logo
Овсепян

Информационные агентства

Рост и развитие структуры информационных агентств были тесно связаны с переходом к рыночным отношениям, с потреб­ностями информационного рынка в независимой и объективной информации. Новые информационные агентства, возникшие в конце 80-х гг., очень быстро преодолели организационные и технические трудности и буквально за два-три года завоевали популярность в журналистской среде. Объяснялось это тем, что точка зрения, высказываемая в сообщениях и комментариях но­вых агентств, часто не совпадала с официальными утверждения­ми, распространявшимися по каналам ТАСС и АПН. В последую­щем достоверность материалов новых информационных агентств подтверждалась[26]. Существуя на средства, получаемые от собственной деятель­ности, они, конкурируя между собой, стремились предложить потребителям качественную информацию — актуальную, опера­тивную и достоверную. На одно из первых мест среди информа­ционных агентств, завоевавших доверие потребителей новостей — российских и зарубежных СМИ, иностранных посольств, органов государственной власти и управления и других — вышло ИТАР-ТАСС. 22 января 1992 г. был принят указ "Об информационном те­леграфном агентстве Россия" (ИТАР). Как отмечалось в указе, Информационное телеграфное агентство России учреждалось при Федеральном правительстве страны и являлось централь­ным государственным информационным агентством Российской федерации. Занимаясь сбором, обработкой и распространением внутренней и международной информации, ИТАР-ТАСС фак­тически получило монопольное право на сообщения официаль­ного характера и передачу полного текста указов Президента и Правительства РФ. Агентство располагает широкой корреспондентской сетью, имеет 74 отделения и корреспондентских пункта в России и странах СНГ, 62 корпункта в 59 странах мира. Получателями информации ИТАР-ТАСС являются более 8 тыс. организаций. Треть из них — средства массовой информации России, стран СНГ, зарубежных государств, более 45% составляют политические структуры, финансовые и промышленные организации и т. д. Для них ежедневно по каналам ИТАР-ТАСС — телетайпу, фак­симильной связи, по электронным сетям, почте и другим сред­ствам связи распространяется 7 вестников оперативной инфор­мации, 20 специализированных вестников, выпускаются газеты "24" и "Восточный экспресс", иллюстрированный еженедель­ный журнал новостей "Эхо планеты". ИТАР-ТАСС входит в пятерку крупнейших информационных агентств мира — Франс Пресс, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, ЮПИ. Среди информационных агентств России, пользующихся до­верием в журналистской среде, также РИА, Интерфакс, Пос­тфактум. РИА, образованное на базе Агентства Печати "Новости" и Российского информационного агентства, выпускает, как и ИТАР-ТАСС, не только большой объем оперативной и анали­тической продукции, но и занимается проблемами маркетинга, реализует свои коммерческие устремления на информационном рынке. РИА имеет свои представительства в 60 странах мира. Крупнейшим негосударственным информационным агентст­вом России стал Постфактум. Созданный в пору активизации общедемократического движения, он с осени 1992 г. вступил в новый этап своей деятельности, сосредоточив свои усилия на освещении событий, происходивших в регионах России и стра­нах СНГ. У агентства более 100 собственных корреспондентов на местах, что позволяет ему работать круглосуточно и каждые полчаса передавать сводку новостей. В течение дня "Постфак­тум" передает до 150 информационных сообщений, а также дважды в день — сводки экономических новостей. С начала 90-х гг. в деятельности информационных агентств и, в том числе, "Постфактума", наметилась тенденция к диффе­ренциации проблематики новостей. Так, он стал выпускать еже­недельники, содержавшие экономическую информацию, новос­ти авиастроения и космонавтики, экологии, культуры, а также военный и экологический вестники, представлявшие собой ин­формационно-аналитические издания. Развитие специализации в деятельности многих информаци­онных агентств объяснялось экономическими трудностями, в которых оказались потребители информации, необходимостью удовлетворить интересы аудитории, растущим объемом инфор­мационного потока. Так, в частности, появились агентства, спе­циализировавшиеся на экономической информации — Агентство Экономических Новостей (АЭН), Секейт-пресс, Пал-информ, МАФИ. Сеть информационных агентств расширялась и за счет того, что их организаторами выступали коллективы газет: при "Незави­симой газете" было создано информационное агентство "НЕГА", при "Комсомольской правде" — "6 этаж", ставшее затем "Но­вой ежедневной газетой", при газете "Сегодня" — "Агентство деловых сообщений". Свое собственное информационно аген­тство создала и радиостанция "Эхо Москвы" и т. д. В конце 1993 г. в Москве функционировало почти 20 инфор­мационных агентств, работавших на всю страну. Кроме ИТАР-ТАСС, РИА, РИА "Новости", Интерфакс, Постфактум потреби­тели получали также материалы Информационного агентства РАУ-Пресс, Агентства новостей и информации, Агентства эко­номических новостей, Информационного агентства "Пресса", "Студинформо", "Панорама", "Публицист", Российское инфор­мационное фотоагентство, КОНЭСКО, "Законодательное обес­печение бизнеса в России" и др. Помимо них в Российской Фе­дерации действовало около 300 информационных агентств в ре­гионах и республиках. Все информационные агентства строили свои отношения с подписчиками на коммерческой основе.