Теория социального научения
Многое из того, чему мы научаемся в этой жизни, не требует от нас каких-либо внешних усилий и получения ощутимого вознаграждения. Мы наблюдаем за окружающими, слушаем, читаем и посредством этого косвенно учимся повторять за другими то, что имеет позитивные последствия, и не делать того, результатом чего оказываются неприятности, болезни, травмы, отверженность обществом или что-нибудь еще похуже. Теория социального научения включает в себя основные принципы инструментального научения, в том числе и принцип научения посредством наблюдения за определенными моделями поведения, их последствиями и имитацией продемонстрированного поведения. Есть и другой способ научиться делать что-либо, не опираясь на самостоятельные действия или действия окружающих: это вербальные инструкции, которые учат нас правилам поведения. Правилами называются своеобразные подсказки — как вести себя в тех или иных ситуациях — вербально закодированные в инструкциях, указаниях, советах, а также, например, в пословицах и поговорках. Помните «золотое правило», выученное еще в начальной школе: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе? Оно учит нас делать добро незнакомым людям прежде, чем те ответят нам добром на добро. Изучение правил состоит из распознавания поведенческих контекстов, в которых применимы данные правила, и последующего анализа закономерностей подкрепления, следующего за выполнением или нарушением правил. Общество стремится передать будущим поколениям накопленную им мудрость, равно как и предрассудки, и прочие нелепицы, через нормы поведения. Тем не ме-
62
нее, если правила подвергаются интернализации и становятся «личными принципами», они начинают оказывать мощное влияние на наше поведение и представления о самих себе. Источником многих отрицательных поведенческих проявлений, в которых отражаются наши застенчивость, заниженная самооценка, тревожность или излишняя чувствительность к постороннему влиянию, оказываются правила самоограничения, которые мы применяем к самим себе вне зависимости от реальной ситуации.
Это наблюдение подводит нас к другой важной характеристике теории социального научения: данная теория особо отмечает значимость для нашего поведения тех ожиданий, которые мы питаем относительно самих себя, а также знаний (когниций) в целом. Каждый из нас формирует в себе представления о том, насколько успешными мы можем оказаться при выполнении той или иной задачи, при совершении действий в определенных условиях, при взаимодействии с определенными людьми. Обладая высокой самоэффективностью, мы настраиваем себя на успех, прилагаем больше усилий к достижению цели, больше упорства и настойчивости, а в случае неудачи делаем выводы о том, что нам достался слишком крепкий орешек и над ним нужно лишь подольше попотеть (Bandura, 1982). Если мы поступаем именно так, шансы на успех растут, а это гарантирует положительную обратную связь, которая, соответственно, повышает нашу самоэффективность. Люди же с низкой самоэффективностью начинают с утверждения того, что не хватают звезд с неба в данной области, будь то математика, спорт, танцы или политические дискуссии. Они избегают ситуаций проявления своих способностей, таким образом лишая себя необходимой тренировки, или же чрезмерно волнуются, если им все-таки приходится делать то, в чем они не уверены. Предвкушая поражение, эти люди прикладывают меньше усилий, чем могли бы. Они теряют интерес к деятельности, отступают, если задача становится слишком трудной (для всех!), и приходят к выводу, что причины трудностей кроются не в самой задаче, а в личной неспособности справиться с ней. Их ожидания чаще всего сбываются — результат оказывается плачевным («Вот видишь, я же тебе говорил!»). А что они говорят, если все-таки достигают успеха? «Да мне просто повезло». Таким образом, успех или позитивные последствия их деятельности никак не сказываются на изменении негативного самовосприятия.
Данные примеры, связанные с самоэффективностью, показывают нам, каким образом внутренний комплекс представлений и убеждений может повлиять на поведение, которое в свою очередь оказывает влияние на окружение. Реакция окружения дает обратную связь, которая оказывает свое воздействие на представления человека о себе. Взаимосвязь между личностью, поведением и окружением представляет собой постоянное эквивалентное взаимодействие, в котором каждый элемент влияет на остальные два и, в свою очередь, подвергается влиянию с их стороны. То, что мы делаем, сказывается на нашем окружении. Мы воспринимаем последствия наших действий как своего рода доказательства того, что некоторая часть нас самих, определившая эти последствия, существует. Подобные мысли, представления, ожидания и эмоциональные реакции могут руководить нашим поведением за счет того, что направляют наш выбор занятий, задач, ситуаций и компаньонов, равно как и суть наших реакций на все это. То, что мы делаем, последствия этих действий, которые мы воспринимаем как закономерно связанные с нашим поведением, и то, как мы относимся к собственным действиям и их последствиям, создают бихе-
63
виоральную систему, которая способна как катализировать наше личностное развитие, так и тормозить его.
Как бы то ни было, справедливо и то, что некоторые наши мысли и чувства не получают внешнего выражения в действиях. Точно так же мы совершаем некоторые действия автоматически или бездумно и не получаем обратной связи, которая бы влияла на наше внутреннее состояние. Таким образом, некоторые образцы поведения можно изменить напрямую, без предварительного изменения внутренних процессов, и сходным образом изменение некоторых установок и представлений может никак не сказаться на поведении.
Примеры производственной мудрости. В случае с Джейсоном стремление оказаться на работе вовремя можно приписать нововведенным поощрениям, которые оказались в прямой зависимости от его поведения. Каждый раз, проявив пунктуальность, он зарабатывает очко, из которых по итогам месяца может сложиться настоящий приз. Многие компании решили использовать этот прием на практике и остались довольны результатом. Например, одна из компаний, занимающихся разработкой металлоизделий, использовала принцип позитивного закрепления для того, чтобы привить привычку к пунктуальности своим секретарям, продавцам и служащим на складе. Было решено проводить лотерею, право на участие в которой в конце каждого месяца получали бы те служащие, кто в течение месяца проявил примерную пунктуальность и посещаемость (за исключением очередных отпусков и похорон). Победителей ждали призы в виде цветных телевизоров и различной бытовой техники. Шансы на выигрыш для каждого участника составляли 1 к 25. По данным отдела кадров этой компании, за первый год проведения лотереи количество прогулов и опозданий снизилось на 75 % (Nord, 1970). Сегодня в металлопромышленности можно встретить немало «джейсонов», ведущим стимулом для которых является премия «лучшему труженику месяца».
Много их и в мире больших универмагов. Во время одного из экспериментов, который проводился в крупном столичном магазине, ученые изучали проблему влияния закономерного закрепления на усердие торгового персонала (Luthans et al., 1981). Первый этап, длившийся четыре недели, состоял из наблюдения за сотрудниками 16 отделов. Внимание исследователей было сконцентрировано на продажах, складской работе и других производственных процессах, включая посещаемость, а также на частоте проявления того поведения, которое соответствовало стандартам компании. По истечении контрольного срока служащим заботливо напоминали о принятых в компании стандартах — о планах продаж, о дозволенном количестве отгулов и т. п. На протяжении следующих четырех недель сотрудники 8 отделов (экспериментальная группа, отобранная по случайному принципу) получали систематическое поощрение за продуктивность, отвечающую или превышающую нормативы. Поощрения, присуждавшиеся каждую неделю, включали в себя: 1) оплачиваемые отгулы (с сохранением зарплаты или с выдачей эквивалента наличными) — количество дней определялось производительностью труда данного сотрудника: 2) право на участие в лотерее — на этот раз призом являлся отпуск на двоих за счет компании. Служащим оставшихся 8 отделов (контрольной группе) не предлагалось никаких поощрений за отличную работу. В течение второго контрольного срока исследователи также наблюдали за частотой проявлений поведения, соответствующего стандар-
64
Рис. 2.1. Вознаграждение за труд окупается.
Систематическое закрепление повышает частоту проявлений желаемого и продуктивного поведения при продажах. Как только продавцы универмага начали получать дополнительные отгулы и право на участие в лотерее в ответ на правильное производственное поведение, они стали работать значительно продуктивнее, чем те, кто не получал никаких поощрений.
там компании. Что же показали результаты? На рис. 2.1 представлена частота проявлений желаемого поведения у сотрудников из обеих групп. Несмотря на то что производительность труда в обеих группах была практически одинаковой на протяжении первого четырехнедельного периода (точка отсчета), усердие группы, получавшей подкрепление, существенно возросло, как только в ней было объявлено о возможных поощрениях, и в результате эта группа оставила вторую далеко позади.
Детские проблемы. Эффективность положительного закрепления самым неожиданным способом помогла «проблемным» ученикам одной из средних школ Калифорнии (Grayetal., 1974). Вместо того чтобы пытаться воздействовать на поведение делинквентных подростков напрямую, поощряя правильные действия, психолог и специалист-дефектолог попытались научить детейформировать поведение учителей.
Исследователи встали на сторону проблемных детей для того, чтобы научить их изменять поведение учителей, создававших пресловутые проблемы на основании того, что большая часть детей обладала слабыми социальными навыками и прилепленным ярлыком «неисправимых». Оба эти фактора, как представлялось исследователям, приводили к некоторой предвзятости в учительском поведении, а в дальнейшем и к ощутимой тенденции без раздумий исключать учеников из школы и в целом
65
отказываться от работы с ними. Итак, из числа «неисправимых» были отобраны семеро детей, в возрасте от 12 до 15 лет. Они стали участниками тренинга по изменению поведения. Ученики получили представление о «различных закреплениях, которые можно использовать при формировании учительского поведения». Среди поощрений, допустимых в общении с учителями, были улыбки, вхождение в визуальный контакт и спокойное поведение на своем месте. Кроме того, ученики получили возможность попрактиковаться в одобрении учителя: «Мне нравится работать в классе, когда учитель хорошо относится к детям». Также они учились пресекать негативное поведение учителя с помощью, например, такой фразы: «Мне очень трудно выполнять задание, когда вы на меня сердитесь» (Grayetal., 1974,p. 44). Эти приемы, несмотря на их сложность, были в конечном итоге освоены, и дети, вооруженные каждый своим арсеналом поощрений, были «выпущены» на учителей.
Согласно показаниям как детей, так и независимых наблюдателей, количество позитивных контактов «учитель—ученик» резко возросло, тогда как количество негативных контактов снизилось. В течение недели перед началом детской «контратаки» состоялось, в среднем, 8 позитивных и 18 негативных контактов на одного ученика. Всего лишь через пять недель применения нового поведения количество позитивных контактов возросло до 32, тогда как негативные моменты были практически сведены к нулю.
Вероятно, самым важным с точки зрения педагогов является тот факт, что юные специалисты по изменению поведения обрели чувство уверенности в собственной способности управлять школьной средой. Другими словами, источники влияния сами подверглись влиянию. Они узнали о том, что обладают определенной возможностью контролировать ситуацию. На практическом уровне этот эксперимент дает пример продуктивного способа улучшения межличностных отношений. Очевидным становится и то, что наши действия оказывают огромное влияние на других людей, даже если мы этого не осознаем. Во всяком случае, для одного из авторов это представляется вполне правдоподобным. По мнению окружающих, его юные дочери «знают, на какую кнопку нужно жать», чтобы заставить его делать то, что они хотят, но так, чтобы он думал, что хочет этого сам.
Разумеется, вы понимаете, что далеко не все последствия наших действий оказываются позитивными. Поведение, которое влечет за собой негативные последствия или какие-либо наказания, проявляется, как правило, все реже и реже. Наказание — это стимул, появление которого вследствие определенного поведения ведет к снижению частоты проявления этого поведения. Если вы открыто высмеиваете друга за необдуманное высказывание, велика вероятность (на что вы, собственно, и рассчитываете), что в будущем он воздержится от подобных ошибок.
Если за приобретенным поведением не следует закрепления и частота проявления этого поведения снижается, возникает эффект угасания. Когда ученик средней школы на уроке знаний о здоровье задает учителю деликатные вопросы на тему человеческой сексуальности, а учитель игнорирует эти вопросы, школьник делает выводы, что расспрашивать учителя о сексуальном поведении бесполезно. К закреплению (в данном случае, к ответам) такие действия не приводят. Возникает желание прекратить задавать вопросы этому конкретному учителю. Если большинство взрослых уклоняются от ответа на подобные щекотливые вопросы, данное поведение (поиск информации) может прекратиться вовсе или «уйти в подполье».
66
- Электронное оглавление
- Глава 1 мир влияния 20
- Глава 2 влияние и поведение 54
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями 89
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово 122
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок 156
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения 184
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете 219
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по... 257
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья 291
- Электронный список иллюстраций
- Социальное влияние
- 953000 - Книги н брошюры.
- 197110, Санкт-Петербург. Чкаловский пр., 15. Содержание
- Глава 1. Мир влияния 14
- Глава 2. Влияние и поведение 58
- Глава 3. Влияние на установки через поведение: действия
- Глава 4. Изменение установок посредством убеждения:
- Глава 5. Убедить надолго: настойчивость и поведенческие
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян
- Глава 7. Влияние, включенность сознания и бессознательное:
- Глава 8. Влияние в правовой системе: правосудие по 315
- Глава 9. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья. 358
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- Глава 1 мир влияния
- Социальное влияние: процессы и среда
- Зал славы (и позора) влияния Межличностное влияние: обращение в новую веру и личный контакт
- Коммуникация и убеждение: «Повтори-ка еще разок, Сэм!»
- Влияние средств массовой информации: нет дыма без огня (и без рекламы)
- Три кита влияния: установка, поведение, когниция
- Установочная система
- Основной тезис: перемены порождают перемены
- Прочие тезисы, основанные на ведущей роли установок
- Подходы социальной психологии
- Что впереди?
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 2 влияние и поведение
- Изменение поведения в результате социального научения
- Инструментальное научение и подкрепление
- Теория социального научения
- Подражание агрессии
- Инь и Ян подражания
- Одобрение и неодобрение: сила социальных наград
- Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания
- Причины конформности
- Конформность: хорошо это или плохо?
- Подчинение: поведение, основанное на чужом авторитете
- Сценарий Милграма: стали бы вы мучить человека электротоком, если бы вас попросил об этом Гитлер?
- Объяснение необычного поведения с помощью обычного
- Нажимая кнопку «Выход неподчинением»
- Психология «коленного рефлекса»: влияние через эвристику
- Правило взаимности
- Правило чувства долга
- Шесть контекстов и принципов согласия по Чалдини
- Точка расхождения: когда внешнее влияние становится источником внутренних перемен
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями
- Атрибуция и самоатрибуция
- Теория атрибуции
- Самоубеждение и исполнение роли
- Весь мир — театр… и мы попросту играем роли
- Психология самооправдания: теория диссонанса
- Факторы, влияющие на силу диссонанса
- Диссонанс и недостаточная оправданность: чем меньше, тем больше
- От противоречия в действиях к диссонансу — необходимые условия.
- Способы снижения диссонанса
- Диссонанс и неэтичное деловое решение
- Диссонанс, самоатрибуция и самоутверждение: сходство и различия
- В помощь самоутверждению
- Заключительное замечание
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово
- «А вам понравилось?» процессы социального сравнения
- Сходное мнение о частных свойствах
- Сходство мнений
- Различие как основа для сравнения
- Убеждающее сообщение. «целься!.. Пли!..»
- Этапы процесса убеждения
- Начальный и заключительный этапы
- Представление и предъявление
- Фильтрация идей
- Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
- Внимание
- Настройка на определенную волну
- Точная настройка и борьба с помехами
- Понимание
- Принятие: самое трудное
- Когнитивные реакции: «о! Это хорошая мысль»
- Кратчайшие пути к принятию: использование эвристик вместо систематического анализа
- Имидж и телевидение
- Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений
- Краткий привал на пути к устойчивому убеждению
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок
- Создание четких, ясных и категоричных установок
- Показать, да как следует...
- Повтор комплексных сообщений
- Закрепление результата: убедить на все времена
- Еще разок, да посильнее, а потом еще и еще раз
- Систематический анализ: активное мышление порождает прочные установки
- Установки: независимые зависимости
- Что сильней: первое впечатление или последнее слово?
- Установки переходят в поведение: у последней черты
- Когда ситуация оказывается сильнее установок
- Когда установки порождают действие: условия постоянства
- Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании.
- Награда за труды, или плоды убеждения
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения
- Упрямый ум: сопротивление и избирательное подчинение
- Сила в структуре: когнитивные основы стойкости установок
- Можете сколько угодно дискредитировать мои данные (у меня есть еще).
- Виды актуальности: мотивационные основы сопротивления и податливости убеждению
- Преодоление сопротивления: освобождение тоталитарного эго
- В ожидании суда (необходимость отчитываться)
- Играть роль «адвоката дьявола» не грешно
- Нажать на нужную клавишу
- Другая крайность: излишняя податливость
- Слабое сопротивление: возможные случаи
- Повышение сопротивляемости
- Мобилизация сил для противостояния
- Предрассудок: установка, которая может убивать
- В наше время
- В былые времена
- Интерес социальной психологии к предрассудкам
- Некоторые источники предвзятых установок
- Заключительное замечание: как быть восприимчивым, но не мягкотелым
- Подведем итоги…
- Вопросы и упражнения
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете
- Включенность сознания и осознание влияния
- Осознание, ассоциации и эмоции
- Осознание и психические процессы высшего порядка
- Переход на автоматический режим
- Невербальные (и не обязательно осознаваемые) сообщения
- Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу
- Видимые и слышимые признаки эмоций и лжи
- Убеждение и невербальная коммуникация
- Самовосприятие невербальных действий: я киваю, поэтому я соглашаюсь
- Подпороговые стимулы: незаметное влияние
- Возможности подпорогового «визуального ряда»: изменение мнения
- Если сообщение передается на уровне ниже слухового порога или включено в печатные материалы, то влияние менее вероятно
- Этика влияния — осознаваемого и неосознаваемого
- Включенность сознания и осознание: заключение
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по...
- Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?
- Справедливость и тенденциозность: все дело в равновесии
- Трудноуловимое влияние социально-психологических особенностей состязательной системы
- В полицейском участке: сбор фактов
- Показания свидетелей: но я видел это собственными глазами
- Маленькое дружеское признание
- В зале суда: битва за умы
- Маленькие хитрости адвокатов
- Свидетели, опознавшие преступника
- В совещательной комнате присяжных
- Редкое явление— власть немногих
- Когда влияет то, что не должно влиять
- Слушается дело: психология против закона. Заключительное слово
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья
- Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения?
- Усиление мотивации: когда игра стоит свеч
- Повышение заметности экологических проблем: как сделать, чтобы люди всегда помнили о необходимости экологически грамотного поведения
- От личных привычек к глобальному загрязнению: «с миру по нитке»
- Сохранение и укрепление здоровья
- Массовое убеждение: становится ли информированный народ здоровее?
- Предписания врача: почему пациенты их не выполняют?
- Социально-психологические пути к психическому здоровью
- Как ни назови психотерапию... Все равно это влияние
- Психотерапия как убеждающая коммуникация
- Когнитивно-бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия: подумай и помоги себе сам
- Диссонанс и психотерапия: обязательства, выбор и усилия
- Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Приложение 1 экспериментальные методы исследований
- Корреляционные методы в полевых исследованиях
- Эксперимент является источником информации о причинной обусловленности
- Обобщение результатов экспериментов: статистические выводы
- Применение результатов лабораторных исследований на практике
- Приложение 2 оценка установок и их компонентов
- Оценка установок: каждый исследователь выбирает метод на свой вкус.
- Измерение других компонентов систем установок
- Литература
- Книга-почтой
- Заказать книги издательского дома «питер» можно любым удобным для вас способом:
- Книга-почтой
- Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».
- Внимание специалистам книжного бизнеса!
- Каждое из этих представительств работает с клиентами по единому стандарту издательского дома .(питер».
- Уважаемые господа! книги издательского дома «питер» вы можете приобрести оптом и в розницу у наших региональных партнеров.