logo
М-ка Корсакова (Алк)

2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.

В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова прежде всего, в начале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т.д.

Переход от одной мысли к другой помогают осуществить связки рассмотрим, прежде чем перейти к …, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги и др.

Ведущими принципами написания курсовой работы студента являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения.

Что касается синтаксиса текста курсовой работы, то следует отметить, что логическая цельность и связность его частей вызывает необходимость использования сложных предложений, при этом преобладают сложноподчиненные предложения, так как они более гибко отражают логические связи внутри текста.

Стиль курсовой работы студента – это стиль безличного монолога, не следует использовать местоимение «я», используется авторская позиция от третьего лица (автор полагает, что …) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению …).

Примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) существующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела; заведующий (чем?) лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом и т.п.

В курсовых работах часто встречаются нарушения правил употребления деепричастных оборотов. Авторы не учитывают, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении находится в позициях подлежащего и сказуемого. Например: проработав всего три месяца, у него возникли осложнения с руководителем отдела. Правильно: проработав всего три месяца, он испортил отношения с руководителем отдела.

Нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении. Например, для определения фонда заработной платы в конце года уточняются расценки на изделия. Из приведенного текста неясно – расценки уточняются в конце года или расценки уточняются для определения фонда заработной платы.