logo
Овсепян

Телевизионное вещание

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями всту­пало в строй Российское телевидение. Монопольное право Все­союзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского те­левидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем — 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день. В систему телевидения и радиовещания Российской Федера­ции вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино".— I программа "Останкино", Всероссийская госу­дарственная телерадиовещательная компания — II программа, "Московская программа — III канал, Образовательная програм­ма "Российские университеты" — IV канал, "Канал независимо­го телевидения" — НТВ (IV канал), "ТВ-6 — Москва" — VI ка­нал. Важное место в системе Российского телевидения занимала программа "Петербург — 5 канал". В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Рос­сийской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание. В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федера­ции возникли также не государственные (альтернативные) орга­низации. Право на ведение телерадиовещания получили более 1200 независимых организаций. В их числе были предприятие "Телевидеоканал" г. Балаково, Саратовской области; товарищест­во "Возрождение" г. Щекино, Тульской области; радиопрограм­ма "Европа плюс" в Москве и др. Первой негосударственной телевизионной структурой в Мос­кве, самой крупной в начале 90-х гг. был "Телеканал 2 х 2", первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. Созданная в целях расширения видов коммерческой деятельно­сти телевизионного вещания, "Телеканал 2 х 2" занял важное место в обеспечении москвичей информационной, музыкаль­ной, развлекательной программами. Среди программ, прочно утвердившихся на Российском теле­видении к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, раз­влекательные и прямо касавшиеся моральных проблем. По дан­ным социологической службы Останкино от 4 до 23% телезри­телей регулярно (особенно в вечернее время) смотрели "Новости" Останкино, "Вести" Российского телевидения, "Новости 2x2", "Сегодня" (НТВ), "Информ-ТV" (5 канал), а также программы "Момент истины", "Подробности", "Час пик", "Тема", "Человек и закон". В то же время учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телека­налов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному — программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, времен­ному признакам[22]. Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (госу­дарственный, платный, общественный, коммерческий, арендный и др.). И хотя в любом виде программ интерес к некомментиро­ванной информации оставался высоким, во вкусах телевизион­ной аудитории возникали новые проявления. Они были связаны с характером и содержанием нетрадиционных программ. Среди них художественные сериалы, сериалы "Телефон спасения 911" (РТВ), документальные сериалы НТВ, телепрограмма "Золотая шпора" и др. Неизменным оставался интерес к традиционным телепередачам "В мире животных", "Клуб кинопутешественни­ков" и др. Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только все больше превращают телевидение в средство массово­го воздействия, но и индивидуализируют его возможности. Подобного рода проявления вкуса аудитории становятся воз­можными еще и потому, что к середине 90-х гг. система средств массовой информации пополнилась новой техникой. Речь, в частности, идет о таких технических средствах как микроинфор­матика, кабельное телевидение, спутниковая связь, лазерная пресса и других, играющих все большую роль в интенсивной передаче массам многообразного потока информации[23]. Так, кабельное телевидение, хотя и служит в основном для передачи развлекательных программ, однако имеет обществен­но-политический характер. Широкое распространение получили и такие аудиовизуальные средства, как видеомагнитофоны. Воз­можности их особенно велики в рекламных сюжетах, в воспро­изводстве документальных кадров и т. д. Электронная почта позволяет сохранять содержание текстов до тех пор, пока адре­сат не ознакомится с ними. Для сохранения многообразной официальной информации, справочного материала, коротких аннотаций в практику СМИ вошли электронные банки данных. При проведении политических кампаний, в период избиратель­ных кампаний банки политических данных нашли широкое применение. Большое будущее открывается перед лазерной прессой. Ее исключительно высокие скоростные и технические возможности в недалеком будущем могут решить проблему тиражирования определенных типов изданий. В журналистской практике, в различных сферах политичес­кой деятельности среди используемых новых технологий проч­ное место заняли персональные компьютеры с их программным обеспечением. Миниатюризация видеотехники и создание портативных пе­редатчиков вызвали к жизни видеогазеты. В крупных городах страны "телегазеты" стали обычным делом. Нельзя не учитывать и того, что аудиовизуальная информация идет и по каналам го­сударственной телерадиокомпании. Все больше становится ком­мерческих телерадиогазет, выпускаемых коммерческими телерадиоорганизациями. Внешне средства массовой информации организационно ра­зобщены. В то же время они органически связаны между собой, тесно взаимодействуют. У них практически единые обществен­ные функции, единый объект воздействия. Поток социальной информации, передающейся по различным каналам средств массовой информации, представляет собой целостное явление. Системность во всех ее проявлениях — актуальности, оператив­ности, тематической универсальности, эмоциональности и т. д. стала одной из важнейших особенностей журналистики середи­ны 90-х гг.