Нажать на нужную клавишу
Используя описанные выше методы, мы в первую очередь пытаемся «обойти» когнитивные процессы и структуры, которые защищают установки и мнения от изменений. В основе последнего из методов, о которых мы собираемся здесь рассказать, лежат главным образом мотивационные аспекты сопротивления и потребности, обслуживаемые установками. Мы видели, что установки приносят большую пользу. Они играют роль обобщающих оценок, которые могут управлять нашим поведением, и эталонных мнений, которые наделяют смыслом и упорядочивают сложный и часто сбивающий нас с толку окружающий мир.
У некоторых установок есть даже более узкоспециальные функции (Katz, 1960;Smithetal., 1956). В главе 1 и в начале этой главы говорилось о том, что наши наиболее важные установки влияют на формирование нашей личной идентичности, определяя наши представления о себе и помогая нам выразить самые глубокие убеждения. Эту функцию установок называютценностно-экспрессивной функцией. Установка может также выполнятьфункцию самозащиты — она может быть утверждением какого-либо чувства или мнения, несовместимого с внутренними конфликтами и тревогами, таким образом защищая индивидуума от осознания наличия конфликта. Установка может выполнять такжепознавательную функцию. Установка может давать индивидууму ощущение, что он понимает окружающий мир и может им управлять — т. е.знание. И, наконец, еще одна функция установок — этосоциальная адаптация; выражая установку, индивидуум получает возможность включиться в значимые социальные группы и ситуации.
Такой функциональный подход позволяет заключить, что установка изменится в том случае, если потребность, которую она обслуживает, будет удовлетворена или устранена другими средствами, или если окажется, что той же потребности лучше служит другая установка (Негек, 1986). Таким образом, убеждающие сообщения имеют больше шансов изменить установки человека в тех случаях, когда они адресованы тем функциям, которые обслуживаются релевантными установками (SnyderandDeBono, 1987).
В одной серии исследований было обнаружено, что существуют две категории людей: 1) те, кто высоко ценит свою гармоничную включенность в социальные ситуации и работает над этим; и 2) те, кто высоко ценит последовательность своего поведения, осмысленно отражающую внутренние чувства, мнения и ценности. Тех, кто относится к первой группе, называют людьми с высоким уровнем самомониторинга (Snyder, 1979), потому что они внимательно следят за ситуацией в поисках сигналов, по которым они могли бы понять, какая самопрезентация соответствует данной ситуации. Такие люди склонны сохранять те установки, которые выполняют функцию социальной адаптации. Тех, кто принадлежит ко второй группе, называют людьми снизким уровнем самомониторинга, потому что они не ориентируют свое поведение на ситуацию; они, как правило, придерживаются ценностно-экспрессивных установок. Соответственно, люди каждого из этих типов будут сильнее менять свои
246
установки в ответ на те убеждающие сообщения, которые адресованы их специфическим потребностям. В одном исследовании эти рассуждения получили подтверждение. Было обнаружено, что люди с высоким уровнем самомониторинга предпочитали рекламу товаров, основанную на социальном образе пользователя этого товара, в то время как люди с низким уровнем самомониторинга предпочитали рекламу, в которой подчеркивалось качество и полезность товара (SnyderandDeBono, 1985). В другом исследовании сообщение, касавшееся социально-политической проблемы, включало в себя авторитетную информацию либо о точке зрения людей, принадлежащих к группе равных реципиентам, либо о позиции людей, придерживающихся желательных личных ценностей. Люди с высоким уровнем самомониторинга сильнее изменили свои установки в ответ на информацию о мнении равных им людей (мотив социальной адаптации), в то время как люди с низким уровнем самомониторинга сильнее изменились тогда, когда сообщение содержало информацию о лежащих в его основе ценностях (ценностно-релевантный мотив) (DeBono, 1987).
Так же как для применения метода наводящих вопросов необходимо заранее знать позицию человека-«мишени», которого вы собираетесь убеждать, для применения метода убеждения, нацеленного на функции установок, надо знать, какой функции служит данная установка человека-«мишени». В одной работе приводится следующий пример (Herek, 1986). Жители одного микрорайона, г-жа Вагнер и г-н Адамс, являются противниками плана постройки в их микрорайоне больницы, специализирующейся на лечении больных СПИДом. Г-жа Вагнер отрицательно относится к плану строительства больницы потому, что для нее СПИД ассоциируется с гомосексуализмом, который она отвергает из религиозных соображений. Г-жа Вагнер выражает свою личную идентичность и свои ценности через свои религиозные убеждения. Таким образом, ее установка против строительства больницы, специализирующейся на лечении больных СПИДом, частично выполняет более широкую ценностно-экспрессивную функцию. Для г-на Адамса СПИД тоже ассоциируется с гомосексуализмом, который для него является психологическим «пунктиком»: у него гомофо-бия. Его установка выполняет функцию самозащиты.
Зная все это, стали бы вы пытаться с помощью одной и той же коммуникации убедить обоих согласиться на строительство больницы? Конечно же, нет. Сообщение должно быть составлено «по индивидуальному заказу», чтобы оно соответствовало потребностям конкретных людей-«мишеней». В сообщении для г-жи Вагнер можно попытаться убедить ее в том, что она лучше всего выразит свои религиозные убеждения, если энергично поддержит план строительства больницы — таким образом она проявит благочестивую любовь к ближнему и истинное христианское милосердие, позаботившись о несчастных, которых обходят стороной черствые и бесчувственные нечестивцы. Можно даже заставить ее вспомнить притчу о добром самарянине, примеру которого она последует, если поможет попавшим в беду людям, особенно когда другие торопятся пройти мимо.
В сообщении для г-на Адамса можно указать на то, что СПИДом болеют далеко не только гомосексуалисты; его жертвами также являются люди гетеросексуальной ориентации, наркоманы, употребляющие наркотики внутривенно, и даже дети, заболевшие в результате переливания зараженной крови. Может быть, стоит подчеркнуть, что в процессе исследования течения СПИДа ученые могут открыть секрет лечения рака и других болезней иммунной системы, которыми г-н Адаме может за-
247
болеть, как и всякий другой человек. У таких индивидуумов очень сильная когнитивная предвзятость, а вопрос обладает для них высокой эго-актуальностью, но у вас появится шанс их убедить, если ваши аргументы будут нацелены на функции, которым служат их установки. К каждому человеку необходим свой подход.
- Электронное оглавление
- Глава 1 мир влияния 20
- Глава 2 влияние и поведение 54
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями 89
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово 122
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок 156
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения 184
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете 219
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по... 257
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья 291
- Электронный список иллюстраций
- Социальное влияние
- 953000 - Книги н брошюры.
- 197110, Санкт-Петербург. Чкаловский пр., 15. Содержание
- Глава 1. Мир влияния 14
- Глава 2. Влияние и поведение 58
- Глава 3. Влияние на установки через поведение: действия
- Глава 4. Изменение установок посредством убеждения:
- Глава 5. Убедить надолго: настойчивость и поведенческие
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян
- Глава 7. Влияние, включенность сознания и бессознательное:
- Глава 8. Влияние в правовой системе: правосудие по 315
- Глава 9. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья. 358
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- Глава 1 мир влияния
- Социальное влияние: процессы и среда
- Зал славы (и позора) влияния Межличностное влияние: обращение в новую веру и личный контакт
- Коммуникация и убеждение: «Повтори-ка еще разок, Сэм!»
- Влияние средств массовой информации: нет дыма без огня (и без рекламы)
- Три кита влияния: установка, поведение, когниция
- Установочная система
- Основной тезис: перемены порождают перемены
- Прочие тезисы, основанные на ведущей роли установок
- Подходы социальной психологии
- Что впереди?
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 2 влияние и поведение
- Изменение поведения в результате социального научения
- Инструментальное научение и подкрепление
- Теория социального научения
- Подражание агрессии
- Инь и Ян подражания
- Одобрение и неодобрение: сила социальных наград
- Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания
- Причины конформности
- Конформность: хорошо это или плохо?
- Подчинение: поведение, основанное на чужом авторитете
- Сценарий Милграма: стали бы вы мучить человека электротоком, если бы вас попросил об этом Гитлер?
- Объяснение необычного поведения с помощью обычного
- Нажимая кнопку «Выход неподчинением»
- Психология «коленного рефлекса»: влияние через эвристику
- Правило взаимности
- Правило чувства долга
- Шесть контекстов и принципов согласия по Чалдини
- Точка расхождения: когда внешнее влияние становится источником внутренних перемен
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями
- Атрибуция и самоатрибуция
- Теория атрибуции
- Самоубеждение и исполнение роли
- Весь мир — театр… и мы попросту играем роли
- Психология самооправдания: теория диссонанса
- Факторы, влияющие на силу диссонанса
- Диссонанс и недостаточная оправданность: чем меньше, тем больше
- От противоречия в действиях к диссонансу — необходимые условия.
- Способы снижения диссонанса
- Диссонанс и неэтичное деловое решение
- Диссонанс, самоатрибуция и самоутверждение: сходство и различия
- В помощь самоутверждению
- Заключительное замечание
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово
- «А вам понравилось?» процессы социального сравнения
- Сходное мнение о частных свойствах
- Сходство мнений
- Различие как основа для сравнения
- Убеждающее сообщение. «целься!.. Пли!..»
- Этапы процесса убеждения
- Начальный и заключительный этапы
- Представление и предъявление
- Фильтрация идей
- Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
- Внимание
- Настройка на определенную волну
- Точная настройка и борьба с помехами
- Понимание
- Принятие: самое трудное
- Когнитивные реакции: «о! Это хорошая мысль»
- Кратчайшие пути к принятию: использование эвристик вместо систематического анализа
- Имидж и телевидение
- Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений
- Краткий привал на пути к устойчивому убеждению
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок
- Создание четких, ясных и категоричных установок
- Показать, да как следует...
- Повтор комплексных сообщений
- Закрепление результата: убедить на все времена
- Еще разок, да посильнее, а потом еще и еще раз
- Систематический анализ: активное мышление порождает прочные установки
- Установки: независимые зависимости
- Что сильней: первое впечатление или последнее слово?
- Установки переходят в поведение: у последней черты
- Когда ситуация оказывается сильнее установок
- Когда установки порождают действие: условия постоянства
- Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании.
- Награда за труды, или плоды убеждения
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения
- Упрямый ум: сопротивление и избирательное подчинение
- Сила в структуре: когнитивные основы стойкости установок
- Можете сколько угодно дискредитировать мои данные (у меня есть еще).
- Виды актуальности: мотивационные основы сопротивления и податливости убеждению
- Преодоление сопротивления: освобождение тоталитарного эго
- В ожидании суда (необходимость отчитываться)
- Играть роль «адвоката дьявола» не грешно
- Нажать на нужную клавишу
- Другая крайность: излишняя податливость
- Слабое сопротивление: возможные случаи
- Повышение сопротивляемости
- Мобилизация сил для противостояния
- Предрассудок: установка, которая может убивать
- В наше время
- В былые времена
- Интерес социальной психологии к предрассудкам
- Некоторые источники предвзятых установок
- Заключительное замечание: как быть восприимчивым, но не мягкотелым
- Подведем итоги…
- Вопросы и упражнения
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете
- Включенность сознания и осознание влияния
- Осознание, ассоциации и эмоции
- Осознание и психические процессы высшего порядка
- Переход на автоматический режим
- Невербальные (и не обязательно осознаваемые) сообщения
- Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу
- Видимые и слышимые признаки эмоций и лжи
- Убеждение и невербальная коммуникация
- Самовосприятие невербальных действий: я киваю, поэтому я соглашаюсь
- Подпороговые стимулы: незаметное влияние
- Возможности подпорогового «визуального ряда»: изменение мнения
- Если сообщение передается на уровне ниже слухового порога или включено в печатные материалы, то влияние менее вероятно
- Этика влияния — осознаваемого и неосознаваемого
- Включенность сознания и осознание: заключение
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по...
- Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?
- Справедливость и тенденциозность: все дело в равновесии
- Трудноуловимое влияние социально-психологических особенностей состязательной системы
- В полицейском участке: сбор фактов
- Показания свидетелей: но я видел это собственными глазами
- Маленькое дружеское признание
- В зале суда: битва за умы
- Маленькие хитрости адвокатов
- Свидетели, опознавшие преступника
- В совещательной комнате присяжных
- Редкое явление— власть немногих
- Когда влияет то, что не должно влиять
- Слушается дело: психология против закона. Заключительное слово
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья
- Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения?
- Усиление мотивации: когда игра стоит свеч
- Повышение заметности экологических проблем: как сделать, чтобы люди всегда помнили о необходимости экологически грамотного поведения
- От личных привычек к глобальному загрязнению: «с миру по нитке»
- Сохранение и укрепление здоровья
- Массовое убеждение: становится ли информированный народ здоровее?
- Предписания врача: почему пациенты их не выполняют?
- Социально-психологические пути к психическому здоровью
- Как ни назови психотерапию... Все равно это влияние
- Психотерапия как убеждающая коммуникация
- Когнитивно-бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия: подумай и помоги себе сам
- Диссонанс и психотерапия: обязательства, выбор и усилия
- Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Приложение 1 экспериментальные методы исследований
- Корреляционные методы в полевых исследованиях
- Эксперимент является источником информации о причинной обусловленности
- Обобщение результатов экспериментов: статистические выводы
- Применение результатов лабораторных исследований на практике
- Приложение 2 оценка установок и их компонентов
- Оценка установок: каждый исследователь выбирает метод на свой вкус.
- Измерение других компонентов систем установок
- Литература
- Книга-почтой
- Заказать книги издательского дома «питер» можно любым удобным для вас способом:
- Книга-почтой
- Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».
- Внимание специалистам книжного бизнеса!
- Каждое из этих представительств работает с клиентами по единому стандарту издательского дома .(питер».
- Уважаемые господа! книги издательского дома «питер» вы можете приобрести оптом и в розницу у наших региональных партнеров.