logo
ИЗЖ 4 курс 2 семестр - экзамен - ответы

Изменения в законодательном регулировании сми Европы и сша в 1990е

До 1990х в США деятельность СМИ регулировали законы о печати. В приложении к закону «О печати» создавались акты о телевизионном и радиовещании. В 1991г в США принимается новый закон о СМИ, где регулирование распространяется на все каналы СМИ: печать, радио, ТВ, Интернет.

Существенные дополнения к закону о печати периода «холодной дойны»:

1) дополнены типы изданий (включены и международные. На них та же практика регулирования, что и в отношении национальных печатных СМИ).

2) на ТВ ограничен объем рекламы: 12 мин в час в будние дни и 10 мин в выходные для детских каналов. В отношении других каналов рекламных ограничений не было.

3) все вещательные компании должны были 3 раза в неделю по 3 часа обязательно вещать для детей. Требование к программам – просветительский характер.

4) поправка, внесенная в 1996: все ТВ-вещатели обязаны были разработать специальную кодировку (для ви-чипов – спец устройств, которые после установки на телевизоре позволяют родителям блокировать программы, включающие сцены секса и насилия, и программы, не ориентированные на детей). Изменения, ориентированные на детей, не пересматривались до сегодняшнего дня.

5) был установлен регламент проведения политических дебатов. В период «холодной войны» ведение полит дебатов – это компетенция информационной политики канала. В 1990е был принят один для вех регламент. Цель – предоставление равных прав для каждого кандидата на информирование о себе.

6) поправка 1996г: отменялись антимонопольные ограничения на кабельное вещание. Правительство поддерживает поглощение крупными кабельными телекомпаниями мелких с целью упорядочения ситуации на рынке. Остается лишь несколько вещательных кабельных корпораций: ТСА и др.

7) поправка 1996г: введен раздел о коммуникативной практике, нацеленный на регулирование журналистской информации в Интернете. Тогда существовали только Интернет-коммуникации, но Интернет-СМИ были единичны. Это были клоны печатных версий деловых изданий. В разделе закона шла речь об этических ограничениях в интернет-текстах.

Таким образом, закон о СМИ в 1990е в США свидетельствует о снижении роли гос-ва в системе СМИ.

В Европе в отличие от США законы о СМИ демонстрировали усиление позиций гос-ва.

Важнейшие разделы в законах о СМИ во всех Европейских странах:

1) ответственность ж-та перед обществом и гражданами, связанная с его проф подготовкой. (гос-во играло решающую роль в стандартах обучения ж-тов)

2) принятие и разработка кодексов проф этики ж-тов.

3) разделы о создании профсоюзов и советов ж-тов, которые принимают решения о регулировании СМИ. (принцип саморегулирования). Финансировании государственное, но право выбора тем – за изданиями.

4) раздел о соотношении разных форм массовой коммуникации: реклама, связи с общественностью и журналистика. Были отграничены по целям, задачам, результатам деятельности рекламная, пиар- и журналистская деятельность.

В Европе, по мнению Е.Л. Вартоновой, в 1990е складывается общественно-правовой механизм регулирования СМИ, где гос-во финансирует, а члены гражданского общества определяют информационную политику СМИ.