Информационные агентства
Рост и развитие структуры информационных агентств были тесно связаны с переходом к рыночным отношениям, с потребностями информационного рынка в независимой и объективной информации. Новые информационные агентства, возникшие в конце 80-х гг., очень быстро преодолели организационные и технические трудности и буквально за два-три года завоевали популярность в журналистской среде. Объяснялось это тем, что точка зрения, высказываемая в сообщениях и комментариях новых агентств, часто не совпадала с официальными утверждениями, распространявшимися по каналам ТАСС и АПН. В последующем достоверность материалов новых информационных агентств подтверждалась[26]. Существуя на средства, получаемые от собственной деятельности, они, конкурируя между собой, стремились предложить потребителям качественную информацию — актуальную, оперативную и достоверную. На одно из первых мест среди информационных агентств, завоевавших доверие потребителей новостей — российских и зарубежных СМИ, иностранных посольств, органов государственной власти и управления и других — вышло ИТАР-ТАСС. 22 января 1992 г. был принят указ "Об информационном телеграфном агентстве Россия" (ИТАР). Как отмечалось в указе, Информационное телеграфное агентство России учреждалось при Федеральном правительстве страны и являлось центральным государственным информационным агентством Российской федерации. Занимаясь сбором, обработкой и распространением внутренней и международной информации, ИТАР-ТАСС фактически получило монопольное право на сообщения официального характера и передачу полного текста указов Президента и Правительства РФ. Агентство располагает широкой корреспондентской сетью, имеет 74 отделения и корреспондентских пункта в России и странах СНГ, 62 корпункта в 59 странах мира. Получателями информации ИТАР-ТАСС являются более 8 тыс. организаций. Треть из них — средства массовой информации России, стран СНГ, зарубежных государств, более 45% составляют политические структуры, финансовые и промышленные организации и т. д. Для них ежедневно по каналам ИТАР-ТАСС — телетайпу, факсимильной связи, по электронным сетям, почте и другим средствам связи распространяется 7 вестников оперативной информации, 20 специализированных вестников, выпускаются газеты "24" и "Восточный экспресс", иллюстрированный еженедельный журнал новостей "Эхо планеты". ИТАР-ТАСС входит в пятерку крупнейших информационных агентств мира — Франс Пресс, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, ЮПИ. Среди информационных агентств России, пользующихся доверием в журналистской среде, также РИА, Интерфакс, Постфактум. РИА, образованное на базе Агентства Печати "Новости" и Российского информационного агентства, выпускает, как и ИТАР-ТАСС, не только большой объем оперативной и аналитической продукции, но и занимается проблемами маркетинга, реализует свои коммерческие устремления на информационном рынке. РИА имеет свои представительства в 60 странах мира. Крупнейшим негосударственным информационным агентством России стал Постфактум. Созданный в пору активизации общедемократического движения, он с осени 1992 г. вступил в новый этап своей деятельности, сосредоточив свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и странах СНГ. У агентства более 100 собственных корреспондентов на местах, что позволяет ему работать круглосуточно и каждые полчаса передавать сводку новостей. В течение дня "Постфактум" передает до 150 информационных сообщений, а также дважды в день — сводки экономических новостей. С начала 90-х гг. в деятельности информационных агентств и, в том числе, "Постфактума", наметилась тенденция к дифференциации проблематики новостей. Так, он стал выпускать еженедельники, содержавшие экономическую информацию, новости авиастроения и космонавтики, экологии, культуры, а также военный и экологический вестники, представлявшие собой информационно-аналитические издания. Развитие специализации в деятельности многих информационных агентств объяснялось экономическими трудностями, в которых оказались потребители информации, необходимостью удовлетворить интересы аудитории, растущим объемом информационного потока. Так, в частности, появились агентства, специализировавшиеся на экономической информации — Агентство Экономических Новостей (АЭН), Секейт-пресс, Пал-информ, МАФИ. Сеть информационных агентств расширялась и за счет того, что их организаторами выступали коллективы газет: при "Независимой газете" было создано информационное агентство "НЕГА", при "Комсомольской правде" — "6 этаж", ставшее затем "Новой ежедневной газетой", при газете "Сегодня" — "Агентство деловых сообщений". Свое собственное информационно агентство создала и радиостанция "Эхо Москвы" и т. д. В конце 1993 г. в Москве функционировало почти 20 информационных агентств, работавших на всю страну. Кроме ИТАР-ТАСС, РИА, РИА "Новости", Интерфакс, Постфактум потребители получали также материалы Информационного агентства РАУ-Пресс, Агентства новостей и информации, Агентства экономических новостей, Информационного агентства "Пресса", "Студинформо", "Панорама", "Публицист", Российское информационное фотоагентство, КОНЭСКО, "Законодательное обеспечение бизнеса в России" и др. Помимо них в Российской Федерации действовало около 300 информационных агентств в регионах и республиках. Все информационные агентства строили свои отношения с подписчиками на коммерческой основе.
- Введение
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет