли, а. Михник. Гельмут Шмидт (Германия) «Нам необходимо мужество».
- Индро Монтанелли (Италия) политический комментарий «Левый морж».
- Адам Михник (Польша)