Подведем итоги...
В центре этой заключительной главы было рассмотрение того, как принципы социального влияния применяются для достижения ряда важных просоциальных целей. Мы проанализировали социально-психологические методы, предназначенные для воспитания экологически грамотного поведения, пропаганды здорового образа жизни и сохранения и укрепления психического здоровья.
• Одним из препятствий на пути широкого распространения экологически грамотного поведения является то, что загрязнение окружающей среды, выбросы промышленных отходов и другие виды наносимого среде ущерба малозаметны для людей. Часто все эти вещи не попадают в поле нашего зрения или происходят где-то далеко, поэтому срабатывает правило «с глаз долой — из ума вон». Вторым препятствием является слабая мотивация. Мотивы, побуждающие охранять окружающую среду, должны конкурировать с более сильными экономическими или связанными с нашими личными удобствами мотивами.
• Для усиления мотивации можно использовать инструментальное научение. С помощью купонов, денежных возмещений или премий можно добиться того, чтобы люди экономили энергетические ресурсы, меньше мусорили и реже пользовались автомобилями. В целях экономии энергии в быту успешно используется информационная обратная связь, благодаря которой люди испытывают удовлетворенность достигнутыми результатами.
• Для привлечения внимания к окружающей среде и необходимости ее охраны можно использовать напоминания и памятки. Сообщения в средствах массовой информации также позволяют наглядно показать, какой ценой обходится каждому человеку вред, причиняемый окружающей среде; создать положительные образы людей, сознательно относящихся к окружающей среде; способствовать тому, чтобы люди брали на себя обязательства совершать действия в защиту окружающей среды. Средства массовой информации, правительство и система образования должны объединить свои усилия, направленные на более эффективную пропаганду охраны окружающей среды. Воспитание экологической сознательности следует начинать с детства, а средства массовой информации должны стараться постоянно держать экологические проблемы и способы их решения «в поле зрения», напоминая о них людям не только в период проведения Недели Земли.
• Основной причиной преждевременной смерти является нездоровый образ жизни. Люди сохраняют вредные для здоровья привычки, несмотря на медицинские советы, которые они получают из средств массовой информации, в кабинетах врачей, на семинарах и в клиниках.
• Пропаганда здоровья в средствах массовой информации позволяет увеличить объем знаний о здоровье и количество позитивных установок, но с ее помощью не всегда удается изменить поведение людей, оказывающее влияние на здоровье, в том числе заставить их отказаться от табака, наркотиков и алкоголя, избегать стресса, правильно питаться и заниматься физическими упражнениями.
400
Людям не удается измениться, потому что им нравятся их вредные привычки или они колеблются, находясь под влиянием сообщений противоположного содержания, исходящих от сверстников или рекламодателей. Кроме того, люди излишне оптимистически относятся к своему здоровью и воспринимают постоянные предупреждения со скептицизмом. Для преодоления этих факторов в сообщениях на тему здоровья риск для здоровья необходимо обсуждать на персональном уровне; людей необходимо убеждать в том, что изменить поведение нетрудно; описание риска должно быть правдивым; следует изменять восприятие поведения, влияющего на здоровье, либо подчеркивая потери, которых можно избежать с помощью рекомендуемого поведения, либо создавая ассоциации между этим поведением и положительными эмоциями.
• Пугающие призывы эффективны, если в них подчеркивается, что 1) текущее поведение «мишени» представляет серьезную угрозу для здоровья; 2) «мишень» высокоуязвима для этой угрозы; 3) изменение поведения приведет к устранению угрозы (ответная эффективность); 4) «мишень» может изменить свое поведение (самоэффективность).
• Невыполнение медицинских рекомендаций часто встречается даже среди людей, страдающих серьезными болезнями. В числе причин этого явления находятся недоверие пациентов к врачам; плохие коммуникационные навыки врачей; высокие уровни стресса у пациентов, порождающие защитное избегание (отрицание тяжести болезни) или сверхбдительность (некритическое принятие всех «средств»). Для преодоления сопротивления пациентов врачи и медицинские сестры должны хотеть и уметь обращаться к ним с эффективными пугающими призывами, получать от них обещания, давать им возможность осознать свои рационализации и передавать позитивные невербальные сигналы, свидетельствующие об их заботе о пациентах.
• В основе многих проблем психического здоровья лежит плохая адаптация, мешающая справиться со стрессом, обусловленные эмоции и негативные стили мышления — все эти проблемы вполне поддаются решению с помощью обычных процессов изменения поведения и установок.
• Эффективная психотерапия основана на убеждающей коммуникации. Психотерапевты должны подталкивать клиента к систематичной обработке информации и восприниматься как искренние (уравновешенные и открытые), а также придерживающиеся таких же, как клиент, ценностей.
• При депрессии образуется порочный круг: негативное мышление ведет к снижению активности, которое порождает еще более негативное мышление, и так далее. Чтобы разорвать этот порочный круг, применяется когнитивно-бихевиори-альная терапия: психотерапевт поощряет ситуационные атрибуции негативных результатов, подталкивает клиентов к успешным действиям и поощряет диспо-зиционные самоатрибуции этих успехов.
• Консультирование, направленное на изменение атрибуций, может также быть эффективным методом решения супружеских и адаптационных проблем. Психотерапевты могут попытаться корректировать «неправильные» атрибуции. Но они могут также поощрять небольшие искажения атрибуций, такие как излишне оптимистическое представление о возможностях контроля над своей жизнью, характерное для хорошо адаптирующихся людей.
401
• Получение обещаний от клиентов, предоставление им возможности выбирать некоторые аспекты своего лечения и приложение ими определенных усилий для лечения часто дают положительные терапевтические результаты. Эти процедуры приводят в действие эффекты самоатрибуции и самооправдания.
- Электронное оглавление
- Глава 1 мир влияния 20
- Глава 2 влияние и поведение 54
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями 89
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово 122
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок 156
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения 184
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете 219
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по... 257
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья 291
- Электронный список иллюстраций
- Социальное влияние
- 953000 - Книги н брошюры.
- 197110, Санкт-Петербург. Чкаловский пр., 15. Содержание
- Глава 1. Мир влияния 14
- Глава 2. Влияние и поведение 58
- Глава 3. Влияние на установки через поведение: действия
- Глава 4. Изменение установок посредством убеждения:
- Глава 5. Убедить надолго: настойчивость и поведенческие
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян
- Глава 7. Влияние, включенность сознания и бессознательное:
- Глава 8. Влияние в правовой системе: правосудие по 315
- Глава 9. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья. 358
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- Глава 1 мир влияния
- Социальное влияние: процессы и среда
- Зал славы (и позора) влияния Межличностное влияние: обращение в новую веру и личный контакт
- Коммуникация и убеждение: «Повтори-ка еще разок, Сэм!»
- Влияние средств массовой информации: нет дыма без огня (и без рекламы)
- Три кита влияния: установка, поведение, когниция
- Установочная система
- Основной тезис: перемены порождают перемены
- Прочие тезисы, основанные на ведущей роли установок
- Подходы социальной психологии
- Что впереди?
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 2 влияние и поведение
- Изменение поведения в результате социального научения
- Инструментальное научение и подкрепление
- Теория социального научения
- Подражание агрессии
- Инь и Ян подражания
- Одобрение и неодобрение: сила социальных наград
- Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания
- Причины конформности
- Конформность: хорошо это или плохо?
- Подчинение: поведение, основанное на чужом авторитете
- Сценарий Милграма: стали бы вы мучить человека электротоком, если бы вас попросил об этом Гитлер?
- Объяснение необычного поведения с помощью обычного
- Нажимая кнопку «Выход неподчинением»
- Психология «коленного рефлекса»: влияние через эвристику
- Правило взаимности
- Правило чувства долга
- Шесть контекстов и принципов согласия по Чалдини
- Точка расхождения: когда внешнее влияние становится источником внутренних перемен
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями
- Атрибуция и самоатрибуция
- Теория атрибуции
- Самоубеждение и исполнение роли
- Весь мир — театр… и мы попросту играем роли
- Психология самооправдания: теория диссонанса
- Факторы, влияющие на силу диссонанса
- Диссонанс и недостаточная оправданность: чем меньше, тем больше
- От противоречия в действиях к диссонансу — необходимые условия.
- Способы снижения диссонанса
- Диссонанс и неэтичное деловое решение
- Диссонанс, самоатрибуция и самоутверждение: сходство и различия
- В помощь самоутверждению
- Заключительное замечание
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово
- «А вам понравилось?» процессы социального сравнения
- Сходное мнение о частных свойствах
- Сходство мнений
- Различие как основа для сравнения
- Убеждающее сообщение. «целься!.. Пли!..»
- Этапы процесса убеждения
- Начальный и заключительный этапы
- Представление и предъявление
- Фильтрация идей
- Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
- Внимание
- Настройка на определенную волну
- Точная настройка и борьба с помехами
- Понимание
- Принятие: самое трудное
- Когнитивные реакции: «о! Это хорошая мысль»
- Кратчайшие пути к принятию: использование эвристик вместо систематического анализа
- Имидж и телевидение
- Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений
- Краткий привал на пути к устойчивому убеждению
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок
- Создание четких, ясных и категоричных установок
- Показать, да как следует...
- Повтор комплексных сообщений
- Закрепление результата: убедить на все времена
- Еще разок, да посильнее, а потом еще и еще раз
- Систематический анализ: активное мышление порождает прочные установки
- Установки: независимые зависимости
- Что сильней: первое впечатление или последнее слово?
- Установки переходят в поведение: у последней черты
- Когда ситуация оказывается сильнее установок
- Когда установки порождают действие: условия постоянства
- Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании.
- Награда за труды, или плоды убеждения
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения
- Упрямый ум: сопротивление и избирательное подчинение
- Сила в структуре: когнитивные основы стойкости установок
- Можете сколько угодно дискредитировать мои данные (у меня есть еще).
- Виды актуальности: мотивационные основы сопротивления и податливости убеждению
- Преодоление сопротивления: освобождение тоталитарного эго
- В ожидании суда (необходимость отчитываться)
- Играть роль «адвоката дьявола» не грешно
- Нажать на нужную клавишу
- Другая крайность: излишняя податливость
- Слабое сопротивление: возможные случаи
- Повышение сопротивляемости
- Мобилизация сил для противостояния
- Предрассудок: установка, которая может убивать
- В наше время
- В былые времена
- Интерес социальной психологии к предрассудкам
- Некоторые источники предвзятых установок
- Заключительное замечание: как быть восприимчивым, но не мягкотелым
- Подведем итоги…
- Вопросы и упражнения
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете
- Включенность сознания и осознание влияния
- Осознание, ассоциации и эмоции
- Осознание и психические процессы высшего порядка
- Переход на автоматический режим
- Невербальные (и не обязательно осознаваемые) сообщения
- Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу
- Видимые и слышимые признаки эмоций и лжи
- Убеждение и невербальная коммуникация
- Самовосприятие невербальных действий: я киваю, поэтому я соглашаюсь
- Подпороговые стимулы: незаметное влияние
- Возможности подпорогового «визуального ряда»: изменение мнения
- Если сообщение передается на уровне ниже слухового порога или включено в печатные материалы, то влияние менее вероятно
- Этика влияния — осознаваемого и неосознаваемого
- Включенность сознания и осознание: заключение
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по...
- Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?
- Справедливость и тенденциозность: все дело в равновесии
- Трудноуловимое влияние социально-психологических особенностей состязательной системы
- В полицейском участке: сбор фактов
- Показания свидетелей: но я видел это собственными глазами
- Маленькое дружеское признание
- В зале суда: битва за умы
- Маленькие хитрости адвокатов
- Свидетели, опознавшие преступника
- В совещательной комнате присяжных
- Редкое явление— власть немногих
- Когда влияет то, что не должно влиять
- Слушается дело: психология против закона. Заключительное слово
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья
- Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения?
- Усиление мотивации: когда игра стоит свеч
- Повышение заметности экологических проблем: как сделать, чтобы люди всегда помнили о необходимости экологически грамотного поведения
- От личных привычек к глобальному загрязнению: «с миру по нитке»
- Сохранение и укрепление здоровья
- Массовое убеждение: становится ли информированный народ здоровее?
- Предписания врача: почему пациенты их не выполняют?
- Социально-психологические пути к психическому здоровью
- Как ни назови психотерапию... Все равно это влияние
- Психотерапия как убеждающая коммуникация
- Когнитивно-бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия: подумай и помоги себе сам
- Диссонанс и психотерапия: обязательства, выбор и усилия
- Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Приложение 1 экспериментальные методы исследований
- Корреляционные методы в полевых исследованиях
- Эксперимент является источником информации о причинной обусловленности
- Обобщение результатов экспериментов: статистические выводы
- Применение результатов лабораторных исследований на практике
- Приложение 2 оценка установок и их компонентов
- Оценка установок: каждый исследователь выбирает метод на свой вкус.
- Измерение других компонентов систем установок
- Литература
- Книга-почтой
- Заказать книги издательского дома «питер» можно любым удобным для вас способом:
- Книга-почтой
- Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».
- Внимание специалистам книжного бизнеса!
- Каждое из этих представительств работает с клиентами по единому стандарту издательского дома .(питер».
- Уважаемые господа! книги издательского дома «питер» вы можете приобрести оптом и в розницу у наших региональных партнеров.