Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
Новости и что считать важным. Однако вернемся на Запад, с его довольно умеренной и нетоталитарной цензурой. Решая, какую информацию представлять, люди, контролирующие деятельность средств массовой информации, определяют спектр возможных точек зрения на конкретную проблему. Они также помогают установить критерии, на которые опираются люди при формировании собственного отношения к сообщаемым фактам. Рассмотрим результаты исследований, проведенных группой психологов, специализирующихся в области политики (Iyengaretal., 1984). Они попросили студентов последнего курса Йельского университета просмотреть видеозаписи вечерних теленовостей, транслировавшихся в 1979 и 1980 годах. Каждому участнику был показан ролик продолжительностью около 40 минут, включавший ряд репортажей о характерных событиях и проблемах тех лет. Исследователи разделили участников эксперимента на две группы, каждая из которых наблюдала свою, специально составленную, подборку документальных сюжетов. Группа, условно названная «энергетической», просмотрела видеозапись,
159
содержащую в числе прочих и шесть сюжетов о разыгравшемся в то время энергетическом кризисе. Репортажи включали в себя съемки газопроводов, сведения о встречах арабских нефтяных магнатов, договаривавшихся о ценах на нефть, сюжеты об успехах угольной промышленности и речи тогдашнего президента Джимми Картера, посвященные его энергетической программе. Так называемая «не-энергетиче-ская» группа смотрела видеозапись, не содержавшую сюжетов об энергетическом кризисе. После просмотра записей с новостями, участники обеих групп, наряду с другими моментами, оценивали деятельность президента Картера в самых разных областях, включая сферу энергетики, а также его роль как президента страны.
Разошлись ли группы в своих мнениях о Картере? Да, но главным образом эти расхождения касались того, насколько хорошо Картеру удалось справиться с нефтяным кризисом. Участники эксперимента, просматривашие репортажи о состоянии энергетической отрасли, обсуждая роль Картера в целом, основывали свои мнения главным образом на том, как президент решал проблему энергетического кризиса. Одни, сочтя, что в целом он справился с ситуацией, давали ему относительно положительную оценку. Другие пришли к выводу, что Картер недооценил серьезности проблемы, и их мнение о президенте было скорее отрицательным. Среди участников эксперимента, не просматривавших сюжеты об энергетическом кризисе, такая взаимосвязь прослеживалась намного слабей. То есть в целом мнение об участии президента в прекращении энергетического кризиса довольно мало повлияло на общую оценку роли Картера.
Это открытие было подтверждено в подобных исследованиях, где вместо энергетического кризиса за основу брались другие проблемы (инфляция, например, или оборонная политика страны), и участвовали в них не студенты, а, скажем, жители города Нью-Хейвен, штат Коннектикут. Широко освещая ту или иную проблему, дикторы последних известий, по-видимому, внедряют ее в сознание зрителей, сосредоточивают на ней их внимание. Простое наличие информации в поле зрения способствует тому, чтобы зрители, обсуждая особенности политики президента, уделяли большее внимание какой-то определенной проблемной области. Оно также диктует нам, какие вопросы следует считать насущными. Когда вы в последний раз думали о голодающих детях Эфиопии и посылали пожертвования в Африканский фонд борьбы с голодом? Скорее всего, когда с телевизионного экрана не сходили репортажи о несчастных жертвах засухи, случившейся несколько лет назад, — т. е. когда эти события былиновостями.
Что в программе? Давайте подумаем, что из этого следует. Например, то что, до известной степени, оценка избирателями деятельности президента страны не будет равным образом основываться на всех его достижениях и неудачах. Напротив, на их мнении отразится, в первую очередь, его отношение к тем проблемам, которые наиболее активно освещались корреспондентами программ новостей. Средства массовой информации могут и не оказывать сколько-нибудь серьезного непосредственного влияния на оценку сообщаемых фактов аудиторией; скорее, их влияние сказывается косвенно и заключается в выборе «повестки дня» — того, что именно стоит освещать, оценивать, анализировать (Beckeretal., 1975). Один из авторов этой книги, приглашенный на экскурсию по студииNBC в Нью-Йоркский центр Рокфеллера, спросил телевизионного режиссера, взявшего на себя роль гида, из этой
160
ли студии передаются ежевечерние новости NBC? «Да. Но мы не передаем. Мы ихделаем», — последовал лаконичный ответ.
Образование или скрытая пропаганда? Что можно сказать о роли системы образования в формировании ценностей и установок человека? Здесь возникает искушение провести резкую границу между пропагандой и образованием. В классическом понимании, пропаганда — это попытка влияния на общественное мнение и поведение людей посредством специальных методов убеждения. Один из самых жестких механизмов пропаганды, известных историкам, существовал в нацистской Германии: Йозеф Геббельс, гитлеровский министр пропаганды, разработал систему воздействия на массовое сознание. В ход шло все — политическая карикатура, газетные передовицы, искусственно создаваемыми слухами, лженаучными построениями о превосходстве арийской расы. Последствия его пропагандистской деятельности хорошо известны.
Пропаганда отличается от образования тем, что в сфере образования попытки изменить установки и поведение осуществляются посредством предоставления информации, свидетельств, фактов и логических обоснований. В идеале, задача педагогов — научить студентов не столько тому,что им думать, но сколько тому,как это делается. Следовательно, пропагандисты отличаются от педагогов тем, что целенаправленно навязывают своей аудитории вполне конкретную точку зрения, с тем чтобы добиться от них вполне конкретного поведения, выгодного для властей предержащих.
Впрочем, нет ли и в образовании каких-либо скрытых, неявных форм навязывания или внушения предубежденности, и черта, отделяющая образование от пропаганды, не столь уж резка? Вспомним об упреках афроамериканцев в адрес школьных учебников, традиционно замалчивающих исторические реалии жизни чернокожих, их культуру и даже само их существование, — за исключением сведений об эпохе рабства и о примитивных туземных обычаях. Подобное упущение, скорее всего, служит подкреплением установке большинства учащихся, сводящейся примерно к следующему: их чернокожие сверстники и представители других национальных меньшинств принадлежат к малозначимым для истории расам и поэтому относиться к ним следует соответственно. Такое же отношение нередко распространяется и на латиноамериканцев, коренных жителей Америки и американцев азиатского происхождения. Если «культивирование» пренебрежительного отношения к национальным меньшинствам не является преднамеренной целью нашего образовательного процесса, данная позиция должна быть незамедлительно пересмотрена и изменена.
Рассмотрим другой пример. Действительно ли победа в Войне за независимость досталась нам благодаря храбрости, смекалке и свободолюбию американских колонистов, — или же британцы просто были слишком заняты своим основным противником, Францией, чтобы беспокоиться о возможной потере колоний? Первый вариант истории преподается подросткам из Детройта, тогда как в соседнем Винздоре (штат Онтарио) их сверстники изучают канадскую версию. Кто же прав? Ясно лишь одно: система образования любой нации помогает контролировать восприятие действительности, наблюдаемой людьми, и вносит свои коррективы в вырабатываемую ими систему ценностей.
161
- Электронное оглавление
- Глава 1 мир влияния 20
- Глава 2 влияние и поведение 54
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями 89
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово 122
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок 156
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения 184
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете 219
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по... 257
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья 291
- Электронный список иллюстраций
- Социальное влияние
- 953000 - Книги н брошюры.
- 197110, Санкт-Петербург. Чкаловский пр., 15. Содержание
- Глава 1. Мир влияния 14
- Глава 2. Влияние и поведение 58
- Глава 3. Влияние на установки через поведение: действия
- Глава 4. Изменение установок посредством убеждения:
- Глава 5. Убедить надолго: настойчивость и поведенческие
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян
- Глава 7. Влияние, включенность сознания и бессознательное:
- Глава 8. Влияние в правовой системе: правосудие по 315
- Глава 9. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья. 358
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- Глава 1 мир влияния
- Социальное влияние: процессы и среда
- Зал славы (и позора) влияния Межличностное влияние: обращение в новую веру и личный контакт
- Коммуникация и убеждение: «Повтори-ка еще разок, Сэм!»
- Влияние средств массовой информации: нет дыма без огня (и без рекламы)
- Три кита влияния: установка, поведение, когниция
- Установочная система
- Основной тезис: перемены порождают перемены
- Прочие тезисы, основанные на ведущей роли установок
- Подходы социальной психологии
- Что впереди?
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 2 влияние и поведение
- Изменение поведения в результате социального научения
- Инструментальное научение и подкрепление
- Теория социального научения
- Подражание агрессии
- Инь и Ян подражания
- Одобрение и неодобрение: сила социальных наград
- Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания
- Причины конформности
- Конформность: хорошо это или плохо?
- Подчинение: поведение, основанное на чужом авторитете
- Сценарий Милграма: стали бы вы мучить человека электротоком, если бы вас попросил об этом Гитлер?
- Объяснение необычного поведения с помощью обычного
- Нажимая кнопку «Выход неподчинением»
- Психология «коленного рефлекса»: влияние через эвристику
- Правило взаимности
- Правило чувства долга
- Шесть контекстов и принципов согласия по Чалдини
- Точка расхождения: когда внешнее влияние становится источником внутренних перемен
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 3 влияние на установки через поведение: действия становятся убеждениями
- Атрибуция и самоатрибуция
- Теория атрибуции
- Самоубеждение и исполнение роли
- Весь мир — театр… и мы попросту играем роли
- Психология самооправдания: теория диссонанса
- Факторы, влияющие на силу диссонанса
- Диссонанс и недостаточная оправданность: чем меньше, тем больше
- От противоречия в действиях к диссонансу — необходимые условия.
- Способы снижения диссонанса
- Диссонанс и неэтичное деловое решение
- Диссонанс, самоатрибуция и самоутверждение: сходство и различия
- В помощь самоутверждению
- Заключительное замечание
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 4 изменение установок посредством убеждения: поверьте мне на слово
- «А вам понравилось?» процессы социального сравнения
- Сходное мнение о частных свойствах
- Сходство мнений
- Различие как основа для сравнения
- Убеждающее сообщение. «целься!.. Пли!..»
- Этапы процесса убеждения
- Начальный и заключительный этапы
- Представление и предъявление
- Фильтрация идей
- Управление общественным мнением с помощью средств массовой информации
- Внимание
- Настройка на определенную волну
- Точная настройка и борьба с помехами
- Понимание
- Принятие: самое трудное
- Когнитивные реакции: «о! Это хорошая мысль»
- Кратчайшие пути к принятию: использование эвристик вместо систематического анализа
- Имидж и телевидение
- Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщений
- Краткий привал на пути к устойчивому убеждению
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 5 убедить надолго: настойчивость и поведенческие последствия изменения установок
- Создание четких, ясных и категоричных установок
- Показать, да как следует...
- Повтор комплексных сообщений
- Закрепление результата: убедить на все времена
- Еще разок, да посильнее, а потом еще и еще раз
- Систематический анализ: активное мышление порождает прочные установки
- Установки: независимые зависимости
- Что сильней: первое впечатление или последнее слово?
- Установки переходят в поведение: у последней черты
- Когда ситуация оказывается сильнее установок
- Когда установки порождают действие: условия постоянства
- Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании.
- Награда за труды, или плоды убеждения
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 6. Сопротивление и подчинение влиянию: инь и ян убеждения
- Упрямый ум: сопротивление и избирательное подчинение
- Сила в структуре: когнитивные основы стойкости установок
- Можете сколько угодно дискредитировать мои данные (у меня есть еще).
- Виды актуальности: мотивационные основы сопротивления и податливости убеждению
- Преодоление сопротивления: освобождение тоталитарного эго
- В ожидании суда (необходимость отчитываться)
- Играть роль «адвоката дьявола» не грешно
- Нажать на нужную клавишу
- Другая крайность: излишняя податливость
- Слабое сопротивление: возможные случаи
- Повышение сопротивляемости
- Мобилизация сил для противостояния
- Предрассудок: установка, которая может убивать
- В наше время
- В былые времена
- Интерес социальной психологии к предрассудкам
- Некоторые источники предвзятых установок
- Заключительное замечание: как быть восприимчивым, но не мягкотелым
- Подведем итоги…
- Вопросы и упражнения
- Глава 7 влияние, включенность сознания и бессознательное: когда вас может изменить то, чего вы не знаете
- Включенность сознания и осознание влияния
- Осознание, ассоциации и эмоции
- Осознание и психические процессы высшего порядка
- Переход на автоматический режим
- Невербальные (и не обязательно осознаваемые) сообщения
- Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу
- Видимые и слышимые признаки эмоций и лжи
- Убеждение и невербальная коммуникация
- Самовосприятие невербальных действий: я киваю, поэтому я соглашаюсь
- Подпороговые стимулы: незаметное влияние
- Возможности подпорогового «визуального ряда»: изменение мнения
- Если сообщение передается на уровне ниже слухового порога или включено в печатные материалы, то влияние менее вероятно
- Этика влияния — осознаваемого и неосознаваемого
- Включенность сознания и осознание: заключение
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 8 влияние в правовой системе: правосудие по...
- Состязательный подход: можно ли найти справедливость, соревнуясь в умении убеждать?
- Справедливость и тенденциозность: все дело в равновесии
- Трудноуловимое влияние социально-психологических особенностей состязательной системы
- В полицейском участке: сбор фактов
- Показания свидетелей: но я видел это собственными глазами
- Маленькое дружеское признание
- В зале суда: битва за умы
- Маленькие хитрости адвокатов
- Свидетели, опознавшие преступника
- В совещательной комнате присяжных
- Редкое явление— власть немногих
- Когда влияет то, что не должно влиять
- Слушается дело: психология против закона. Заключительное слово
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Глава 9 социальное влияние на службе у здоровья и счастья
- Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения?
- Усиление мотивации: когда игра стоит свеч
- Повышение заметности экологических проблем: как сделать, чтобы люди всегда помнили о необходимости экологически грамотного поведения
- От личных привычек к глобальному загрязнению: «с миру по нитке»
- Сохранение и укрепление здоровья
- Массовое убеждение: становится ли информированный народ здоровее?
- Предписания врача: почему пациенты их не выполняют?
- Социально-психологические пути к психическому здоровью
- Как ни назови психотерапию... Все равно это влияние
- Психотерапия как убеждающая коммуникация
- Когнитивно-бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия: подумай и помоги себе сам
- Диссонанс и психотерапия: обязательства, выбор и усилия
- Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее
- Подведем итоги...
- Вопросы и упражнения
- Приложение 1 экспериментальные методы исследований
- Корреляционные методы в полевых исследованиях
- Эксперимент является источником информации о причинной обусловленности
- Обобщение результатов экспериментов: статистические выводы
- Применение результатов лабораторных исследований на практике
- Приложение 2 оценка установок и их компонентов
- Оценка установок: каждый исследователь выбирает метод на свой вкус.
- Измерение других компонентов систем установок
- Литература
- Книга-почтой
- Заказать книги издательского дома «питер» можно любым удобным для вас способом:
- Книга-почтой
- Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».
- Внимание специалистам книжного бизнеса!
- Каждое из этих представительств работает с клиентами по единому стандарту издательского дома .(питер».
- Уважаемые господа! книги издательского дома «питер» вы можете приобрести оптом и в розницу у наших региональных партнеров.