logo search
М-ка Корсакова (Алк)

2.5.4 Оформление иллюстраций

Иллюстративный материал в тексте студенческой работы служит для более наглядного, выразительного и ясного изложения тех положений, которые словесными объяснениями не могут быть выражены точно.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Если иллюстрация органически не связана с текстом, она должна быть исключена.

Иллюстративный материал может быть представлен в виде рисунка, схемы, диаграммы, графика, фотографии. Все виды иллюстраций именуют «рисунком» и подписывают сокращенно «рис.».

Каждая иллюстрация обязательно сопровождается указанием источника (с указанием номера страницы), из которого она заимствуется, если она не принадлежит самому автору. Источник указывается под названием рисунка (рис. 3).

Иллюстрации размещают сразу после первой ссылки на них в тексте. Лишь при малом объеме текстового материала и большом количестве иллюстраций их помещают по порядку номеров в конце работы (в приложении).

Иллюстрации выполняются обычно на отдельном листе в формате текста. Однако возможно представление небольших иллюстраций непосредственно на текстовой странице. Допускается помещать иллюстрации вдоль длинной стороны листа, но так, чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи. Разрыв иллюстрации не допускается.

Следует избегать текстовых надписей на иллюстрациях. Их следует заменять буквенными или цифровыми обозначениями, которые объясняются в подписи к рисунку или в основном тексте. Не допускается применение обозначений, которые не приведены в тексте или в подписи.

Рассмотрим отдельные виды иллюстраций.

Структурная схема показывает соподчиненность частей объекта (рис. 3).

Рис. 3 Причины страха

Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства, с. 148.

График представляет собой функциональную зависимость нескольких величин одного явления в виде линии (кривой), которая соединяет соответствующие значения величин, построенных в осях координат.

Если графики приводят лишь для иллюстрации функциональной зависимости, они выполняются возможно более простыми — не применяется координатная сетка и на осях не указываются числовые значения величин. Оси обозначаются лишь буквенными обозначениями величин или их наименованиями. При отсутствии числовых величин на осях допускается применять стрелки для характеристики положительного направления изменения величин.

Графики, предназначенные для установления конкретной (числовой) функциональной связи между величинами, оснащаются координатной сеткой, и на осях указываются буквенные обозначения, числовые значения и единицы измерения величин (рис. 4 ).

Рис. 4 Количество страхов у детей разного возраста

Различение кривых на графике достигается вычерчиванием их разными линиями (непрерывной, штриховой, тонкой, жирной и т. д.), обозначением цифрами (порядковыми номерами), отметкой разными фигурами (треугольниками, квадратами и т. п.). Во всех случаях следует значение величины на каждой кривой пояснять в подписи к графику. В случае изображения двух величин на одной оси допускается значения второй величины приводить на поле графика соответственно справа и над осями ординат и абсцисс. Если часть координатной сетки графика не нужна для представления кривой, ее рекомендуется удалить, сократив этим общую площадь изображения.

Диаграмма представляет собой изображение соотношения между величинами, которым придают вид геометрических фигур, линий, значков и т. п. (рис. 5).

Требования к оформлению диаграмм аналогичны требованиям к оформлению графиков.

Рис. 5. Посещаемость кинотеатров поквартально

В заключение укажем на ряд общих требований к оформлению иллюстративного материала.

В студенческой работе все иллюстрации, (кроме фотографий) должны быть выполнены в одном стиле, черной пастой, тушью или на компьютере, (допускается качественная ксерокопия) на листах, на которых печатается сама работа. Иллюстрации располагают после ссылки на них.

Все позиции и буквы рисунка поясняются либо в подписи к нему, либо в тексте работы. На рисунке не должно быть обозначений, не расшифрованных в тексте или в подписи к нему.

На однотипных рисунках позиции обозначают одинаково: буквами, цифрами или словами. Все условные обозначения и сокращения должны быть объяснены в тексте работы. Буквенные или иные обозначения на рисунке и в тексте должны быть одинаковыми. (Рис. 6)

Рис. 6. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D спрос, MR предельный доход, МС — предельные издержки.

Каждая иллюстрация должна сопровождаться содержательной подписью и нумероваться. Иллюстрации нумеруются последовательно в пределах всей работы, если рисунков немного (10-12), или главы (раздела). В последнем случае номер рисунка должен состоять из номера главы (раздела) и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: рис. 2.1 (первый рисунок второй главы). Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы в одну строку вслед за номером. В конце подписи точку не ставят.

Если иллюстрация, помещенная под одним номером, включает несколько изображений, они обозначаются строчными буквами (а, б, в и т. д. или арабскими цифрами (1, 2, 3). В подписи тема каждого изображения должна быть определена в перечислении (экспликации).

После основной надписи, если далее следует экспликация, ставится двоеточие, а перечисление начинается со строчной буквы. Элементы экспликации отделяют друг от друга точкой с запятой, а буквенные или цифровые обозначения от текста пояснения — знаком тире (см. рис. 7).

Рис. 7

На все иллюстрации в тексте работы должны быть ссылки. Они могут входить в текст как составная часть или быть заключены в скобки. Например: на рис. 5 показано..., на графике (рис. 12) приведены пределы... Слово «рисунок» пишут сокращенно в том случае, если рядом стоит цифра. Если же рисунок является единственным, ссылку на него оформляют следующим образом: (см. рисунок). Если в тексте работы дается ссылка на несколько иллюстраций, то слово «рис.» пишут только один раз, при первом порядковом номере. Например: на графиках рис. 6, 12 и 17 показано…