logo search
Овсепян

Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны

В конце 30-х гг. мировое сообщество стало свидетелем двух не­уклонно усиливавшихся тенденций. Одна из них отражала воз­раставшие агрессивные устремления национал-социализма фа­шистской Германии, другая — утверждение в СССР бесконтроль­ности власти тоталитарной системы, политического режима лич­ной диктатуры И. Сталина. Советская журналистика всей своей деятельностью способство­вала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завое­ваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоре­тического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина "Об основах ленинизма", "Краткий курс истории ВКП(б)" и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием автори­тарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы. К концу 30-х гг. все очевиднее становилась угроза войны. Во­енные события на озере Хасан, на Халхин-Голе, советско-финс­кое вооруженное столкновение были лишь первыми предвестни­ками будущей войны. Боевые действия с японскими и финскими войсками показали, что советская военная доктрина, военная оснащенность Красной Армии далеки от совершенства. Обеспо­коенность вызывали и все более откровенные военные устремле­ния фашистской Германии. Военное нападение на СССР стано­вилось все более очевидным. Идеологическая подготовка масс к предстоящей войне возлагалась на журналистику. Все ее развитие и совершенствование в предвоенные годы были связаны с усиле­нием воздействия на рабочих, крестьян, интеллигенцию. В 1940 г. количество газет по сравнению с 1937 г. увеличилось почти на 300 и достигло 8806. Разовый тираж всей газетной пери­одики за эти годы вырос с 36,2 до 38,4 млн. экз.[1] В предвоенные годы продолжался процесс дифференциации прессы. Создаются новые центральные отраслевые газеты: "Черная металлургия", "Угольная промышленность", "Нефть", "Машиностроение" и др. Неуклонно росла сеть газет на национальных языках. К 1939 г. количество изданий, выходивших в национальных советских республиках, достигло 2500[2]. Структура многонациональной со­ветской прессы получила дальнейшее развитие за счет печати вошедших в состав СССР западных областей Украины, Белорус­сии, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии. В новых советских республиках начался интенсивный процесс строительства одно­партийной советской журналистики. Создавалась дифференци­рованная система периодики как на русском, так и на нацио­нальном языках. Вышли новые республиканские газеты "Совет­ская Молдавия", "Советская Латвия", "Советская Литва", "Со­ветская Эстония". В 1939—1940 гг. происходит развитие внутриредакционной структуры. Появляются новые отделы, в частности, отдел пропа­ганды учреждается в центральных газетах "Правда", "Красная Звезда", "Комсомольская правда", а также в республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах; укреп­ляются отделы критики и библиографии; реорганизуются штаты областных, краевых и республиканских газет, в их штаты вводятся собкоры по группе районов, укрепляются районные газеты. В конце 30-х гг. каких-либо серьезных изменений в журналь­ной периодике не было. В 1937—1940 гг. число журналов воз­росло лишь на 22 издания и достигло 1822 названий[3]. Дальнейшие сдвиги произошли в советском радиовещании. Среднесуточный объем Центрального радиовещания в 1940 г. составил 64,3 часа, в том числе на основные программы прихо­дилось 41,3 часа, на передачи для зарубежных слушателей — 23 часа[4]. В предвоенные годы ускорялись темпы строительства телеви­дения. 5 ноября 1938 г. начались опытные передачи Московского телевизионного центра на Шаболовке. Месяцем раньше — 1 ок­тября — вышел в эфир телевизионный центр в Ленинграде. В феврале 1939 г. была проведена первая телевизионная передача в Киеве. В стране начинался процесс освоения электронного те­левидения с разложением изображения на 343 строки[5]. Проблематика советской журналистики в предвоенные годы была тесно связана с пропагандой "величайших побед социализ­ма в СССР", провозглашенных в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), и описаниями мрачных картин жизни капиталистичес­кого мира. Причем сравнение "у нас" и "у них" всегда было в пользу советской страны и ее народов, начавших борьбу за вы­полнение третьей пятилетки. В конце марта 1939 г. "Правда" публикацией письма коллек­тива завода "Красный пролетарий" положила начало освеще­нию в прессе соревнования имени Третьей пятилетки. В много­численных материалах, поступавших из крупнейших городов страны и ведущих промышленных предприятий, газеты и радио рассказывали о дальнейшем развитии индустриальной базы, о крепнущей оборонной мощи страны. В газетах стали постоян­ными рубрики, связанные с соревнованием имени Третьей пя­тилетки, регулярно появлялись Доски почета и другие формы агитационного и организационного участия печати в активиза­ции соревнования. Центром успехов колхозной деревни стала Всесоюзная сель­скохозяйственная выставка, открывшаяся в Москве в августе 1939 г. В распространении передового опыта в полеводстве и животноводстве особое место отводилось республиканским и местным газетам. С этой целью на выставке был открыт павиль­он печати. Собранные здесь газеты позволяли судить о широкой тематике выступлений печати, связанных не только с достиже­ниями, но и с необходимостью преодолеть недостатки в про­мышленном и сельскохозяйственном производстве, бороться с бракоделами, улучшать качество промышленной продукции, по­вышать продуктивность сельского хозяйства. Ратуя за развитие социалистического соревнования в третьей пятилетке, печать всячески стремилась распространить его в оборонных отраслях промышленности. Бытует мнение, будто Советский Союз не верил в возможность войны, а поэтому не на­ращивал свой военный потенциал. Действительно, появившиеся в печати в феврале-марте 1941 г. материалы XVIII партийной конференции раскрывали серьезные недостатки в работе про­мышленных предприятий, выполнявших оборонный заказ. Но неоспорим и тот факт, что одной из ведущих тем центральной печати оставались регулярные призывы к увеличению выплавки стали, чугуна, проката, повышению производительности труда на оборонных заводах. Материалы газет не оставляли сомнений в том, что отрасли тяжелой индустрии справляются с плановыми заданиями, и ко­личество отправляемых Красной Армии танков, самолетов, ору­дий и другой боевой техники неуклонно растет. И это действи­тельно было так. За три с половиной года, предшествовавших Великой Отечественной войне, в СССР было произведено око­ло 23 тысяч боевых самолетов[6] — истребителей и бомбардиров­щиков, часть из которых — новых типов. С вооруженной мощью Советского государства не могла не считаться фашистская Германия. Чтобы обезопасить себя, Гитлер настоял на том, чтобы 23 августа 1939 г. — за неделю до на­падения на Польшу — был подписан договор между СССР и Германией о ненападении. Сегодня, более чем полвека спустя, стало известно, что при­соединение к СССР Прибалтийских республик, Западной Укра­ины, Западной Белоруссии, Бесарабии и попустительство Со­ветского государства агрессивным действиям Германии в Запад­ной Европе стало результатом их тайного сговора, являвшегося составной частью советско-германского договора "О дружбе и границах", подписанного в конце сентября 1939 г. О секретном приложении к договору, разумеется, никто не знал. Советская журналистика, пользуясь официальной версией освободительной миссии СССР, развернула кампанию всеобще­го ликования по поводу вхождения в состав СССР братских на­родов Литвы, Латвии, Эстонии, воссоединения украинцев, бело­русов, молдаван. Газеты публиковали многочисленные письма и обращения, авторы которых заявляли о воле народов этих ре­гионов добровольно войти в состав СССР. Реальность происходивших событий, неведомая советским людям, достаточно точно домысливалась в странах Западной Ев­ропы. В течение августа-сентября 1939 г. выходившая в Париже русская эмигрантская газета "Возрождение" регулярно писала о возможном скрытом подтексте советско-германского договора о ненападении, получившего название "пакт Молотова-Риббентропа". При этом газета отмечала, что пока французы и англи­чане с "военными штабами четвертый месяц сидят в Москве", большевики за их спинами заключили договор о "ненападении" с Гитлером ("Возрождение". 1939. 25 августа). Какова истинная цель договора, продолжала газета, пока сказать трудно. Но не­сомненно одно: он развяжет руки немцам в захвате Польши. Сообщения западных газет о затянувшихся советско-англо-французских переговорах были вполне обоснованными. Пресле­дуя цель заключения военного соглашения, направленного про­тив агрессивных государств, переговоры проходили в атмосфере взаимного недоверия. В центральной советской печати появля­лись материалы, оправдывавшие несговорчивость советской сто­роны на переговорах. 29 июля 1939 г. в "Правде" была опубли­кована статья А. Жданова "Английское и французское прави­тельства не хотят равного договора с СССР", 27 августа 1939 г. на­печатаны интервью К. Ворошилова и другие публикации, в кото­рых вся вина на затягивание и срыв переговоров возлагалась на Англию и Францию. Международная проблематика во второй половине 30-х гг. занимала значительное место на страницах советской печати. Немало внимания уделялось забастовочной борьбе трудящихся всех стран за свои экономические и гражданские права, подавлению революционного движения внутри капиталистических государств, событиям в Испании, мировому антифашистскому движению. Однако после заключения пакта о ненападении со страниц советских газет исчезла критика фашизма и его агрес­сивного характера. Договор с Германией назывался гарантом мира и расхваливался на все лады. Сталин, всегда и во всем подозрительный, поверил Гитлеру и его заверениям. В 1939—1941 гг. он пребывал под гипнозом без­ошибочности своего мнения. В результате были допущены серь­езные ошибки во внешнеполитической и оперативно-стратеги­ческой областях, и столь тяжёлым оказался для страны и армии фактор внезапного нападения Германии на СССР. Воскресные номера газет за 22 июня 1941 г. не предвещали никакой беды. Читатели не предполагали, что на западных гра­ницах уже идут кровопролитные бои с фашистскими войсками. Германия, нарушив пакт о ненападении, начала захватническую войну против Советского Союза и стала интенсивно продви­гаться вглубь советской территории. 22 июня в 12 часов дня Центральное радио передало прави­тельственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Через 45 минут после правительственного Заявления в эфир был передан первый выпуск "Последних из­вестий" военной поры. В ночном выпуске "Последних извес­тий" содержались первые сообщения с фронта. 24 июня 1941 г. создается Совинформбюро[7], одной из основ­ных задач которого стало краткое изложение военно-оператив­ных сводок. Жизнь советских людей каждый день начиналась и заканчивалась слушанием сводок Совинформбюро. За время войны было обнародовано около 2 тысяч ежедневных сводок Совинформбюро, 122 сообщения "В последний час". Всего Сов-информбюро обнародовало 2373 различных материалов[8]. Кроме такого рода сообщений Совинформбюро подготавливало итого­вые документы о ходе военных действий, публиковало инфор­мацию о патриотических начинаниях в тылу, проводило пресс-конференции для советских и иностранных журналистов. Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Это были первые шаги в перестройке всей советской печати на военный лад. В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении наро­дов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую дея­тельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость. Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали пере­строить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны. Предпринимаемая перестройка преследова­ла цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широ­кая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати. В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет умень­шилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали вы­ходить "Черная металлургия", "Машиностроение", "Уголь", "Нефть", "Легкая промышленность" и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет. "Правда", из­дававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газе­ты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение молодежной проблематики воз­лагалось на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.[9] Среди документов, способствовавших быстрым темпам стро­ительства фронтовой прессы, были директивы государственных и военно-политических органов: "О мобилизации журналистс­ких кадров в военную печать", "Об организации партийно-по­литической работы в условиях войны", "О работе военных кор­респондентов на фронте"[10] и др. Высвободившиеся материальные средства, кадры, полиграфическая база направлялись на разви­тие военной печати, которая в первые же недели войны сформи­ровалась в единую дифференцированную систему. В нее вошли газеты: фронтовые, армейские, дивизионные, бригадные, стрел­ковых, танковых, механизированных корпусов, общевойсковых и специальных армий, войск противовоздушной обороны. К концу 1942 г. было создано более 600 дивизионных и бригад­ных, 93 корпусные и армейские газеты[11]. В структурном развитии советской военной периодики боль­шое значение придавалось созданию фронтовых изданий. Фрон­товые газеты стали выходить с самого начала войны. Объем их ос­тавался постоянным — четыре полосы половинного формата центральной газеты, рассчитаны они были на бойцов, сержантов и младших офицеров. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР. Иногда на одном фронте издавалось до 6 газет на национальных языках — дивизионных, армейских, фронтовых. Только в 1942 г. в действующей армии выходили 22 дивизионные газеты на азербайджанском, казахском, узбекском и других язы­ках. Всего за годы Отечественной войны на всех фронтах выпус­калось 64 газеты на языках народов СССР[12]. Они были важней­шим средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Ар­мии, вставших на защиту своей многонациональной Родины, спо­собствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством. В системе военной печати важное место занимали централь­ные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Веду­щей в советской военной прессе продолжала оставаться "Красная звезда"[13], редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печата­лись крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них — это героическая летопись крепнувшей бое­вой мощи и оперативного искусства Красной армии. "Красная звезда", будучи органом Народного Комиссариата обороны, иг­рала определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимо­действия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом. В Военно-морском флоте центральным органом была газета "Красный флот". В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил "Сталинский сокол", а в октябре 1942 г. "Красный сокол" — для личного состава авиации даль­него действия. В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Со­ветской Армии издавало "Агитатор и пропагандист Красной Ар­мии", "Блокнот агитатора", литературно-художественные жур­налы "Красноармеец", "Фронтовая иллюстрация". Издавались журналы в каждом роде войск: "Артиллерийский журнал" "Жур­нал автобронетанковых войск", "Военно-инженерный журнал", "Связь Красной Армии" и др. В общей сложности в 1943 г. для личного состава Вооружен­ных сил издавалось 128 ежедневных газет и 600 газет, периодич­ностью 3 раза в неделю. К фронтовой печати тесно примыкает подпольная и парти­занская пресса, возникшая на территории, временно оккупи­рованной врагом. Она появилась вместе с образованием под­польных партийных комитетов и партизанских соединений. В тылу у врага выходили газеты "За Советскую Украину", "За Советскую Литву", "За Советскую Молдавию" и др. В партизанс­ком отряде Федорова издавалась газета "Коммунист", в соеди­нении Сабурова — "Партизан Украины", в отряде Ковпака — "Красный партизан". Количество газет, выпускавшихся в под­полье, непрерывно росло. Так, если зимой 1941 — 1942 гг. типо­графским способом издавалось немногим более 20 газет, то в 1943—1944 гг. число их возросло до 270. Только в Белоруссии в годы войны насчитывалось 162 подпольные и партизанские га­зеты. В Ленинградской области их было около 50. На начальном этапе войны была предпринята попытка изда­ния газет, рассчитанных на разложение войск противника. К апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их изда­ние было прекращено. Вместо них большими тиражами выпус­кались листовки, прокламации. Листковая литература в годы войны приобрела большой размах: тысячными тиражами изда­вались воззвания, обращения, плакаты. Значительный интерес представляют и газеты, выходившие на территории, оккупированной немецкими войсками. Они из­давались оккупационными властями, частными издателями и различными партиями профашистской ориентации. Такого рода газеты выходили на Украине, особенно в Западной ее части. Здесь буржуазно-националистическая партия, проповедовавшая идею возрождения самостийности Украины под протекторатом Германии, осуществляла выпуск своих органов. Большая заслуга в сплочении масс на отпор врагу принадле­жит тыловой печати, быстро перестроившейся к требованиям войны. Регулярно выходили центральные общеполитические га­зеты "Правда", "Комсомольская правда", "Труд" и др. респуб­ликанские, краевые и областные газеты. Факты свидетельствова­ли о том, что к лету 1943 г. заметно возросла роль районных газет в политическом и культурном воспитании трудящихся, поэтому местные органы принимали необходимые меры к тому, чтобы районные газеты стали центрами политической работы среди сельского населения. Так как районные газеты выходили раз в неделю, было признано необходимым продолжить их работу средствами местного радиовещания. В то время во многих районах радио в политической работе среди населения исполь­зовалось плохо. Поэтому предлагалось в день выхода районной газеты передавать ее материалы по радио не менее двух-трех раз. А в те дни, когда районная газета не выходила, редакция радио должна была передавать политические новости: сообще­ния Совинформбюро, союзную и международную информацию, самостоятельно организовывать и передавать материалы, всесто­ронне освещавшие жизнь района. В целях обеспечения бесперебойной работы советского ра­диовещания была значительно перестроена ее деятельность. В Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске-на-Амуре создаются филиалы Всесоюзного радиокомитета. Радио использовалось как одно из средств мобилизации народа на борьбу с врагом и воспитания советских людей в духе любви и преданности своей Родине. Радиовещание постоянно информировало население о положении на фронтах, о жизни тыла, о событиях в зарубежных странах. Большое место в передачах из Москвы занимало вещание для населения временно оккупированных районов страны, а также специально для партизанских отрядов. 2 ноября 1941 г. из Моск­вы началось радиовещание на украинском языке. Передачи го­товила специальная редакция, которая просуществовала три года. Ее материалы шли в эфир через радиостанцию "Радянська Украи­на". Одновременно из Саратова передачи на украинском языке вела коротковолновая радиостанция им. Т. Шевченко. С 1942 г. ее постоянным сотрудником (радиокомментатором) стал талант­ливый украинский писатель и публицист Ярослав Галан. 1 января 1942 г. началось радиовещание на белорусском языке. Передачи готовила специальная редакция, действовавшая до 20 сентября 1944 г. Она подготовила 3270 передач на белорусском языке. В дни войны намного увеличился объем вещания на иностран­ных языках. В 1941-1945 гг. передачи велись на 28—30 языках. Об­щий объем радиовещания на зарубежные страны составил 53 часа в сутки. Советское радио сплачивало миллионы людей. Трансляции из Москвы антифашистских митингов, собраний, конгрессов, а также торжественных заседаний, посвященных годовщинам Ок­тября, другим датам, имели исключительно большое значение для жизни страны, для всего народа. Вместе с перестройкой системы средств информации для нужд войны шел процесс создания фронтовой корреспондентс­кой сети. Основы организационной деятельности журналистов на войне были разработаны в положении "О работе военных корреспондентов на фронте" и в постановлении "О работе на фронте специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС". Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет "Прав­да", "Известия", "Красная звезда", "Красный флот", "Комсо­мольской правде"[14]. Всесоюзному радиокомитету и. тем респуб­ликанским и областным газетам, на территории которых проходи­ли военные действия. Редакции посылали на фронт лучших сво­их сотрудников. "Правда", например, направила в действующую армию около 40 лучших журналистов. В их числе Б. Полевой, С. Борзенко, П. Лидов, Б. Горбатов, В. Величко, М. Золин и др. Главной задачей военных корреспондентов было обеспечение газет, радио, информационных агентств материалами, всесто­ронне освещавшими тяжелые военные будни людей фронта, их боевой опыт, героизм и самоотверженность, ставшие неотъемле­мой частью их жизни[15].