logo
М-ка Корсакова (Алк)

Интонация, жест, мимика

Одни и те же слова и фразы могут сделать речь лектора более выразительной и действенной, если рационально использовать интона­цию, жестикуляцию и мимику.

Интонация делит речь на фразы и смысловые отрезки. Через темп, тон, ударение, паузы и продления интонация придает этим отрезкам повествовательное, повелительное, восклицательное или вопроситель­ное значение и выражает различные эмоции. Малейшие изменения гром­кости, тональности и тембра голоса могут отвечать тончайшим оттен­кам чувств докладчика, его отношению к предмету доклада, к аудитории. Речь становится рельефной.

О жестикуляции. Если не считать рабочих движений, например, руки, вооруженной мелом или указкой, то жест должен быть скупым (не следует слишком сильно размахивать руками), преимущественно естественно подчеркивающим и выделяющим наиболее важные места речи. Нехорошо, когда докладчик переходит на бытовой характер речи и заменяет хотя бы и понятным жестом отдельные слова, образуя неполные предложения, так называемые эллипсисы.

Отучай­тесь от вредных жестов. В одном старинном руководстве по ораторскому искусству так и написано: "Приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать, губы выпячивать, пуговицы теребить".

Но больше всего достается носу и ушам оратора... Опять же - последите за собой.

Что касается мимики, то это самый трудный элемент паралингвистики. Докладчик использует мимику исключитель­но в целях выразительности речи.

Если есть возможность, попросите сфотографировать вас или зас­нять на видео. Даже если увидите себя на нескольких отдельных фотогра­фиях в статике, то получите представление, что вы за фигура на кафедре.