logo
Овсепян

Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы

Победное окончание Великой Отечественной войны стимулиро­вало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаган­ды величия сталинизма, обожествления личности Сталина во всех сферах жизни. Это в полной мере относится и к журналис­тике. В условиях тоталитарного режима она настойчиво призы­вала народ к новым подвигам на фронтах экономического воз­рождения страны. Административно-командная система, ис­пользуя политическую и организаторскую силу журналистики, направляла ее на привлечение широких слоев населения к само­отверженному труду по восстановлению народного хозяйства, на усиление идеологической пропаганды. С окончанием войны возникла острая необходимость в пере­стройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении характера ее работы. К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печа­ти, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Перед страной стояла нелегкая задача восстанов­ления и дальнейшего развития народного хозяйства. Однако речь идет не только о реорганизации прессы. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях сис­темы средств массовой информации. Они были связаны в пер­вую очередь с реорганизацией их структур. После окончания войны почти все местные газеты — респуб­ликанские, краевые, областные, городские, районные — выхо­дили в уменьшенном объеме — на двух полосах (городские и районные — половинного формата "Правды"). Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего района. Остро ощуща­лись бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что в значительной степени сказывалось на качестве периодических изданий. Возникла крайняя необходимость всесторонней помощи пе­чати. Предпринимались энергичные шаги для перевода высво­бодившихся из военной печати журналистов, денежных средств, полиграфической техники, бумаги. Направляемые в централь­ные и местные газеты, они способствовали их укреплению. По­степенно увеличивался объем изданий. Шаг за шагом шло вос­становление сети республиканских, а затем и областных, моло­дежных газет. В региональной и местной печати осуществлялся выпуск но­вых центральных отраслевых изданий, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства. В послевоенную пору в числе первых создаются газе­ты "Промышленность стройматериалов", "Водный транспорт". Выходят также "Культура и жизнь", "За прочный мир, за народ­ную демократию", затем реорганизованная в журнал "Проблемы мира и социализма" и другие газеты. В структуре советской журналистики появились новые рес­публиканские и областные газеты. С 1946 г. издаются "Львовская правда", "Калининградская правда", "Минская правда". Увели­чилось и число городских газет. За послевоенное десятилетие только в Российской Федерации их было создано более 30; та­кие, как "Заполярная правда" (Норильск), "Знамя коммунизма" (Ангарск), "Новая заря" (Всеволжск, Ленинградская обл.) и др. Вновь создаются вечерние газеты, и в их числе "Вечерний Ле­нинград". Значительное развитие получила пресса на национальных языках. В 1945 г. в Молдавии выходит на молдавском языке га­зета "Жизнь села", в 1949 г. Сахалинский обком партии начал выпускать на корейском языке газету "По ленинскому пути", под тем же названием выходит республиканская газета на дунганском языке в Киргизии. Выходят новые газеты на узбекском, грузинском, киргизском и других языках. Развитие сети газет­ной периодики шло одновременно с укреплением ее материаль­но-технической базы. В 1946 г. в стране выходило 7 039 газет, разовый тираж кото­рых составлял около 30 млн. экз.[1], в то время как в 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось ежегодно немногим более 4,5 тыс. газет, а их разовый тираж со­ставлял 18 млн. экз. Особое место в структуре всей советской печати первых пос­левоенных лет занимала газета "Культура и жизнь". Будучи ор­ганом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного орга­на, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. Первый номер газеты "Культура и жизнь" вышел в конце июня 1946 г. Ее директивный тон определила передовая статья "Выше уровень идеологической работы!". Исполнению выска­занного требования она посвятила всю свою деятельность. В статьях "Литература советского народа", "Газеты должны стать подлинными центрами политической работы в массах", "Неот­ложные задачи художественной кинематографии" и другие ре­дакция газеты настоятельно рекомендовала всем, кто занят в сфере идеологии, всегда помнить о классовом подходе при оценке фактов жизни, широко и повседневно пропагандировать ленинское мировоззрение, воспитывать у советских людей ком­мунистическое сознание. "Культура и жизнь" занимала непримиримые позиции по от­ношению к изданиям, которые отступали от сложившихся сте­реотипов славословия в адрес партии, советской власти. "Безли­кий журнал" — так озаглавила газета критическую статью, посвя­щенную журналу "Ленинград". Вслед за ней резкой критике был подвергнут журнал "Звезда". Это было лишь началом не­обоснованных обвинений в адрес ленинградских журналов. Затем последовало постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». В следующих номерах газета напечатала доклад А. Жданова об этих изданиях и десятки различного рода матери­алов, обвинявших эти издания, их редакции и авторов в бесприн­ципности, идеологическом отступничестве, приверженности бур­жуазному мировоззрению. Беспощадную травлю работников искусства, культуры, лите­ратуры начала газета после принятых ЦК ВКП(б) постановле­ние «О репертуаре драматических театров и мерах по его улуч­шению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Вели­кая дружба"» и др. В газете "Культура и жизнь" регулярно публиковались обзо­ры печати. Они были одной из форм партийного руководства прессой. Поэтому объектом анализа в обзорах печати стали раз­личного типа периодические издания: республиканские газеты "Заря Востока", "Правда Востока", "Советская Киргизия", кра­евые — "Алтайская правда", "Тихоокеанская звезда" и многие др. Критические статьи и обзоры печати в обязательном поряд­ке перепечатывались изданиями, в адрес которых высказывалась критика, с примечанием "От редакции". В них признавалась правильность высказанных замечаний и сообщалось о принима­емых мерах для их устранения. "Культура и жизнь" издавалась до конца февраля 1951 г. Газета просуществовала более четырех с половиной лет. За это время на ее страницах были опублико­ваны многочисленные документы, касавшиеся характера, содер­жания, различных сторон деятельности системы средств массо­вой информации страны. За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Клас­сификация их позволяет обозначить три основные группы вопро­сов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-те­матического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся. К этой наиболее многочисленной группе документов относятся постановления: "Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет "Молот" (Ростов-на-Дону), "Волжская коммуна" (Куйбышев) и "Курская правда" (июль 1946 г.) и др. Анализ различного типа газет, проведенный ЦК ВКП(б), пока­зал, что профессиональный и культурный уровень большинства из них был низким. Редакции некоторых газет не располагали необходимой информацией о положении дел на местах, уходили от проблем местной жизни. Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов, в ослаблении партийного руководства печатью. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во второй половине 40-х — начале 50-х гг., касавшие­ся почти всех типов газет: центральных, республиканских, крае­вых, областных, городских, районных. В их числе постановле­ние о газетах "Труд" (1946), "Социалистическое земледелие" (1948), "Гудок" (1951), "О мерах по улучшению районных газет" (1952) и др. При всем директивном характере принимавшихся документов в целом они способствовали росту идейного и орга­низационного воздействия журналистики на различные стороны жизни общества. Совершенно иную, пагубную для советской литературы и ис­кусства роль сыграли антидемократические постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946)[2], «О ре­пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере "Великая дружба"» (1948)[3] и ряд др. По мнению А. Жданова, основного инициатора принятия этих документов, они призваны были поднять идейный уровень советской литера­туры, публицистики, журналистики, искусства, поэзии, драматур­гии. Лишенные объективной оценки, эти постановления под­вергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной и не оправдан­ной критике многих известных деятелей советской культуры — Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, В. Мурадели, Дм. Кабалевского и др. На страницах печати и в творческих коллективах разверну­лась травля деятелей культуры, литературы и искусства, обвиняв­шихся в космополитизме. Вскоре эта кампания переплелась с. еще одной политической акцией, получившей название "кампания борьбы за чистоту материалистической науки, против вейсманизма и морганизма". В космополитизме, преклонении пе­ред буржуазным Западом обвинялись сотни талантливейших со­ветских ученых, работавших в области естественных наук, в том числе биологии, генетики. Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю. В своем стремлении любой ценой реа­лизовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Неко­торые центральные и местные издания, и в их числе "Правда", "Культура и жизнь", "Ульяновская правда", "Уральский рабо­чий", "Правда Украины", "Красное знамя" (Харьков) и другие творческое обсуждение художественных проблем подменяли их субъективными оценками и администрированием. Они встали на путь наговоров и клеветы на видных деятелей литературы и искусства, ученых — биологов, генетиков, физиков, многие из которых были репрессированы. Допущенный акт беззакония не мог быть оставлен без внимания в новой политической ситуации, сложившейся в стране в конце 50-х и во второй половине 80-х гг. Под давлением общественности в 1958 г.[4] и в 1988 г.[5] ЦК КПСС вынужден был признать ошибочными постановления ЦК о жур­налах "Звезда" и "Ленинград", о репертуаре драматических те­атров, об опере "Великая дружба" и др. В послевоенные годы с особой остротой встал вопрос о по­вышении интенсивности издательской деятельности. К концу 40-х гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В планах работы издательств "Советский писатель", "Московский рабочий", "Молодая гвар­дия" и других важнейшее место также занимает выпуск полити­ческой литературы. К началу 50-х гг. в стране насчитывалось около 200 централь­ных, республиканских, краевых и областных издательств, выпус­кавших сотни миллионов книг и брошюр на 78 языках народов СССР. В первые послевоенные годы острой необходимостью стало укрепление связей редакционных коллективов с массами. В принятых директивных документах рассматривались пути пре­одоления серьезных упущений в организационно-массовой ра­боте советской прессы. В частности, речь шла о недостатках в работе редакций газет "Советская Сибирь" (1949 г.), "Известия" (1951 г.) и некоторых других с письмами трудящихся. Узость те­матических выступлений печати, уход от критики во многом были связаны с тем, что редакции недооценивали значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, не был налажен учет писем, контроль за их прохождением. К середине 50-х гг. отно­шение в редакциях к читательской почте заметно изменилось. В конце 40-х гг. благодаря реализации мер, разработанных в директивных документах, усилилась организационная структура аппаратов редакций. В краевых и областных газетах были орга­низованы секретариаты, в республиканских, краевых и област­ных газетах созданы редакционные коллегии. В послевоенное десятилетие проявилась некоторая неравно­мерность в развитии периодической печати. Так, в 1946 г. выхо­дило 7039 газет. Значительный прирост периодики был достиг­нут в 1950 г. Количество газет возросло почти на 800 и состави­ло 7831.[6] Однако в последующие пять лет из-за ряда причин — директивного закрытия некоторых центральных, республиканс­ких, областных, городских, районных газет, изданий на нацио­нальных языках и др. — число газет сократилось в стране почти на 600 и составило 7246. Но при этом разовый тираж периодики не только не сократился, а значительно возрос. Если в 1946 г. разовый тираж составлял 29,6 млн. экз., в 1950 г. — 36 млн. экз., то в 1955 г. он достиг 48,7 млн. экз.[7], т. е. по сравнению с 1946 г. он увеличился почти на 20 млн. экз. В 1955 г. в стране газеты выходили на 67 языках народов СССР и зарубежных стран. В 1955 г. в стране издавалось более 4300 журналов. В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реоргани­зация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агент­ства. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках восстанавливаются и расширяются республиканские отделения ТАСС, при помощи местных партийных и советских органов создаются республиканские телеграфные агентства — РАТАУ, Бел ТА, ЛатТАГ и т. д. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая центра­лизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС. Радикальные перемены, происшедшие после второй мировой войны во всем мире, потребовали расширения службы зарубеж­ной информации ТАСС. К середине 50-х гг. корреспондентские пункты агентства открываются во многих странах Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Афри­ки. Возраставший поток зарубежной информации требовал ее отбора, систематизации, дифференцированного распростране­ния. Решение этих задач взяли на себя созданные в структуре зарубежной информационной службы ТАСС региональные ре­дакции по группам стран или континентам. Меры по организационному и техническому укреплению пе­риодической печати, ТАСС положительно сказывались на деятельности и других звеньев системы средств информации и в том числе радиовещания. Уже в последние месяцы Отечествен­ной войны принимались меры по дальнейшему развитию радио­вещания в стране, по подготовке его к работе в мирных услови­ях. В октябре 1944 г. постановлением правительства была опре­делена программа неотложных мер по укреплению материально-технической базы радиовещания и восстановлению на новой технической основе телевидения. 7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. В октябре 1945 г. разрабатываются меры, предусматривавшие организацию теле­визионного вещания в Москве сначала на довоенном стандарте четкости изображения, т.е. 343 строки, а затем, после рекон­струкции Московского телевизионного центра, — на 625 строк. Предусматривалось также строительство телевизионных центров в Ленинграде и Киеве[8]. 15 декабря 1945 г. Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телеви­зионных программ с разложением изображения на 343 строки. На развитии телевидения сказывалось благотворное влияние ра­диовещания. Позитивную роль играл и факт их совместного су­ществования в общих организационных рамках Комитета по ра­диофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х гг. еще трудно было полностью предвидеть воз­можности телевидения. В ту пору предполагалось, что задачи радио и телевидения совпадают. На основе подобных суждений строилась их деятельность. 1947 г. стал началом заметного повышения роли отечествен­ного радиовещания в информированности масс, в их политичес­ком воспитании и повышении культурного уровня. Растет объем информационных программ "Последние известия", регулярными становятся новые радиоциклы "Наша Родина", "На темы дня", "Радиокалендарь", "Новости науки и техники", "У карты мира" и др. Постепенно восстанавливаются и получают дальнейшее развитие все виды художественного вещания. В программах Все­союзного радио растет удельный вес литературных передач, ра­диотеатра и других литературно-драматических форм. Происходят определенные изменения и в структуре низового радиовещания. В ноябре 1948 г. началась реорганизация редак­ций районного радиовещания. Мотивировалась она необходи­мостью экономного расходования материальных средств и целе­направленным использованием журналистских кадров. Действи­тельно, в сельских районах функционировали две редакции — районной газеты и районного радиовещания, что порой приво­дило к ненужному параллелизму в их работе и нерациональному использованию журналистов и государственных средств. В ре­зультате реорганизации проведение радиопередач в сельских районах было возложено на редакции районных газет. Редакции радиовещания сохранялись в городах и наиболее крупных рай­онных центрах, располагавших развитой радиотрансляционной сетью. Однако предпринятая реорганизация не дала желаемых результатов. Напротив, она привела к упадку районного радио­вещания. Совмещение двух сфер деятельности оказалось не под силу редакциям районных газет. Через несколько лет без особых директив сверху редакции районного радиовещания были вос­становлены. К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в систе­ме средств массовой информации страны. Так, во второй поло­вине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача — ре­портаж с футбольного матча на стадионе "Динамо". Переход на новое оборудование, новые возможности, связан­ные с использованием ПТС, расширили телевизионную аудито­рию. И все же до 1954 г. — до выхода в эфир первых докумен­тальных передач — продолжался процесс становления телевиде­ния, период настойчивого выявления его общественно-полити­ческих и технических возможностей. 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановле­ние об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телеви­дением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет — про­мышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать — впервые в истории теле­видения — журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было вре­мя повседневной учебы, неустанных творческих поисков, свя­занных с формированием документального телевидения[9]. Первые достижения не заставили себя ждать. В ноябре 1954 г. был передан в эфир первый телевизионный очерк известного публициста Евг. Рябчикова. Очерк рассказывал о строительстве электростанции на Ангаре. Передача состояла из монтажа кино­кадров, макетов, схем, фотографий и других документальных материалов, показ которых был объединен в единое целое вы­ступлением автора перед камерой и его же закадрового коммен­тария. Евг. Рябчиков с той поры стал автором и комментатором многих телевизионных передач. Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь". С тех пор событийный ре­портаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения. С января 1955 г. ежедневным стало московское, а с октября 1956 г. — ленинградское телевидение. Вступила в строй действу­ющих Свердловская студия телевидения[10]. К середине 50-х гг. наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1956 г. на Москов­ской студии телевидения была создана редакция "Последних из­вестий". К 1955 г. в стране насчитывалось около миллиона телезрите­лей, мощность радиостанций за прошедшее пятилетие возросла вдвое. В стране действовало 26 млн. радиоприемных устройств. Неуклонно расширялась аудитория радиослушателей.