2.2. Типология pr-текстов * собственно pr-тексты ** простые pr-тексты
2.2.1. ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ
Под оперативно-новостными жанрами мы понимаем группу, жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности информацию. Такая информация может подаваться как предваряющая новостное событие или сообщающая о его свершении.
Объектом отражения в этой группе жанров будут явления и события, связанные с деятельностью базисного субъекта PR. Информирование представляет из себя целенаправленный отбор фактов, с помощью чего оптимизируется коммуникационная среда базисного субъекта. В основе текстов данного жанра лежит новость (новостное событие).
Характерными признаками жанров этой группы будут: оперативность, релевантность, фактологичность.
Под оперативностью понимается своевременность (по отношению к данному новостному поводу, отражаемому в тексте создания текста и своевременность его распространения. Оперативность — это важный признак, учитываемый при восприятии текста: важно, чтобы необходимая информация быстро «считывалась» из текста. Релевантность — это соответствие интересам целевой группы, то есть определенного сегмента общественности. Фактологичность есть передача в тексте точных фактов.
Среди стилистических характеристик для оперативно-новостных жанров назовем лаконизм, краткость, емкость информации.
К оперативно-новостным жанрам мы относим пресс-релиз, приглашение
2.2.1.1. ПРЕСС-РЕЛИЗ
В практике современных пресс- и PR-служб пресс-релизом называют практически любую текстовую информацию для СМИ, обладающую паблицитностью, исходящую из организации, а большинство практиков-специалистов по связям с общественностью, впрочем, как и журналистов, назовут пресс-релиз единственным жанром PR-текста. Действительно, пресс-релиз в современной практике связей с общественностью и в собственно пресс-рилейшнз рассматривается не только как практически единственный, но и универсальный («безразмерный») жанр PR- текста. Примеры жанровой конвергенции, чаще всего связанной именно с пресс-релизом, будут рассмотрены в соответствующих параграфах (2.2.3.1— факт-лист, 2.2.3.2. — биография), Нелишне, кстати, вспомнить и существующее также мнение, что пресс-релиз — это также и один из древнейших жанров PR-текста в доинституциональный период существования РR (если таковой признается): не случайно поэтому указание на ватиканские энклитики как на образец проблемного пресс-релиза (См. Иванченко 1999:9).
Что же понимается под пресс-релизом в литературе вопроса? Укажем некоторые из имеющихся в литературе определений. «Пресс-релизы — информационные бюллетени, предназначенные для СМИ» («Социальное функционирование журналистики». СПб., 1994. С.176). Пресс-релиз определяется также как «небольшой предназначенный для прессы организационный документ, содержащий актуальное сообщение» (Зверинцев 1997:222). В определении Е.А.Блажнова (Блажнов 1994,4: 50) подчеркивается критерий бесплатности в распространении текстов данного жанра: «Пресс-релиз — это информация, бесплатно распространяемая фирмами, корпорациями, организациями через собственные отделы, службы бюро Паблик рилейшнз или специализированных PR- агентств».
С другой стороны, пресс-релиз рассматривается и как средство распространения рекламной информации: «Под пресс-релизом понимается сообщение информационно-рекламного жанра, содержащее общественно полезную социальную информацию о деятельности организации или фирмы» (Реклама и связи с общественностью 1999: 112). Действительно, пресс-релиз как наиболее «пространная» форма служит и для распространения новостной информации о новых товарах и услугах, и поэтому в рекламе ведении признается также основным информационным, жанром. Мы не будем приводить примеры рекламных пресс-релизов, однако кратко остановимся на одном из таких релизов параграфе, посвященном пресс-киту (2.2.6).
Итак, дадим определение данного жанра: пресс-релиз основной информационный жанр PR-текста, содержащий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR.
Какая же социально значимая информация о базисном субъекте PR содержится в пресс-релизе? В этой связи И.Алешина пишет о трех наиболее распространенных «предметах» пресс-релиза:
— новое событие, продукт, услуга;
—управленческие изменения в организации (структурные изменения в кампаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых филиалов, представительств, сменой руководящего состава и т.п.);
публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства (Алешина 1997:65). Думается, что в данном случае речь идет прежде всего о характере новостного повода.
Жанровое своеобразие пресс-релиза состоит прежде всего в «максимальной локализации пространственно-временных координат» (Основы творческой...2000:139) новостного события. Действительно, пресс-релиз посвящается одному новостному событию, то есть отличается однотемностью и должен указывать место, время, характер изображаемого события. Все эти особенности, определяемые в теории литературы и журналистики как хронотоп (время -+ место), концентрируются в первом абзаце текста, так называемом лиде (лид-абзац), служащем фактологической основой релиза.
Пресс-релиз включает в себя не только фактологическое описание новостного события, но дает некоторые «параметры отображаемого явления» (Тертычный 2000:76), которые представляют более полную информационную картину данного отображаемого в данном тексте явления. Пресс-релиз «содержит» в себе ограниченную систему фактов, характеризующиеся единством времени, места, проблемы.
Пресс-релизы обычно, как мы уже отметили, в основном составляются для прессы, однако они могут быть инструментом не только внешнего, но также и инструментом внутрифирменного PR, когда они предназначены для «внутриорганизационной аудитории» (Звягинцев 1997:223).
Функциональное назначение пресс-релиза — передача актуальной новости, этому подчинено его структурно-композиционное строение. Структура (композиция), а также языковые особенности этого жанра достаточно полно даны в литературе (См., например, наиболее полное описание в Реклама и связи с общественностью 1999:210 и след.); сейчас же кратко опишем структурно-композиционные особенности этого основного информационного PR-жанра.
Оформляется данный тип текста на бланке с логотипом организации, оформление релиза на фирменном бланке с реквизитами фирмы нежелательно. См. один из вариантов оформления:
Администрация Санкт-Петербурга
Пресс-релиз
Контактное лицо: Евсеева Натальи
Контактный телефон: (812) 118-7537
- Оглавление
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- Часть 2: жанры рr-текста
- Предисловие
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- 1.1. Pr-текст как объект научного изучения.
- 1.2. Определение термина «pr -текст»
- 1.3. Pr-текст, текст рекламный и журналистский текст
- 1.4.Сущностные характеристики pr-текста.
- 1.5. Функции pr-текста
- Часть 2. Жанры рк-текста
- 2.2. Типология pr-текстов * собственно pr-тексты ** простые pr-тексты
- С 5 нюня 2000 года по 26 июня 2000 года в Санкт-Петербурге прошел творческий конкурс «Социальная рекламе - 2000»
- Состоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Отдел по связям с общественностью зао «лфз» т. 560-80-74
- Компания «байерсдорф» открывает представительство в санк-петербурге
- 2.2.1.2. Приглашение
- 2.2.1.21. Приглашение для журналистов.
- Федерация танцевального спорта россии
- 14 Апреля
- «Об открытии Молодежного Посольства в Санкт-Петербурге»
- Кинотеатр «аврора» русский стандарт Пресс-релиз в санкт-петербурге — «русский бунт»
- Компания «эллай групп» и нп «северная
- Проблемы и перспективы научных исследований в Санкт-Петербургском университете
- 1 Ноября 2000 года в 15.00 в актовом зале Университета.
- 2.2.1.23. Приглашение-извещение,
- 23 Июня 2000 года в 14.00 по адресу: Санкт-Петербург,
- Повестка дня
- 326-39-08, 326-39-06, Факс 326-39-21.
- 2.2.1.24. Приглашение на специальное мероприятие.
- 2.2. 2. Исследовательско - «новостные жанры
- Компания «Филипп Моррис» открывает свое крупнейшее производство в Регионе «Восточная Европа»
- Клуб Петербургских рекламодателей
- 2.2.2.2. Лист
- «Французские штучки & defilе» Наиболее часто задаваемые вопросы.
- 2.2.3.1.
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- 2.2.3.2. Биография Биография — жанр pr-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне.
- Дитер Аминофф, Генеральный директор oy veno аь Краткая биография
- Телешев игорь анатольевич
- Прощайте, Олег Николаевич
- 2.2.4.Исследовательские жанры
- 2.2.4.1.
- 04.04.2000 Г.
- Заявление Профсоюзного комитета оао «Качканарский гок «Ванадий» для средств массовой информации
- Сообщение для средств массовой информации
- Информационное сообщение зао «лфз»
- 2.2.5. Образно-
- 2.2.5.1. Байлайнер
- Дорогие читатели!
- Для нас главное — научить молодых думать, анализировать, размышлять
- Информационное письмо Уважаемые господа акционеры!
- 2.2.5.2. Поздравление
- Дорогие друзья!
- Уважаемые петербургские журналисты!
- Дорогие петербуржцы!
- Уважаемые коллеги!
- 2.2.6. Комбинированные pr-тексты
- 2.2.6.1. Пресс-кит
- 2.7. Медиа-тексты
- 2.2.7.1.
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 2.2.7.2. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Правда ли, что «Телиа Информедиа» подала в суд на «Издательский дом «Пресском»? в чем суть иска?
- Какая конкретно реклама Вам не понравилась?
- Литература