logo
Овсепян

Пресса России в Интернет

С середины 90-х гг. в терминологии российских средств мас­совой информации, в нашей разговорной речи появились ма­лознакомые, а порой и не очень понятные слова и словосочета­ния: "модем", "сервер", "сайты", "интернет-версия", "он-лайн версия", "терминальный доступ", мнемотические имена" и др. Они появились вместе с новым средством массовой коммуника­ции — Интернет, который уже в начале 80-х гг. все настойчи­вее пробивал себе дорогу в системе мировых коммуникативных связей. Интернет — самая большая на земном шаре компьютер­ная сеть. Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий она стала безусловным лидером. За прошедшие годы к Интернет, как к неограниченному по своим возможностям источнику информации, обращаются более 50 млн. человек, жи­вущих в различных странах мира. Их интерес к Интернет объ­ясняется его колоссальной информационной насыщенностью. Он несет многообразную информацию о содержании конкрет­ных изданий, телевизионных и радиопрограмм, о сфере эконо­мики и бизнеса, позволяет принимать самому участие в деловых отношениях, переписываться с друзьями и т. д. Доступ в Интер­нет имеет значительная часть редакций газет и других средств массовой информации, различные структуры сферы бизнеса, учебные заведения, миллионы частных пользователей. История Интернет начинается в конце 50-х гг., когда неве­роятно обострившиеся отношения между Востоком и Западом вызвали к жизни в Америке научную гипотезу, в основе которой лежала мысль о поиске путей для установления надежной связи между военными и гражданскими объектами. Успешно решить возникающую задачу с помощью радиорелейных линий и теле­фонных каналов не представлялось возможным. Многолетний научный поиск привел к созданию разветвленной компьютер­ной сети, состоящей из множества компьютеров, соединенных друг с другом электронными сетями. Именно они выполняют роль средств связи, обеспечивая компьютерным сетям двусторон­нее функционирование. Одно из важнейших качеств Интернет, а именно так назвали эту разветвленную компьютерную сеть, — это возможность публиковать не только текст, но и изображе­ние в цвете, видео- и аудиоматериалы. Сеть Интернет в нынешнем понимании стала действовать в США с 1983 г. И среди первых представителей в ее структуре были средства массовой информации: "Нью-Йорк таймс" CNN, ABC, N, ВС и другие издания, телерадиокомпании, информаци­онные агентства. В середине 80-х гг. об Интернет заговорили и в нашей стра­не. В руководстве КПСС и правительственных структурах СССР к нему отнеслись весьма настороженно. В нем увидели в первую очередь средство идеологического воздействия на советских лю­дей. И все же Интернет как уникальная система информационно­го обмена стал все больше привлекать внимание различных структурных звеньев отечественной журналистики. Несмотря на имевшиеся противодействия, уже в 1990 г. Советский Союз стал частью глобальной системы, а в 1991 г. на рынке появилась ее первая структура — "Релком", предлагающая услуги электрон­ной почты и подключения к сети. Впервые в нашей стране электронные коммуникации заявили о своем существовании в полный голос во время событий авгус­та 1991 г. Как отмечалось в исследовании "Интернет для журна­листа" во время путча в августе 1991 г. в Москве, когда была предпринята попытка восстановить систему советского правле­ния, все традиционные средства связи — телефон, телевидение, радио и печать — были перекрыты. Но компьютерные сети, в то время уже возникшие в Советском Союзе, не были подвластны цензуре. Именно благодаря им удалось распространить огромное количество информации о событиях в Москве. Как утверждает президент "Релкома" А. Солдатов, в те напряженные августовские дни "Релком" выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубежом. Период относительно интенсивного развития Интернет в Рос­сии начинается только с середины 90-х гг. К этому времени "Релком" становится самой крупной компьютерной сетью, у нее появляется все больше приверженцев среди российских СМИ. Но их присутствие в Интернет остается незначительным. Полно­ценные Интернет-версии имеют "Аргументы и факты", "МК", "Огонек", "ОМ" и еще несколько изданий, а также "Новости" телеканала "TV Центр", TV-6, ряд программ НТВ. Некоторые российские издания помещают на своих сайтах больше информации, чем в бумажных версиях изданий, часто предлагая дополнительную информацию к опубликованным ма­териалам. Так, пошли по пути "вывешивания" свежих номеров в целях презентации журнал "Интернет", "Общая газета", некото­рые региональные издания. Вместе с тем обозначилась еще одна тенденция. Ряд всероссийских газет продает полные электрон­ные версии изданий только по специальной подписке. Среди них — вся периодика "Коммерсанта", "Русский телеграф" и др. "Независимая газета" публикует часть информации 1 и 7 полос газеты и приложение "Экслибрис" бесплатно, в то время как полную версию газеты получают только подписчики. Интернет-версии имеют также такие специализированные компьютерные издания, как "Мир Интернет", "Планета Интер­нет", "Компьтерра" и др. К середине 90-х гг. относится утверждение в электронной сети русскоязычного Интернет-сообщества. На первом этапе среди сетевых авторитетов (net-персонажей) было очень много эмигрантов, проживающих в США, Израиле, Канаде. Из ранних сайтов выделяются два основных жанра: специализированные любительские сайты и странички "вебозрений". Благодаря уси­лиям авторов "вебозрений" стала возможным публикация в сети ежедневных обзоров содержания Интернет[60]. Особое место среди российских СМИ в Интернет занимает Национальная Служба Новостей (НСН), созданная в 1994 г. с участием финансовой группировки Б. Березовского — "Логоваза", "Объединенного банка", концерн "Сибнефть". НСН четко определила свою информационную направленность, ориентиро­ванную на запросы не только прессы, но и аналитических цент­ров, политических партий и объединений. Беспристрастный подход в освещении различных точек зрения по важнейшим проблемам общественно-политической и экономической жизни страны неуклонно увеличивает число периодических изданий, телерадиокомпаний, пользующихся информацией НСН в Интернет. Два основных звена, сформированных в структуре Нацио­нальной Службы Новостей, — отдел мониторинга СМИ и отдел корреспондентской сети — обеспечивают базы данных необхо­димым фактическим и аудиовизуальным материалом. Имея к ним доступ по компьютерным сетям, потребители получают полную и достоверную информацию по всем вопросам, связан­ным с властными структурами, политическими партиями, биогра­фиями государственных и политических деятелей, сферой биз­неса. Базы данных НСН содержат огромный массив текущих оперативных сообщений и материалов периодической печати, а также архивы информационных передач телевидения и радио. НСН, как и Интернет, работают на коммерческой основе. Кроме Национальной Службы Новостей всего несколько ин­формационных агентств России распространяют через Интернет свои материалы. Это — РИА-Новости, "Атлант", "Алгоритм", "Интерфакс". В середине 90-х гг. "ТВ-Центр", НТВ, "Вид", ТВ-6 имели собственные сервер — компьютеры, хранящие основную информацию. Подавляющая часть компьютерных изданий, а это главным образом журналы, имела он-лайн версии[61]. По далеко не полным данным в начале 1998 г. в России име­ли доступ к Интернет более 600 тыс. человек. Среди них журна­листы периодических изданий, телевидения, радиовещания, ин­формационных агентств, сотрудники коммерческих и банковских структур. Однако значительная часть их располагала лишь тер­минальным доступом, т.е. использовала возможности электрон­ной почты, допускающей только чтение текста. Они не могли слышать звук, видеть графику. Любая редакция газеты, телерадиокомпания, тысячи и тыся­чи людей, где бы они не находились, в течение нескольких ми­нут могут получить по каналам Интернет необходимую информацию НСН и других агентств. Для этого лишь необходимо иметь компьютер, специальную программу, а также модем для подключения компьютера к телефонной сети. Для пользователей Интернет сегодня открываются все боль­шие возможности. Речь идет о том, что в глобальной сети про­исходит процесс объединения наиболее популярных и регулярно выходящих российских сетевых изданий, включая обозрения сети в общие блоки "ежедневок" и "семидневок". Одним из важных событий в русском Интернет стало появ­ление высококачественных сетевых журналов. Самым популяр­ным и одним из лучших стал "Русский журнал" Глеба Павлов­ского. Появление "Русского журнала", а также сетевого альма­наха "Интеллектуальный капитал" может служить примером того, как новые коммуникации способны стимулировать интел­лектуальную жизнь общества[62]. "Русский журнал" является одним из наиболее ярких и увле­кательных источников аналитических материалов и информа­ции в российском информационном пространстве. По актуаль­ности, неангажированности и широте рассматриваемых вопро­сов». "Русский журнал" не имеет аналогов в газетно-журнальной периодике России. Многие россияне, тысячи русских, живущих за рубежом, от­четливо представляют, что им может предложить Интернет, и сами по его каналам находят интересующую их информацию. И здесь поле деятельности Интернет, поистине, огромно. Он мо­жет быть использован в значительной степени для решения за­дачи информационного завоевания русскоязычной диаспоры. Очевидно, что "наиболее удобный путь для этого — предостав­ление в Интернет максимального объема информационного ре­сурса по русской литературе, культуре; русскоязычных СМИ"[63]. Тщательно дифференцированная и систематизированная ин­формация в системе Интернет находит все больше потребителей и в сфере образования. Доступ в Интернет, в частности, имеет факультет журналистики Московского государственного универ­ситета им. М.В. Ломоносова, что позволяет студентам обращать­ся за интересующей их информацией в глобальную мировую сеть. Не случайно газета одного из московских высших учебных заведений настойчиво советовала студентам "Заглянуть в Интер­нет"[64], который поможет в работе над рефератом, курсовой, в подборе литературы по интересующей теме. Для этого нужно лишь заглянуть в "Систему поиска" — в такие сайты, которые находят интересующий документ или нужную информацию по задаваемому ключевому слову. Большую помощь в поиске ока­жет знание английского языка. Есть в "Системе поиска" и русскоязычные странички. Нужно ли говорить, что информации будет значительно больше, если знаешь и тот, и другой язык. Но даже в русскоязычных страничках можно найти прямые ссылки, например, на рефераты интересующей темы, где содержится от 24 до 48 документов. В каждом из них можно найти сведения о десятках рефератов. Английская "Система поиска" более совершенна. Здесь мож­но сузить круг поиска до конкретного понятия: "СМИ", "масс-медиа", "телевидение", "репортаж", "цензура", "образование". Возможности Интернет практически не ограничены. Тяга к нему во всем мире растет. Поэтому с таким интересом было воспринято интервью Б. Ельцина в компьютерной сети Интер­нет в мае 1998 г. Впервые на вопросы пользователей междуна­родной сети отвечал Президент Российской Федерации. Поли­тическим, экономическим, социальным аспектам посвящались в дальнейшем статьи, появившиеся в средствах массовой инфор­мации зарубежных стран и проходившие по каналам Интернет. Журнал "Планета Интернет" писал: "Российские СМИ — бу­мажные и эфирные — отразили это событие с не меньшим пы­лом, чем американские сетевые издания"[65]. Среди вопросов, заданных Б. Ельцину, был и вопрос, имевший непосредственное отношение к Интернет. Он касался характе­ристики Интернет, как одной из ведущих индустрии, позволяю­щих почти мгновенно связывать воедино экономики всех основ­ных крупнейших стран. Целиком разделяя данную точку зрения, Б. Ельцин остано­вился на проблемах развития мировой компьютерной сети в России. "Развитие Интернет, — заметил он, — нормальный процесс построения информационного общества, глубоко ин­формационного. И мы к этому готовимся, за ним — будущее... Здесь и интеллект, и культура, и база, которая заложена у нас. И каждое государство вносит свой вклад в это дело. И Россия — полноправный участник упомянутого процесса"[66]. Полный текст интервью Б. Ельцина опубликован в журнале "Планета Интер­нет" и хранится в памяти мировой сети. Форма общения через Интернет находит все больше сторон­ников в мире и в нашей стране. В июле 1998 г., за несколько дней до начала Всемирных юношеских игр, в сети Интернет вы­ступил мэр Москвы Ю. Лужков. Свою виртуальную пресс-кон­ференцию для пользователей Интернет и группы российских, зарубежных журналистов он посвятил всесторонней характе­ристике готовности Москвы к проведению первых в истории Олимпийского движения Всемирных спортивных юношеских игр. Для ответа на вопросы в течение дня накапливался специ­альный файл, в который заглянуло 25 тыс. пользователей Интернет. Пресс-конференцию вел корреспондент газеты "Труд", ко­торая была информационным спонсором Игр[67]. В 1998 г. почти все политические партии и объединения Рос­сийской Федерации имели свои странички в Интернет, чего не скажешь об их изданиях. И все же до сих пор в России остается немало противников Интернет. В нем они видят военную угрозу России, тлетворное влияние Запада, его стремление превратить Россию в свою ко­лонию, средство, с помощью которого возможны промышлен­ный шпионаж, диверсии против российских интересов. Против­ники распространения Интернет считают, что он несет с собой ряд негативных последствий и в том числе распространение не­желательной информации, нарушение авторских прав и др. В ситуации, сложившейся в конце 90-х гг., главная задача государственной политики состоит в том, чтобы определить, ка­кие государственные информационные ресурсы и на каких ус­ловиях должны быть доступны через Интернет. Противники широкого участия СМИ России в Интернет выдвигают тезис о том, что главным недостатком Интернет является относительно слабая защищенность его информационного поля. Поэтому встает вопрос об ограничении или вообще запрещении передачи через Интернет закрытой, по крайней мере, секретной, инфор­мации. Темпы распространения Интернет носят стремительный ха­рактер и, вероятно, на российском рынке общедоступных теле­коммуникационных сетей он вскоре выйдет на первое место. *** В переходный период, когда коренные перемены коснулись всей общественно-политической и экономической жизни, под­верглись переоценке и формы взаимодействия прессы и обще­ства. В этих условиях в полной мере ощущаются новые процес­сы во взаимоотношениях СМИ и аудитории. Система средств массовой информации России в конце 90-х гг. отражала ту качественно новую ситуацию, которая возникла в общественно-политической жизни Российской Федерации после дезинтеграции СССР. Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности способствовали неуклонному расширению газетного мира, сделали реальностью функционирование много­партийной журналистики. Несмотря на сложные экономические условия, сокращение тиражей, российские средства массовой информации сохранили свой многонациональный характер, в них утверждались новые типы изданий, приближавшиеся по ми­ровым стандартам к качественным. На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в усло­виях демократизации, финансово-экономической инициативы, рыночным отношениям. Во всех звеньях системы средств ин­формации утвердились многообразные формы собственности[68]. Проникновение капитала в российскую журналистику приве­ло к возникновению стихийно складывающегося информацион­ного рынка, неподвластного еще во второй половине 90-х гг. цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции. Ведущими темами прессы продолжали оставаться проблемы, связанные с ходом реформирования экономики, переходом к рынку и рыночным отношениям. Пресса и выборы — одна из важнейших тем журналистики Российской Федерации. Своей кульминации она достигла в пе­риод президентских выборов 1996 г., когда на первое место вы­двинулись вопросы регулирования СМИ в ходе кампании. От­крыто, гласно, соблюдая все демократические принципы, пресса строго следовала установленному порядку предоставления эфир­ного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на пост Президента Российской Федерация и избира­тельным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периоди­ческих печатных изданиях. Постоянной в журналистике оставалась тема поиска путей прекращения кровопролития в "горячих" точках, военных дей­ствий в Чечне. В выступлениях печати, телевидения и радио заметное место занимали проблемы дальнейшего развития международных эко­номических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Новые исторические и общественно-политические реалии выдвинули на первый план вопросы создания единого инфор­мационного пространства на территории бывшего СССР, стро­гого соблюдения законодательных актов во взаимоотношениях между властными структурами и средствами массовой информа­ции. В прессе находили отражение и проблемы функционирова­ния печати, телевидения, радиовещания, факты нарушения сво­боды журналистики. По данным фонда защиты гласности толь­ко за ноябрь 1997 г. было зафиксировано 123 конфликта[69]. В прессе регулярно публиковались и комментировались решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. В переходный период, когда идет противоречивый процесс трансформации российского общества к рыночным отношени­ям, состояние отечественных средств массовой информации можно охарактеризовать как неустойчивое, связанное с посто­янными изменениями в их структуре, тиражах, целенаправлен­ности, принадлежности, содержании. Стремительные изменения в российской государственности, экономическая нестабиль­ность, нарушения вертикальных связей между центром и регио­нами приводят к заметному ослаблению воздействия средств массовой информации на массы. Дальнейшая демократизация общества, принятие новых зако­нодательных актов, гарантирующих права, свободу и независи­мость печати, телевидения, радио, информационных агентств, издательств, многоукладность и многопартийность журналисти­ки, все более широкое участие в Интернет, позволяет ей стать реальным достижением демократии Российской Федерации.

Сноски

[1] Верт Н. История Советского государства. М., 1995. С. 519—520. [2] Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992. [3] Засурский Я. Журналистика в изменяющемся мире // Вести. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 2. [4] Печать Российской Федерации в 1991 году. Стат. сборник. М., 1992. С. 5. [5] О средствах массовой информации. Закон Российской Федерации. 27 де­кабря 1991 г. // Журналист. 1992. № 2-3. [6] Печать Российской Федерации в 1991 г. Стат. сборник. М., 1992. С, 96. [7] Засурский Я. Переход к рынку и кризис прессы // Веста. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 1. [8] Вести. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1994. № 1. [9] Система средств массовой информации России / Под ред. проф. Я. Засурского. В 2 ч. Ч. 1 М., 1994. С, 6-14. [10] Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типо­логической структуры современной периодики. М., 1995. [11] Кашинская Л. Печать русской православной церкви; Костикова Н. Типо­логические характеристики православной печати. М., 1996. [12] Корнилов Е., Дядюшенко В. Газета на бульваре. Ростов-на-Дону, 1997. [13] Кулев В. Деловая пресса России. М., 1996. [14] Андреева А., Худякова Э. Деловая пресса Черноземья. Воронеж, 1998. [15] Салонов В. Аграрная пресса России. М., 1996. [16] Ямпольская Р. Типологические особенности издания для женщин. М., 1996. [17] Руденко И. Детская пресса России на современном этапе. М., 1996. [18] О мерах по защите свободы печати в РСФСР. Указ Президента РСФСР. И сент. 1991 г. // Российская газета. 1991. 13 сент. [19] Молния. 1996. Январь. [20] Типология периодической печати. М., 1995. [21] Журнальная периодика России. М., 1996. [22] Телевизионная журналистика. M., 1994. [23] Москаленко А. Свобода печати в демократическом государстве. Киев-Берлин, 1995. [24] Ружников В. Отечественное радиовещание: пути и проблемы строительства (Ретроспектива и современность). М., 1993. [25] Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и незави­симое вещание. М., 1995. [26] Система средств массовой информации России. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. [27] Стяжкин В. Региональная и локальная периодика. М., 1996. [28] Реснянская Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996. [29] Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х — 90-е годы). М., 1996. С. 75. [30] Журналистика в условиях государственного суверенитета. Якутск, 1992. [31] Радио — вчера, сегодня, завтра. Тезисы научно-практической конферен­ции. М., 1995. [32] Ефимов Н. Становление рынка массовой информации // Вести. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1992. № 4. С. 3—8. [33] Тулупов В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996. [34] Труд. 1995. 3 марта. [35] Давидович В. Грани свободы. Л., 1990. [36] Россия. 1998. 19 июня. [37] Молния. 1996. Февр. [38] Труд. 1996. 6 апр. [39] Явлинский Г. Интервью с самим собой // Труд. 1993. 10 дек. [40] Солженицын А. Как нам обустроить Россию // Литературная газета. 1990. 18 сент. [41] Куранты. 1992. 30 окт. [42] Труд. 1995. 21 дек. [43] Коммуна. 1996. 4 июня. [44] Комсомольская правда. 1996. 4 июня. [45] Журналистика и война. Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. М., 1995. [46] Факультет журналистики. Полвека на Моховой (1947—1997). М., 1997. С. 123. [47] Завтра. 1995. Декабрь. [48] Овсепян Р. Журналистика национальных регионов Российской Федерации // Веста. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1998. № 2. [49] Российская газета. 1996. 7 марта. [50] Пять лет свободы печати. Материалы научно-практической конференции. М., 1996. [51] СНГ получает общее телевидение // Независимая газета. 1992. 30 июня. [52] Труд. 1996. 30 марта.. [53] Труд. 1996. 29 марта. [54] Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнитель­ный анализ). М., 1995. С.191-192. [55] Судебная реформа: проблемы анализа и освещения. Дискуссии о право­вой журналистике. М., 1996. [56] Русская мысль. 1998. 18—24 июня. [57] Журналистика в 1994 году. Тезисы научно-практической конференции. М., 1995. Ч. 1. С. 41. [58] Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики (опыт этического кодекса). М., 1994. [59] Факультет журналистики. Полвека на Моховой (1947—1997). М., 1997. [60] Засурский И. Масс-Медиа Второй Республики. М., 1999. С. 223. [61] Планета Интернет. Первый российский журнал о Сети. 1996. № 1—3. [62] Засурский И. Указ. соч. С. 224. [63] Проблемы информатизации. Теоретический и научно-практический жур­нал. 1997. № 4. С. 35. [64] Бакалавр XXI. Газета Московского гуманитарного института им. Е.Р. Даш­ковой. 1998. № 10. [65] Планета Интернет. 1998. № 5-6. С. 13. [66] Там же. С. 10. [67] Труд. 1998. И июля. [68] Шкондин М. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1996. [69] Законодательство и практика средств массовой информации. 1997. Де­кабрь. № 12. С. 10-20.

299