Когда ситуация оказывается сильнее установок
Обычно мы ценим в других людях принципиальность и последовательность, но сами отнюдь не всегда действуем согласно своим установкам и убеждениям. В самом деле, многие из изученных нами процессов влияния зависят от силы ситуационных факторов — достаточны ли они для того, чтобы перевесить личностные факторы, убеждения и ценности конкретного человека.
Вспомните, как в ходе экспериментов на групповую конформность, проведенных Ашем, многие участники публично объявляли одинаковыми два отрезка разной длины, поддавшись социальному давлению ошибочного единодушия группы. Впрочем, это единодушие стремительно шло на убыль, едва у участников появлялась возможность высказать свое мнение без свидетелей, — что свидетельствовало о разнице позиций, основанных, с одной стороны, на социальной конформности и на личных убеждениях человека — с другой.
Сходный конфликт между внутренними состояниями и внешними действиями проявили и «послушные» участники экспериментов Милграма. Они согласились принять участие в исследовании, осознавая свою задачу — помочь другому участнику, «ученику», стимулировать процессы запоминания, но уже очень скоро, обнаружив, что не столько помогают ему, сколько причиняют боль, они испытали раскол в своих чувствах. Многие сильно переживали по поводу вынужденного применения чрезвычайно болезненных мер в качестве наказания, они вслух выражали свое несогласие с ходом эксперимента, но продолжали при этом подчиняться исследователю. Их шокирующее поведение в гораздо большей степени контролировалось мощными ситуационными факторами, чем мотивацией причинить боль «ученику», другими антисоциальными установками или позитивными ценностями, актуальными на момент начала эксперимента.
Значимые другие. Через всю книгу, которую вы держите в руках, проходит мысль о том, что в повседневной жизни мы постоянно имеем дело с людьми, чья специальность — оказывать на нас влияние в различных ситуациях. Однако даже совершенно посторонние, случайные люди могут заставить нас проявить такое поведение, какое бы мы ни за что не избрали, руководствуясь исключительно своими установками. В телешоу Аллена Фанта «Скрытая камера» (предшественница «Полностью скрытой видеокамеры») использовался этот мощный принцип влияния во многих сценках, самая известная из которых показывала, как ничего не подозревающий человек, находящийся в лифте вместе с группой незнакомцев, становился спиной к выходу (либо поворачивался в любую другую сторону), как только все прочие делали то же самое.
Если посторонние люди в случайных ситуациях способны оказывать на нас столь мощное влияние, то что можно сказать о людях, играющих гораздо более значимые роли в нашей повседневной жизни? Отец девочки, мечтающей стать балериной, может купить дорогие билеты в театр и терпеливо высидеть все представление вместе с женой и дочерью, с готовностью сохраняя заинтересованный вид и широкую улыбку на лице, — при этом на дух не перенося балет! Молодая женщина, опасливо относящаяся к легализации абортов, тем не менее может отказаться
209
Рис. 5.5. Теория когнитивного опосредования действия.
Когнитивная цепочка, определяющая выбор поведения. Стрелками указано направление влияния. (Источник: Ajzen and Fishbein, 1980.)
от брошюры «Во имя жизни», если книжечку предложат ей в присутствии подруг, выступающих в поддержку свободы выбора. Употребляет ли старшеклассник наркотики? На этот вопрос обычно легко ответить, зная, употребляют ли их его друзья.
Роль «значимых других» в формировании и реализации взаимосвязи «установка—поведение», подчеркивается теорией обоснованного действия (AjzenandFishbein, 1980). Эта теория (см. рис. 5.5), утверждает, что основное влияние на поведение оказывают, и это вполне естественно,намерения (интенции) человека. Однако сейчас нас главным образом интересуют два фактора, непосредственно влияющие на эти намерения: 1) установки относительно определенного поведения, в свою очередь основанные на убеждениях и эмпирических знаниях относительно этого поведения и его возможных последствий, и 2) субъективные нормы, представляющие собой убеждения относительно того, одобряют или не одобряют такое поведение «значимые другие». Напрашивается вывод: в каждой конкретной ситуации установки могут руководить или не руководить поведением,— в зависимости от того, благоприятствуют ли конкретному поведению субъективные нормы, а также в зависимости от того, что имеет относительно большую важность для индивида: эта норма или имеющаяся у него установка. С этой точки зрения, убеждающее сообщение, вероятнее всего, вызовет изменения в установках и в поведении, — с условием: если оно способно сформировать и убеждения, касающиеся затронутой темы, и убеждения относительно того, что «значимые другие» думают по этому поводу и как они ведут себя в аналогичной ситуации.
Последовательность непоследовательности. Социальное давление, слабое или сильное, явное или подспудное — не единственная характеристика ситуации,
210
которая может вызвать поведение, не соответствующее установкам. Идущее в разрез с установками поведение может также быть вызвано занятостью, попыткой решить сразу несколько задач или просто стремлением к некоей цели, несовместимой с проявлением поведения, соответствующего установкам.
Один из авторов этой книги, ярый защитник окружающей среды, имеющий четко позитивную установку относительно вторичного использования отходов, недавно был сильно обрадован тем, что в городе, где он живет, начал осуществляться грандиозный план по переработке отходов. Каждая домохозяйка получила пластиковый контейнер для старых газет, консервных банок и стеклянных бутылок, менявшийся еженедельно. Жители города просто отделяли эти материалы от остального мусора и складывали их в контейнер, который раз в неделю забирали. Отличная идея! Автор и его семья сразу же и с огромным энтузиазмом включились в столь благородную по целям природозащитную акцию. Приятно все-таки ощущать себя сознательным гражданином!
Надо признать, сортировка и складирование вторсырья может с течением времени превратиться в утомительное занятие; кроме того, процесс вторичного использования отходов включает в себя много мелких неудобств и требует определенных затрат и времени, и усилий. Порой автор этой книги не выполняет своих обязательств по сортировке вторсырья. Выглядит это примерно так: весь вечер он хлопочет по хозяйству, и, когда уже почти все готово и вроде бы можно приступить к подготовке лекции, назначенной на завтрашнее утро, он вдруг вспоминает о сортировке и упаковке разного мусора, бутылок, консервных банок, пластика, газет, картонных коробок и т. д. «Да пропади оно все пропадом, нельзя же так! Сегодня мусор отправится в один пакет». А в следующий раз ему будет уже намного легче оправдать свое «неэкологичное» поведение нехваткой времени на первоочередные благие дела.
На собственном примере автор этой книги демонстрирует непостоянство связи «установка—поведение», аналогичное созданному исследователями в одном примечательном эксперименте на вмешательство стороннего наблюдателя (DarleyandBatson, 1973). Руководитель эксперимента предложил участникам перейти в другое здание, где им предстояло записать на пленку некое устное сообщение, которое, как они полагали, надо будет обдумать на первом этапе исследования. Оценка времени, оставшегося до начала записи — и, соответственно, для похода в студию через весь кампус — подвергалась манипуляциям инструктировавшего их руководителя эксперимента. Одной трети произвольно выбранных участников руководитель сказал, что у них более чем достаточно времени, чтобы успеть туда добраться, тогда как вторую группу предупредили, что им стоит поторопиться, чтобы прийти вовремя. Последней же трети участников было сказано, что они уже опаздывают и должны буквально бежать. Шагая из одного здания в другое, каждый участник эксперимента проходил мимо небрежно одетого человека, стонавшего и захлебывавшегося кашлем. Этот явно нуждающийся в помощи человек был на деле «сообщником» экспериментаторов. Их интересовало поведение участников — остановятся ли они, чтобы предложить этому человеку свою помощь, или же нет? Из той трети участников, которые никуда не спешили, 63% остановились помочь. Из тех же, кто «опаздывал», — лишь 10%, тогда как успевавшие «вовремя» разделились приблизительно
211
пополам: деятельное участие по отношению к страждущему незнакомцу проявили 45% последней подгруппы участников.
Когда «добрые самаряне» перестают быть таковыми. Прежде чем вы сможете осознать, почему мы наделили описанный эксперимент эпитетом «драматический», вам следует учесть еще две вещи. Во-первых, участниками эксперимента были студенты Принстонской духовной семинарии, т. е. люди, от которых можно было бы ожидать предрасположенности к альтруизму, — в отличие, скажем, от простых обывателей, жителей крупных городов. Во-вторых, семинаристы направлялись не куда-нибудь, а на обсуждение притчи о добром самарянине, в которой простой путник пришел на помощь израненному человеку, лежавшему на обочине дороги, тогда как священник и левит, занятые своими делами, просто прошли мимо. Напоминание об этой притче на первом этапе эксперимента было равнозначно предъявлению стимула, усиливающего положительную установку по отношению к оказанию помощи нуждающимся. Таким образом, отказавшись помочь страждущему, спешащие в студию семинаристы проявили поведение, явно идущее вразрез с их установками и теми действительно основополагающими ценностями, что были привнесены ими самими в условия эксперимента. Спешка и загруженность делами могут послужить этому причиной: даже хорошие люди могут подвергнуться их влиянию.
В оправдание семинаристов мы должны заметить, что, в определенном смысле, они все же продемонстрировали последовательность своего поведения: оказаться на месте вовремя значило оказать услугу руководителю эксперимента, — что в данной ситуации и было их основной задачей. Не личная бессердечность этих людей, а, скорее, конфликт между двумя отдельными видами помощи, требовавшими незамедлительного участия, возможно, скрывался за таким не характерным для семинаристов поведением по отношению к болящему (Batsonetal., 1978). Будет ли поведение основываться на имеющихся у нас установках, ценностях или особенностях нашей личности — это во многом зависит от того, как именно каждый из нас расценивает конкретную проблемную ситуацию и приоритетность требующих решения задач (и способов их решения).
Социальная психология увлекательна во многом из-за неопределенности того, насколько сильно может отразиться вмешательство внешних обстоятельств и действующих лиц на «нормальной» ситуации выражения чьих-то (подчас наших собственных) установок в поведении. При определенных условиях, нехватка времени и значимые другие становятся важнейшими составляющими социальных ситуаций, способных подавить активацию установок. Кроме того, «сломить» нас могут принципиальная новизна или нестандартность ситуации и действий участников этих ситуаций. В таких случаях не приходится ожидать немедленной автоматической активации наших установок, усвоенных нами привычек или когнитивных стратегий. Напротив, возникает некая нерешительность, раздвоенность, мешающая нам принять правильное решение относительно дальнейших действий. Стремясь поступить правильно, но не вполне понимая, какие действия можно считать «правильными» в конкретной ситуации, мы подавляем привычные поведенческие схемы, позволяя себе идти на поводу у броских ситуативных периферических стимулов. «Следуем за
212
лидером»; мы подчиняемся неким указателям и правилам дорожного движения; согласовываем свои действия с общей реакцией на происходящее.
- Электронное оглавление
- Глава 1 мир влияния 20
- Глава 2 влияние и поведение 54
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями 89
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово 122
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок 156
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения 184
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете 219
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по... 257
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья 291
- Электронный список иллюстраций
- Социальное влияние
- 953000 - Книги н брошюры.
- 197110, Санкт-Петербург. Чкаловский пр., 15. Содержание
- Глава 1. Мир влияния 14
- Глава 2. Влияние и поведение 58
- Глава 3. Влияние на установки через поведение: действия
- Глава 4. Изменение установок посредством убеждения:
- Глава 5. Убедить надолго: настойчивость и поведенческие
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян
- Глава 7. Влияние, включенность сознания и бессознательное:
- Глава 8. Влияние в правовой системе: правосудие по 315
- Глава 9. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья. 358
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- Глава 1 мир влияния
- Социальное влияние: процессы и среда
- Зал славы (и позора) влияния Межличностное влияние: обращение в новую веру и личный контакт
- Коммуникация и убеждение: «Повтори-ка еще разок, Сэм!»
- Влияние средств массовой информации: нет дыма без огня (и без рекламы)
- Три кита влияния: установка, поведение, когниция
- Установочная система
- Основной тезис: перемены порождают перемены
- Прочие тезисы, основанные на ведущей роли установок
- Подходы социальной психологии
- Что впереди?
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 2 влияние и поведение
- Изменение поведения в результате социального научения
- Инструментальное научение и подкрепление
- Теория социального научения
- Подражание агрессии
- Инь и Ян подражания
- Одобрение и неодобрение: сила социальных наград
- Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания
- Причины конформности
- Конформность: хорошо это или плохо?
- Подчинение: поведение, основанное на чужом авторитете
- Сценарий Милграма: стали бы вы мучить человека электротоком, если бы вас попросил об этом Гитлер?
- Объяснение необычного поведения с помощью обычного
- Нажимая кнопку «Выход неподчинением»
- Психология «коленного рефлекса»: влияние через эвристику
- Правило взаимности
- Правило чувства долга
- Шесть контекстов и принципов согласия по Чалдини
- Точка расхождения: когда внешнее влияние становится источником внутренних перемен
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями
- Атрибуция и самоатрибуция
- Теория атрибуции
- Самоубеждение и исполнение роли
- Весь мир — театр… и мы попросту играем роли
- Психология самооправдания: теория диссонанса
- Факторы, влияющие на силу диссонанса
- Диссонанс и недостаточная оправданность: чем меньше, тем больше
- От противоречия в действиях к диссонансу — необходимые условия.
- Способы снижения диссонанса
- Диссонанс и неэтичное деловое решение
- Диссонанс, самоатрибуция и самоутверждение: сходство и различия
- В помощь самоутверждению
- Заключительное замечание
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово
- «А вам понравилось?» процессы социального сравнения
- Сходное мнение о частных свойствах
- Сходство мнений
- Различие как основа для сравнения
- Убеждающее сообщение. «целься!.. Пли!..»
- Этапы процесса убеждения
- Начальный и заключительный этапы
- Представление и предъявление
- Фильтрация идей
- Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
- Внимание
- Настройка на определенную волну
- Точная настройка и борьба с помехами
- Понимание
- Принятие: самое трудное
- Когнитивные реакции: «о! Это хорошая мысль»
- Кратчайшие пути к принятию: использование эвристик вместо систематического анализа
- Имидж и телевидение
- Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений
- Краткий привал на пути к устойчивому убеждению
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок
- Создание четких, ясных и категоричных установок
- Показать, да как следует...
- Повтор комплексных сообщений
- Закрепление результата: убедить на все времена
- Еще разок, да посильнее, а потом еще и еще раз
- Систематический анализ: активное мышление порождает прочные установки
- Установки: независимые зависимости
- Что сильней: первое впечатление или последнее слово?
- Установки переходят в поведение: у последней черты
- Когда ситуация оказывается сильнее установок
- Когда установки порождают действие: условия постоянства
- Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании.
- Награда за труды, или плоды убеждения
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения
- Упрямый ум: сопротивление и избирательное подчинение
- Сила в структуре: когнитивные основы стойкости установок
- Можете сколько угодно дискредитировать мои данные (у меня есть еще).
- Виды актуальности: мотивационные основы сопротивления и податливости убеждению
- Преодоление сопротивления: освобождение тоталитарного эго
- В ожидании суда (необходимость отчитываться)
- Играть роль «адвоката дьявола» не грешно
- Нажать на нужную клавишу
- Другая крайность: излишняя податливость
- Слабое сопротивление: возможные случаи
- Повышение сопротивляемости
- Мобилизация сил для противостояния
- Предрассудок: установка, которая может убивать
- В наше время
- В былые времена
- Интерес социальной психологии к предрассудкам
- Некоторые источники предвзятых установок
- Заключительное замечание: как быть восприимчивым, но не мягкотелым
- Подведем итоги…
- Вопросы и упражнения
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете
- Включенность сознания и осознание влияния
- Осознание, ассоциации и эмоции
- Осознание и психические процессы высшего порядка
- Переход на автоматический режим
- Невербальные (и не обязательно осознаваемые) сообщения
- Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу
- Видимые и слышимые признаки эмоций и лжи
- Убеждение и невербальная коммуникация
- Самовосприятие невербальных действий: я киваю, поэтому я соглашаюсь
- Подпороговые стимулы: незаметное влияние
- Возможности подпорогового «визуального ряда»: изменение мнения
- Если сообщение передается на уровне ниже слухового порога или включено в печатные материалы, то влияние менее вероятно
- Этика влияния — осознаваемого и неосознаваемого
- Включенность сознания и осознание: заключение
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по...
- Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?
- Справедливость и тенденциозность: все дело в равновесии
- Трудноуловимое влияние социально-психологических особенностей состязательной системы
- В полицейском участке: сбор фактов
- Показания свидетелей: но я видел это собственными глазами
- Маленькое дружеское признание
- В зале суда: битва за умы
- Маленькие хитрости адвокатов
- Свидетели, опознавшие преступника
- В совещательной комнате присяжных
- Редкое явление— власть немногих
- Когда влияет то, что не должно влиять
- Слушается дело: психология против закона. Заключительное слово
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья
- Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения?
- Усиление мотивации: когда игра стоит свеч
- Повышение заметности экологических проблем: как сделать, чтобы люди всегда помнили о необходимости экологически грамотного поведения
- От личных привычек к глобальному загрязнению: «с миру по нитке»
- Сохранение и укрепление здоровья
- Массовое убеждение: становится ли информированный народ здоровее?
- Предписания врача: почему пациенты их не выполняют?
- Социально-психологические пути к психическому здоровью
- Как ни назови психотерапию... Все равно это влияние
- Психотерапия как убеждающая коммуникация
- Когнитивно-бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия: подумай и помоги себе сам
- Диссонанс и психотерапия: обязательства, выбор и усилия
- Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Приложение 1 экспериментальные методы исследований
- Корреляционные методы в полевых исследованиях
- Эксперимент является источником информации о причинной обусловленности
- Обобщение результатов экспериментов: статистические выводы
- Применение результатов лабораторных исследований на практике
- Приложение 2 оценка установок и их компонентов
- Оценка установок: каждый исследователь выбирает метод на свой вкус.
- Измерение других компонентов систем установок
- Литература
- Книга-почтой
- Заказать книги издательского дома «питер» можно любым удобным для вас способом:
- Книга-почтой
- Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».
- Внимание специалистам книжного бизнеса!
- Каждое из этих представительств работает с клиентами по единому стандарту издательского дома .(питер».
- Уважаемые господа! книги издательского дома «питер» вы можете приобрести оптом и в розницу у наших региональных партнеров.