Журналистика и новое политическое мышление
Исключительная по своей силе волна политической активности, национального самосознания масс во второй половине 80-х гг. всколыхнула советское общество. Возрождались в его жизни правдивость, гласность. Они оказали воздействие на характер и содержание выступлений печати, телевидения и радиовещания. То, что годами было запретным, отныне стало предметом широкого суждения. К середине 80-х гг. полностью стала очевидной неэффективность функционировавшей десятилетиями административно-командной системы управления экономикой, неэффективность существовавшего хозяйственного механизма. В апреле 1985 г. по инициативе М. Горбачева была предложена программа радикальных реформ, осуществление которых должно было преобразовать советское общество, дать мощный импульс социально-политическим преобразованиям в стране. Разъясняя суть предстоявших работ с целью существенного ускорения социально-экономического прогресса, "Правда" в одном из апрельских номеров газеты за 1985 г. обращала внимание читателей на необходимость широкого использования достижений научно-технической революции, приведения форм социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями. Новое политическое мышление, ставшее возможным благодаря начавшейся демократизации жизни общества, стало пробивать дорогу новому экономическому мышлению. Критерием его должны были стать объективность, гласность, плюрализм мнений, достоверность информации, освобождение от догм и стереотипов прошлого[28]. Интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса средства массовой информации тесно связывали с необходимостью скорейшего демонтажа административно-командной системы во всех сферах народного хозяйства. Пресса настойчиво проводила мысль о том, что только новое мышление в экономике способно гарантировать реализацию намеченной программы. Вопросы перестройки заняли одно из главных мест и в передачах телевидения и радио. Большой интерес у телезрителей вызывали репортажные и проблемные циклы "Прожектор перестройки", "В силу сложившихся обстоятельств", "В фокусе — проблема", "Для всех и для каждого", "О проблемах социальной справедливости" и др. Огромную аудиторию собирали публицистические программы "Взгляд", "Позиция". Перспективы реорганизации народного хозяйства нашли многообразное и широкое отражение на радио. Всесоюзное радио регулярно обращалось к "Радиоанкете перестройки", к жанрам "Актуальное интервью", "Радиоперекличка". Живой интерес у радиослушателей вызывали программы "Контакт", проблемно-публицистическая передача "Сигнал", в определенной мере перекликавшаяся с "Прожектором перестройки". Новым достижением телевидения стал приход на телеэкран наряду с дикторами профессиональных журналистов. Это позволило им высказывать свою позицию. Появились такие неординарные и интересные передачи, как "Пятое колесо", "120 минут", "600 секунд", "ТСН", "АТВ" (авторское телевидение), еженедельная передача "7 дней", "ДВМ" ("Добрый вечер, Москва!"), — эти передачи в большинстве своем выходили в прямой эфир. Но и в условиях гласности давали о себе знать рецидивы прошлого. Первой жертвой противников перестройки и гласности в условиях демократизации жизни общества стал "Прожектор перестройки". Затем — передачи "7 дней", " Взгляд", "Авторское телевидение", "ТСН". Под давлением общественности некоторые программы были возобновлены. И все же несмотря на сбои телевидение вместе со всей системой средств массовой информации продолжало рассказывать о том новом, что входило в жизнь страны. Успех перестройки пресса ставила в прямую зависимость от активизации трудовых усилий масс, их добросовестной работы. Так, в периодике появились многочисленные выступления, связанные с "человеческим фактором" как важным организационно-экономическим и социальным резервом ускорения перестройки промышленной сферы[29]. В средствах массовой информации высказывалось немало соображений о необходимости изменения хозяйственного законодательства, о максимальном разгосударствлении всех уровней общественного производства, деполитизации хозяйственной жизни. Видные ученые-экономисты, представители сферы производства предлагали реальные пути ускорения проведения реформы, перехода к рынку, отрешения от догматизма[30]. Со своими экономическими программами в печати выступили Л. Абалкин, А. Аганбегян, Е. Гайдар, С. Шаталин, Н. Шмелев, Г. Явлинский и др. Государственную программу преобразования экономики страны представлял Н. Рыжков. Дискуссии в средствах массовой информации развернулись вокруг принципиального вопроса: строить ли обновленный социализм на рыночной основе или рынок неизбежно приведет к капитализму как способу производства? В условиях гласности и плюрализма мнений ответы на эти вопросы звучали далеко не однозначно. Наряду с категоричными утверждениями о несовместимости рынка с социализмом во многих газетах и журналах высказывались противоположные взгляды. Дискуссии шли, а попытки реконструкции народного хозяйства с помощью широко разрекламированного ускорения и других новых подходов в сфере экономики не давали желаемых результатов[31]. Проблемы перестройки захватили и аграрный сектор. В печати, на телевидении и радио всемерно пропагандировалась Продовольственная программа СССР, ведущим автором которой считался М. Горбачев. Пресса рассказывала о мерах, связанных с усиленной подпиткой агропромышленного комплекса ресурсами, с улучшением его управления, планирования и финансирования как единого целого. Газетные полосы пестрели фотоокнами, фоторепортажами, интервью о поездках руководящих деятелей КПСС, Советского государства по агропромышленным комплексам Белгорода, Курска, Молдавии и других регионов. Но многочисленные встречи аграриев и животноводов с руководителями страны, обмены опытом не прибавляли сельскохозяйственной продукции. В выступлениях средств массовой информации все чаще шел разговор о том, что положение с продовольствием в стране с каждым годом становится все хуже. В 1989 г. обозначился дефицит самых необходимых продуктов: сахара, хлеба, мяса, молока. Вводились необходимые ограничения. В 1990 г. в газетах России, Украины, Белоруссии, Армении и других республик Союза сообщалось о введении талонов, визитных карточек. Со страниц печати практически сошло упоминание о Продовольственной программе. Срыв ее во многом определялся судьбой советской деревни, жизнью крестьянства. В прессе, теледебатах, на митингах кипели страсти вокруг форм собственности на землю, проблем кооперации, агропромышленной интеграции, перехода деревни к рынку. Так, в очерке Анатолия Ананьева "Человек на земле" есть такие слова: "Мы говорили как будто обо всем, что беспокоило нас в современной деревне и разрушало ее, но не задевали главного — земли, что с ней происходит в действительности, как она используется, обходили молчанием как несуществующий вопрос о том, что всегда являлось стимулом для хлебороба, вызывало в нем инициативу и привязывало его к земле" (Если по совести. М., 1988. С. 19). Жизни и проблемам села второй половины 80-х гг. посвятили свои очерки В. Белов ("Возродить в крестьянстве крестьянское...")[32], Б. Можаев ("Мужики")[33], Ю. Черниченко ("Левиафан")[34] и др. И городу, и селу, и правительству было вполне очевидно, что быстро решить продовольственную проблему не удастся. Игнорируя объективные закономерности да и реальные возможности, была провозглашена новая многообещающая программа "Жилье-2000". В прессе вновь развернулась массовая агитационно-пропагандистская кампания вокруг новых обещаний: к 2000 г. каждая семья должна получить квартиру или дом. Эта тема недолго продержалась в печати. Такая же участь постигла и "Комплексную программу развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 гг.". В материалах "Экономической панорамы" "Правды" публиковались мнения финансистов и прогнозы политологов о путях выхода страны из тяжелого экономического положения; в статьях раздела "Вопросы экономики: дискуссионная трибуна" говорилось об экономическом кризисе, охватившем страну, о финансовой системе, терпящей катастрофу. В одном из своих выступлений в июле 1989 г. "Правда" вынуждена была признать, что за 50 месяцев перестройки не сделано ничего стоящего для самосохранения. В сложившейся ситуации многие выступавшие в печати, на телевидении и радио видели выход из экономического кризиса в принятии экстренных мер. Строгому, конкретному и последовательному изложению их посвятил Н. Шмелев в одном из мартовских номеров "Известий" 1991 г. свою статью "В чем я вижу шанс на спасение"[35]. Мучительно долго М. Горбачев сохранял приверженность "социалистическому выбору" в большевистском миросозерцании. Средства массовой информации взяли на себя пропаганду непопулярных кампаний, полумер в реформировании экономики, государственной приемки, государственного заказа. Неоднократные изменения в структуре управления народным хозяйством содействовали углублению экономического кризиса и вели к тяжелым последствиям. Дефицит коснулся всех сфер экономической и социальной жизни страны. В таких условиях возникла в прессе тема гуманитарной помощи западноевропейских стран и Америки СССР. Демократизация жизни советского общества способствовала слому старых идеологических догматов во внешнеполитических отношениях, отказу от принципов "холодной войны". Перестройка началась по сути с провозглашения нового политического мышления в международных отношениях с Западной Европой, Америкой, с совершенно новых критериев отношений с ФРГ. Печать, телевидение, радио активно способствовали поиску путей доверия и отказа от применения позиции силы в отношениях с зарубежными государствами. Продовольственная и финансовая помощь с их стороны стала ответным проявлением доброй воли и поддержки проводимым в СССР реформам. Одной из впечатляющих форм передач, знакомивших телезрителей с жизнью других стран, их людьми и проблемами, а также с образом жизни советских людей, стали телемосты "Москва-Вашингтон", "Москва-Лос-Анжелес" и др. В международной проблематике средств массовой информации отражались новые тенденции, складывавшиеся во взаимоотношениях между СССР и странами Восточной Европы, Варшавского договора, в торговых отношениях со странами СЭВ в связи с переходом на новые принципы взаиморасчетов и т.д. Новое политическое мышление влекло за собой перестройку сознания масс. Впервые за многие десятилетия журналистика пыталась создать правдивую картину положения дел в партии, в рядах которой оказалось немало ретроградов и пустозвонов, бюрократов и лихоимцев, ставших поперек дороги демократическим преобразованиям[36]. Среди материалов, разоблачавших партократию, важное место заняла статья-обзор "Очищение", опубликованная в "Правде" 13 февраля 1986 г. Сопровожденная подзаголовком "Откровенный разговор", она построена на письмах читателей, поступивших в редакцию газеты. Автор статьи Татьяна Самолис расценивала курс партии на перестройку как выдающийся шаг в ее стремлении очиститься от тех партийцев, которые наносят не только материальный, но и моральный ущерб обществу. В статье приводились выдержки из многих читательских писем. Но одно из них, поступившее из Казани, выделялось особо. В нем, в частности, говорилось: "Рассуждая о социальной справедливости, нельзя закрывать глаза на то, что партийные, советские, профсоюзные и даже комсомольские руководители подчас объективно усугубляют социальное неравенство, пользуясь всякого рода спецбуфетами, спецмагазинами, спецбольницами и т. д. ... вряд ли сами «пользователи особых благ» откажутся от своих привилегий...". Долгое время реакция на статью "Очищение" оставалась неизвестной. Лишь спустя два с лишним года, после публикации новой статьи "Очищение правдой", стала известна реакция партийных чиновников: они очень хотели расправиться с автором статьи за то, что она посмела привести в газете выдержку из письма рабочего, где говорилось о бюрократическом слое, тормозившем перестройку. В статье "Очищение правдой" четко звучит мысль о необходимости очистить нашу жизнь от рецидивов вождизма, исключительных авторитетов безграничной власти, нередко приводящей к элементарному беззаконию. Значительная часть статьи посвящена вопросам гласности. Она немыслима, подчеркивала автор, без нового качественного шага в демократизации средств массовой информации. Однако они по-прежнему полностью и безгранично контролируются, опекаются даже по мелочам. Они вынуждены, в сущности, функционировать как бы в ретрансляционном режиме, выражая лишь мнение верхних эшелонов власти, подчас яростно защищать не общенародные интересы, а сиюминутные, конъюнктурные амбиции лидеров и их окружения[37]. Заметно возросшая самостоятельность прессы проявила себя в период политических кампаний по выборам в Верховный Совет 1989 г. и республиканские и местные Советы в 1990 г. Впервые за все годы советской власти в политических кампаниях участвовала печать, представлявшая различные политические партии и объединения. Это были первые в стране свободные выборы, позволившие массам проявить невиданную и подлинную политическую активность. Свобода волеизъявления, возможность плюрализма и право каждой партии отстаивать своего кандидата в депутаты наделили многопартийную советскую журналистику новыми качествами. Она преодолела негативные тенденции и догмы административно-командной системы, стремясь поднять свой авторитет и влияние в массах[38]. Благодаря усилиям прессы, деятельному участию прогрессивно настроенной части общества активно разворачивался процесс демократизации политической системы страны. Возникали все новые политические партии и объединения, выходили их печатные органы. Достижением и завоеванием демократии стали прекращение войны в Афганистане, отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Новые тенденции, пусть иногда и с большими трудностями, давали о себе знать повсюду. Только КПСС они мало касались. Она по-прежнему стояла на консервативных позициях, что особенно сильно проявилось с образованием Компартии РСФСР. Отражением обострившегося противоречия между силами обновления и противниками глубоких реформ, сторонников социалистического выбора и коммунистической перспективы явилось письмо преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой. Озаглавленное "Не могу поступиться принципами", оно под рубрикой "Полемика" было опубликовано 13 марта 1988 г. в газете ЦК КПСС "Советская Россия". Автор письма, решительно защищая завоевания социализма, достижения Союза ССР, давал высокую оценку режиму Сталина и его личности как вождя народов. Н. Андреева резко отрицательно характеризовала перестройку, оценивая ее как "ползучую контрреволюцию". Было очевидным, что за письмом Н. Андреевой стоят определенные силы в ЦК КПСС, что под их давлением может произойти поворот к старому. Вероятно, такими соображениями руководствовались и редакторы некоторых газет, особенно армейских, перепечатывая письмо Андреевой. Проходили дни, а полемики в прессе все не было. Лишь спустя три недели в "Правде" появилась редакционная статья, в которой недвусмысленно было заявлено об антиперестроечной сущности письма ленинградской преподавательницы. КПСС, тормозившая дальнейшее развитие демократических процессов в стране, вместе с тем стремилась сохранить монопольное положение своей печати и свое приоритетное в прошлом право руководить многопартийной прессой. Уже в перестроечные годы принимаются постановления ЦК КПСС "О фактах грубого администрирования и зажима критики в отношении редакций газет "Воздушный транспорт", "Водный транспорт" и "О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати", по директивному тону и характеру напоминавшие многие подобные документы прошлых лет. Все еще были живы традиции умолчания и полумер, которые в условиях гласности могли подорвать веру даже в самые благие намерения и породить скептицизм. Демократизация и гласность вызывали к жизни большое количество тем, раньше не освещавшихся или представляемых односторонне, а чаще всего в негативной трактовке. Общество десятилетиями испытывало информационный голод. Утолить его в новых условиях была призвана журналистика. Правдивое, аргументированное слово в печати, на телевидении и радио возрождало веру в прессу, способствовало преодолению "кризиса доверия" к ней[39]. Процессы, происходившие в советском обществе, позволили журналистике более глубоко заглянуть в историю советского государства и КПСС, осмыслить основные этапы их истории, выявить последствия деятельности тоталитарного режима. Воспитанию историей, критическому осмыслению важнейших периодов истории КПСС посвятили: "Правда" — свои целевые полосы "Правдинские пятницы"; журнал "Коммунист" — регулярно выходившие в 1987—1988 гг. "Круглые столы". Затем опубликованные материалы были изданы в двух сборниках "Страницы истории КПСС"[40]. Вместе с ликвидацией "белых пятен" в историческом прошлом советского государства и коммунистической партии многочисленные статьи в печати посвящались разоблачению культа личности Сталина и его последствий, директивным методам управления созданной им административно-командной системы. Газетно-журнальные публикации рассказывали о том, что сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая все сферы духовной жизни общества. Она нетерпимо относилась к инакомыслию и стала движущей силой репрессивных мер тоталитарного режима. Линия разоблачения беззаконий, допущенных Сталиным и его окружением, находила продолжение в статьях, раскрывавших волюнтаризм Н. Хрущева и тенденции к возрождению культа личности у Л. Брежнева. Критика в печати, особенно центральной, сталинизма, разоблачения волюнтаризма, негативных проявлений периода застоя вызвали бурную ответную реакцию. Читатели "Правды", "Красной звезды", "Комсомольской правды", "Известий" и других газет упрекали их в молчаливом согласии с теми беззакониями, которые происходили в стране в прошлые годы. Упрек был справедлив. Попытки некоторых изданий оправдаться желаемых результатов не дали. Доверие к "Правде", "Красной звезде" и многим другим газетам было подорвано. Иным путем пошла "Комсомольская правда". Она увеличила до максимального уровня объективность материалов, ввела в состав редакции свежие силы, не боялась видеть в своей прошлой деятельности те упущения, которые тяжелым бременем лежали на ней. В результате газете удалось не только сохранить своих подписчиков, но и увеличить их число. Процесс гласности все больше набирал силу. Нельзя было дальше скрывать правду о репрессиях Сталина в 30-е гг. приведших к гибели видных государственных, партийных, хозяйственных работников, миллионы других безвинных людей. В центральных изданиях, и особенно в "Известиях ЦК КПСС", были обнародованы материалы политических процессов 20—30-х гг., связанные с реабилитацией в судебном порядке видных политических и государственных деятелей. Были признаны сфальсифицированными и несостоятельными политические процессы по делам "троцкистско-зиновьевской оппозиции", "левой оппозиции", так называемого "союза марксистов-ленинцев", "московского центра", "антисоветского правотроцкистского блока" и др. В печати появились имена тех, кто в 30—40-е гг. был объявлен "врагами народа" и уничтожен: Н. Бухарина, Г. Зиновьева, Л. Каменева, К. Радека, Ф. Раскольникова, М. Рютина и многих др. На страницах печати вновь появилось имя Л. Троцкого. Затем последовали политические статьи, авторы которых пытались оценить личность каждого из известных в истории советского государства и большевистской партии людей и их судьбы на фоне сложных и, порой противоречивых процессов, протекавших в нашей стране в послеоктябрьскую пору. Еще более полное представление о возвращенных истории и публицистике именах дали политические портреты Д. Волкогонова о Л. Троцком ("Демон Революции"[41], "Девятый вал Вандеи")[42], Р. Медведева о Л. Каменеве ("Каменев. Штрихи к политическому портрету")[43], Н. Васецкого ("Г. Зиновьев")[44], В. Поликарпова о Ф. Раскольникове[45], И. Анфертьева об М. Рютине[46] и др. Вместе с политической пришла реабилитация и творческая. Современный читатель получил возможность прочесть "Заметки экономиста" Н. Бухарина, статью "Новый курс" Л. Троцкого, "Открытое письмо" Ф. Раскольникова И. Сталину, статьи Н. Вавилова, Г. Каминского, Н. Кондратьева, А. Чаянова, памфлеты К. Радека и многих др. К началу 90-х гг. их публицистика была издана однотомниками избранных произведений: "Н.И. Бухарин"[47], "Л. Троцкий. Политические силуэты"[48], "А. Луначарский, К. Радек, Л. Троцкий. Силуэты: политические портреты"[49] и др. Критическое осмысление новейшей отечественной истории, открывшиеся возможности объективного воссоздания облика первых лиц коммунистической партии и Советского государства расширили рамки политического портрета как жанра публицистики. В различных центральных газетах и журналах появились очерки В. Решетникова ("Александр Керенский. Правда и вымысел")[50], Н. Васецкого ("Л.Д. Троцкий. Политический портрет")[51], Л. Троцкого ("Иосиф Сталин. Опыт характеристики" и "Сверх-Борджиа в Кремле")[52], Ф. Бурлацкого ("Хрущев. Штрихи к политическому портрету" и "Брежнев и крушение оттепели. Размышления о природе политического лидерства") и т. д. Реалии переходного периода требовали максимального ограничения давления цензуры. Изменения в цензурной политике привели к тому, что официально за цензурой сохранялось лишь право контроля за неразглашением государственных тайн. Но в действительности Главлит зачастую препятствовал восстановлению правды, обнародованию фактов истории. В течение многих десятилетий представители Главлита — цензоры — тщательно прочитывали все выходившие в стране печатные издания, и убирали с их страниц любую, на их взгляд, неблагонадежную мысль[53]. Долгое время неприкосновенной оставалась тема личности Ленина. Даже тогда, когда в 1988 г. в Москве вышел роман В. Гроссмана "Жизнь и судьба", из его текста были изъяты места, где высказывалась критика в адрес Ленина. Прошел лишь год и под воздействием гласности и нового политического мышления в печати стали появляться многочисленные документы, ' развенчивавшие миф о человеколюбивом Ленине, заботливом "отце народов" Сталине, добром "всесоюзном старосте" Калинине, "первом маршале" Ворошилове, "выдающемся" советском дипломате Молотове, обо всем сталинском окружении, причастном к репрессиям и гибели миллионов людей — узников гулаговских лагерей. Восстанавливалась правда о жестокости большевиков с первых дней их прихода к власти по отношению к имущим классам, к царской семье, духовенству, казачеству, о введении в Красной Армии смертной казни в годы гражданской войны, преследованиях и массовых репрессиях за инакомыслие. В "Известиях", "Литературной газете", "Московских новостях", "Комсомольской правде", "Труде", "Правде", в журналах "Новый мир", "Огонек" и других изданиях были опубликованы под рубриками "Уроки истории", "Страницы истории", "Взгляд сквозь годы" статьи, воскресавшие правду о кронштадтском[54] мятеже, о развернувшемся в России после революции красном терроре[55], о революции и царской семье, о ее аресте и уничтожении[56], о личности последнего русского царя Николая II.[57] Впервые в советской историографии и периодической печати была предпринята попытка объективной оценки военных руководителей белого движения: генералов П. Врангеля, А. Деникина, А. Колчака, Л. Корнилова, Н. Юденича, лидеров различных политических партий, не принявших Октябрьскую революцию: П. Милюкова, Б. Савенкова, М. Спиридоновой, П. Струве, В. Чернова и др. Появились произведения творческой интеллигенции, покинувшей страну или изгнанной за ее пределы в годы советской власти: И. Бродского, А. Галича, Н. Гумилева, Е. Замятина, О. Мандельштама, В. Набокова, В. Некрасова, Б. Пильняка, А. Солженицына и многих др. К концу 80-х гг. увидели свет многие произведения, запрещенные ранее цензурой. Среди них — "Реквием" А. Ахматовой, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Софья Петровна" Л. Чуковского, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Воспоминания" Н. Мандельштама, дневник К. Симонова "Глазами человека моего поколения", воспоминания Е. Драбкиной, А. Жигулина, И. Твардовского и др. Процессы демократизации оказали огромное воздействие на рост национального самосознания. Десятилетиями прятавшиеся вглубь противоречия требовали откровенного признания. Деформации в межнациональных отношениях стали одной из ведущих тем всей многонациональной советской журналистики. В публикациях центральной и местной печати говорилось о том, что в союзных республиках остро встали проблемы изучения родного языка, развития сети национальных школ, что союзные и автономные республики и области, лишенные какой бы то ни было самостоятельности, не могут решить вопрос о выпуске новых изданий на национальном или русском языках, не обладают правом увеличить объем теле- и радиопередач. В новой политической ситуации печать не могла скрывать, что в республиках по-прежнему сохраняется национальная, культурная, социальная ущемленность представителей других народов, проживающих здесь. Как писали "Известия" в июне 1989 г., даже партийные руководители ряда республик вынуждены признать наличие деформаций в национальных отношениях в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Молдавии, Таджикистане. В печати, на телевидении и радио шел серьезный разговор об исторической памяти. С ней связывали историю национальной государственности, споры в области исторической географии, в ней видели предмет национального притеснения, источник формирования "образа врага"[58]. В советской журналистике предметом широкого обсуждения стали проблемы совершенствования национальной государственности республик, их суверенитета, государственного устройства СССР. Летом 1989 г. в прессе развернулось обсуждение конституционных основ Советского Союза, а тем самым и его дальнейших судеб. "Дискуссионные трибуны" ввели "Правда", "Известия". Основной разговор шел вокруг альтернативы государственного устройства СССР: федерация или конфедерация республик. В "Правде" одна за другой появились статьи: "Федеративный Союз"[59], "Федерация или конфедерация"[60], "Остановить негативные процессы, защитить перестройку" и др. "Известия" опубликовали цикл статей, связанных с политическим решением проблем создания нового Союза[61]. Дискуссии на заседаниях Верховного Совета СССР и в печати продолжались, а тем временем в прессе публиковались сообщения, что Литва, Латвия, Эстония приняли решения о провозглашении суверенитета, что к такому же шагу склонны и некоторые другие республики. Даже результаты проведенного в марте 1991 г. референдума о целесообразности сохранения СССР не могли повлиять на дальнейший ход жизни. Августовские события 1991 г. положили начало окончательному распаду Союза ССР. В первых числах сентября в центральной печати было обнародовано совместное заявление М. Горбачева и высших руководителей 10 союзных республик. Они предложили образовать союз по типу конфедерации, форму участия в котором каждая суверенная республика определит самостоятельно. В течение последующих месяцев суверенитет провозгласили все союзные республики бывшего СССР. В начале декабря 1991 г. в резиденции "Вискули" под Брестом руководители Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). Через несколько дней состоялась Ашхабадская встреча глав азиатских республик — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, принявших заявление о готовности стать равноправными соучредителями СНГ, 22 декабря СМИ сообщили об Алма-Атинской встрече глав девяти независимых государств. В тот же день была обнародована подписанная ими накануне декларация. Она провозглашала окончательное прекращение существования СССР. С образованием СНГ был сделан первый шаг к созданию нового сообщества — содружества суверенных наций, первый шаг в поисках путей сохранения единого информационного пространства. *** Демократизация и гласность, ставшие реальностью для средств массовой информации в середине 80-х гг. стали мощным рычагом начавшейся перестройки, проводником новых реалий в жизни общества[62]. Вместе с тем журналистика до конца 80-х гг. оставалась органической структурой однопартийной политической системы. Несмотря на все деформации, происходившие в ее деятельности, она продолжала развиваться, а развернувшаяся перестройка привела к заметному росту тиражей печати, авторитета телевидения и радио. Изменения, происшедшие в информационной службе страны, способствовали возникновению новых информационных агентств. Важнейшей закономерностью, обусловившей положение СМИ в демократизирующемся обществе, стало их воздействие на внедрение в сознание масс нового политического и экономического мышления как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях, содействие активизации действий людей по слому административно-командной системы. Перестройка в прессе оказала воздействие на перестройку сознания всего общества. Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой, демократической, системе печати. Важнейшей закономерностью функционирования прессы в условиях демократизации и гласности явилось развитие неформальной и альтернативной печати, возникновение изданий новых партий и политических образований, положивших начало формированию системы многопартийной журналистики. Процесс демократизации и гласности" создал новые условия политического развития общества, раскрепостил журналистику. В ее деятельности получили развитие специфические проявления, ставшие возможными в новых общественно-политических условиях, такие как: утоление информационного голода, десятилетиями испытываемого обществом; стремление к удовлетворению потребностей аудитории в правдивом слове; гласность в системе межнациональных отношений; возрождавшееся доверие народа к прессе. Воспитание историей стало неотъемлемой чертой журналистики, разбуженной гласностью. Демократизация и гласность вызвали к жизни новые жанры и формы газетно-журнальной, теле- и радиопублицистики: политический портрет, дискуссию, "Телемост", "Прожектор перестройки", "Взгляд", "Актуальное интервью" и другие. Публицистика второй половины 80-х — начала 90-х гг. стала самой читаемой, самой волнующей за все послевоенные десятилетия. Статьи и очерки писателей и журналистов И. Васильева[63], Д. Гранина[64], Е. Евтушенко[65], Ю. Карякина[66], В. Некрасова[67], Е. Носова[68], В. Распутина[69], В. Селюнина[70] и многих других привлекали внимание читателей к острейшим проблемам жизни общества, вставшего на путь демократических преобразований, его прошлого и будущего.
Сноски
[1] VI съезд Союза журналистов СССР. Стенографический отчет. М.. 1987. С. 40. [2] Аргументы и факты. 1990. № 19. [3] Там же. № 1. [4] Московские новости. 1990. № 15. [5] О печати и других средствах массовой информации. Закон Союза Советских Социалистических республик. 12 июня 1990. М., 1990. [6] Подсчеты автора. [7] День радио. М., 1989. С. 3. [8] Там же. С. 3. [9] День радио. М., 1990. С. 3. [10] День радио. М., 1991. С. 3. [11] Правда. 1985. 11 июля. [12] Московские новости. 1991. № 47. [13] Там же. [14] Независимая газета. 1991. 22 авг. [15] Московские новости. 1991. № 47. [16] Там же. [17] Аргументы и факты. 1990. № 48. [18] Неформальная Россия. М., 1990. [19] Сахаров А. Воспоминания //Литературная газета. 1990. 31 окт. [20] Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы. М., 1989. [21] По страницам самиздата. М., 1990. С. 12—30. [22] Журнал "Посев". 1988. № 9. С. 32-33. [23] Суетнов А. Справочник периодических изданий самиздата. Библиография. М., 1990. [24] Об общественных организациях. Закон Союза Советских Социалистических республик. 12 июня 1990. М., 1990. [25] Московские новости. 1991. № 10. [26] Независимая газета. 1991. 23 ноября. [27] Кашинская Л. Печать русской православной церкви; Костикова Н. Типологические характеристики православной печати. М., 1996. [28] Горбачев М. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1987. [29] Наше Отечество. Опыт политической истории: В 2-х т. Т. 2. М., 1991. С. 555-563. [30] В своем Отечестве пророки. М., 1989. [31] Иного не дано. М., 1988. [32] Белов В. Возродить в крестьянстве крестьянское // Правда. 1988. 15 апреля; Если по совести. М., 1988. С. 54—63. [33] Можаев Б. Возродить хозяина // Правда. 1989. 31 июля. [34] Черниченко Ю. Левиафан // Литературная газета. 1990. 2 мая; там же. 9 мая. [35] Шмелев Н. В чем я вижу шанс на спасение // Известия. 1991. 30 марта. [36] Менделеев А., Казутин М. Диалог о демократии. М., 1988. [37] Очищение правдой // Правда. 1988. 7 июня. [38] Через тернии. М., 1990. [39] Залыгин С. Поворот // Новый мир. 1987. № 1; Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. М., 1988. [40] Страницы истории КПСС. Факты. Проблемы. Уроки. М., 1988; то же. М., 1989. [41] Волкогонов Дмитрий. Демон революции //Правда. 1988. 9 сент. [42] Волкогонов Дмитрий. Девятый вал Вандеи // Литературная газета. 1990. 30 мая; там же. 13 июня. [43] Медведев Р. Каменев. Штрихи к политическому портрету // Литературная газета. 1989. 3 мая. [44] Васецкий Н. Г.Е. Зиновьев // Аргументы и факты. 1988. № 42, 43. [45] Поликарпов В. Федор Раскольников. Судьба большой жизни // Они не молчали. М., 1991. С. 255-289. [46] Анфертъев И. Рютин против Сталина // Возвращенные имена: В 2 кн. Кн. 2. 1989. С. 179-202. [47] Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988. [48] Троцкий Л. Политические силуэты. М., 1990. [49] Луначарский А., Радек К., Троцкий Л. Силуэты: политические портреты. М, 1991. [50] Решетников В. Александр Керенский. Правда и вымысел // Известия. 1991. 5 июля. [51] Васецкий Н. Л.Д. Троцкий. Политический портрет // Л.Д. Троцкий. К истории русской революции. М., 1990. С. 3—62. [52] Троцкий Л. Сверх-Борджиа в Кремле // Труд. 1990. 29 авг. [53] Исключить всякие воспоминания... Очерки истории советской цензуры. Минск—Москва, 1995. [54] Кронштадтский мятеж // Комсомольская правда. 1991. 28 февр. [55] Покатилось красное колесо... // Труд. 1991. 12 сент. [56] Последние дни Дома Романовых // Труд. 1992. 16 дек.; там же. 17 дек.; там же. 19 дек. [57] Арест Николая II // Книжное обозрение. 1990. № 35.; там же. № 36. [58] Гласность в системе межнациональных отношений. М., 1990. [59] Федеративный Союз // Правда. 1989. 12 июля. [60] Федерация или конфедерация? // Правда. 1989. 7 авг. [61] Как пройти путь к новому Союзу? // Известия. 1991. 5 июля. [62] Кондрашев П. Местная пресса: теория и практика перестройки // Новосибирск, 1989. [63] Васильев И. Посторонность // Советская Россия. 1987. 4 окт.; Ориентиры. М., 1988. С. 350-363. [64] Гранин Д. О милосердии // Литературная газета. 1988. 18 марта; Если по совести. М., 1988. С. 107-117. [65] Евтушенко Е. Притерпелось // Литературная газета. 1988. 11 мая. [66] Корякин Ю. "Ждановская жидкость", или против очернительства // Огонек. 1988. № 18; Если по совести. С. 155—170. [67] Некрасов В. Трагедия моего поколения // Литературная газета. 1990. 12 сент. [68] Носов Е. Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.; Если по совести. С. 171—195. [69] Распутин В. Если по совести // Если по совести. С. 224—236. [70] Селюнин В. Искорки // Новый мир. 1988. № 5; Если по совести. С. 250— 301.
- Введение
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет