Радиовещание
В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес. Прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию государственных радиопрограмм Российской телерадиокомпании "Останкино" и программы "Радио России" Всероссийской телерадиокомпании. В конце февраля 1991 г. было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации Российской Федерации. Его главной целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального "почерка" в программах местных студий. В начале 90-х гг. на территории Российской Федерации осуществляли вещание 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции радиовещания со средним объемом в 170 часов по телевидению и 350 часов по радио, что составляло более 80% общего республиканского объема телерадиовещания[24]. Программы содержали блок информации, публицистические и музыкальные передачи, рекламу. В программах компаний автономных республик были также передачи литературно-драматические и посвященные народному, национальному искусству. Важным проявлением новых тенденций на радио стали религиозные программы. Коренным образом повлияли на коммуникативную ситуацию в Российской Федерации негосударственные радиостанции, появление которых стало возможным после разрешения на частное радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге, в областных, краевых и республиканских центрах. В течение 1991—1993 гг. в стране стали выходить в эфир все новые общественные, частные, коммерческие радиостанции. "Эхо Москвы" — первое негосударственное московское радио, вышедшее в эфир в августе 1990 г. Продолжительность работы станции вначале составляла всего 4 часа. С середины апреля 1991 г. эфирное время станция увеличилось на 3 часа и достигло 7 часов в будни и 8 часов в субботние и воскресные дни. А спустя год передачи радиостанции "Эхо Москвы" звучали в эфире уже по 20 часов в сутки. В январе 1991 г. стала работать еще одна коммерческая радиостанция в Москве: "М-Радио — новая волна". Осуществляя вещание круглосуточно, она адресовала свои программы молодежи, людям среднего возраста, коммерсантам, бизнесменам, любителям современной музыки. Появление негосударственных структур на радио расширило для радиослушателей возможности информационного выбора. Конкуренция между станциями за создание программ, наиболее отвечавших индивидуальным запросам слушателей, привела к развитию оригинальных концепций структурно-содержательного построения программ, новых нетрадиционных форм вещания. Многообразие в учредительских возможностях создало пеструю картину радиовещания начала 90-х гг. В январе 1992 г. начала круглосуточное вещание коммерческая российско-французская радиостанция "Радио России "Ностальжи", в июле того же года вышла в эфир радиостанция "Надежда", отражавшая взгляды женщин России на мир, события в стране, проблемы экономики, экологии, культуры, духовности. С 1 января 1993 г. ежедневно в эфире Москвы звучали позывные радиостанции "Панорама", передачи которой предназначались деловым людям, молодой научной интеллигенции, служащим. Вскоре начали также работу радиостанции "Автоволна", знакомившая слушателей с деятельностью банков, "Камертон-радио", освещавшая в эфире проблемы предпринимательства. Немало петербуржцев стали постоянными слушателями музыкальной станции "Радио-Классика" и информационно-музыкальной коммерческой радиостанции "Катюша". В 1993 г. только в эфире Москвы работало 23 частных радиостанции. Через год их стало в Москве 30, а в Санкт-Петербурге — 10. Среди самых молодых радиостанций — "Радио APT", программы которой носят явно культурологический характер; "Интеллект", видящий свою главную задачу в распространении экологической идеологии; независимая информационно-музыкальная радиостанция "Ракурс". С религиозными программами выходят в эфир радиостанции "Исламская волна", "Радио Аеф". Пожалуй, единственной откровенно политической радиостанцией в середине 90-х гг. была "Память", полное название которой "Отечество, память и ты". Радиостанция начала вещание в Москве в конце сентября 1991 г. Ее цель — пробуждение у слушателей национального самосознания, укрепление веры в единство Бога, Царя и Нации. Станция выходила в эфир полтора часа в сутки. В середине 90-х гг. не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и почти в каждом областном центре работали независимые коммерческие радиостанции[25]. В последние годы заметным событием становилось создание не столько новых независимых радиостанций, сколько новых государственных. К их числу относится широковещательная армейская радиостанция "Славянка", первая передача которой состоялась 1 января 1993 г. на волнах "Радио России". Затем ее передачи стали передаваться на радиоканале "Маяк" и, наконец, развернуты в собственное вещание шесть дней в неделю по 2 часа. В 90-е гг. в телевидении и радиовещании Российской Федерации произошли качественные перемены, усложнившие структуры телевизионных и радиовещательных программ. На уровне федерации радио включало в себя программы "Радио России", ряд новых программ по каналу "Радио-1" ("Маяк", "Радио-Орфей", "Юность"). В электронных средствах массовой информации усилилась персонификация программ, "журналистское" телевидение и радио стали все более преобладать над "дикторскими", широкое использование получили панарамизация программ, различные формы "информационно-аналитического вещания". В частности, на телевидении появились: "Итоги", "Воскресенье", "Подробности", "Новости плюс", "Зеркало" и др. Радиовещание на зарубежные страны из Москвы осуществляла радиокомпания "Голос России". Она была создана в декабре 1993 г. на базе проработавшего свыше шести десятилетий в эфире Международного Московского радио (ММР), чьи передачи привлекали миллионы слушателей за рубежом. Являясь правопреемником ММР, "Голос России" развивает в своих программах лучшие традиции, опыт и стремится сохранить завоеванный прежней радиостанцией авторитет у слушателей. В 1994 г. "Голос России" вещал на 38 языках общим объемом 120 часов в сутки на все регионы мира, что позволяло напрямую информировать широкий круг зарубежной общественности о событиях в России и других странах СНГ. Программы "Голоса России" обеспечивали станции прочные позиции в пятерке крупнейших мировых служб иновещания, таких как "Би-би-си", "Международное радио Китая", "Голос Америки", "Немецкая волна".
- Введение
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет