2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.
В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова прежде всего, в начале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т.д.
Переход от одной мысли к другой помогают осуществить связки рассмотрим, прежде чем перейти к …, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги и др.
Ведущими принципами написания курсовой работы студента являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения.
Что касается синтаксиса текста курсовой работы, то следует отметить, что логическая цельность и связность его частей вызывает необходимость использования сложных предложений, при этом преобладают сложноподчиненные предложения, так как они более гибко отражают логические связи внутри текста.
Стиль курсовой работы студента – это стиль безличного монолога, не следует использовать местоимение «я», используется авторская позиция от третьего лица (автор полагает, что …) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению …).
Примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) существующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела; заведующий (чем?) лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом и т.п.
В курсовых работах часто встречаются нарушения правил употребления деепричастных оборотов. Авторы не учитывают, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении находится в позициях подлежащего и сказуемого. Например: проработав всего три месяца, у него возникли осложнения с руководителем отдела. Правильно: проработав всего три месяца, он испортил отношения с руководителем отдела.
Нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении. Например, для определения фонда заработной платы в конце года уточняются расценки на изделия. Из приведенного текста неясно – расценки уточняются в конце года или расценки уточняются для определения фонда заработной платы.
- Введение
- 1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
- 2. Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта)
- 2.1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)
- 2.2. Структура работы
- «Типология личности и межличностный конфликт»
- «Современное состояние российского сырьевого рынка и опыт промышленно развитых стран»
- 2.3. Основные требования к курсовой работе
- 2.4. Порядок выполнения курсовой работы
- 2.5. Оформление курсовой работы
- 2.5.1 Общие требования к оформлению студенческих работ
- 2.5.2 Рубрикация текста
- _________________
- 2.5.3 Оформление таблиц
- Тематический заголовок
- 2.5.4 Оформление иллюстраций
- 2.5.5 Оформление ссылок и примечаний
- Библиографические ссылки
- 2.5.6. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
- 2.5.7 Оформление чисел
- 2.5.7.1 Написание дат
- 2.5.7.2 Написание порядковых числительных
- 2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
- 2.7 Работа с рецензией и подготовка к презентации курсовой работы
- Критерии оценки курсового проекта
- 2.8 Презентация курсовой работы
- 2.8.1 Порядок проведения презентации
- 2.8.2 Подготовка устного выступления Главный тезис
- Отработка материалов, композиция и план выступления
- Конспект, текст, тезисы доклада
- Иллюстративные материалы
- Репетиция доклада
- Поведение оратора во время доклада
- 2.8.3 Об ораторском искусстве
- Тезаурус докладчика
- Техника речи
- Интонация, жест, мимика
- Вопросы и ответы, консультации
- 2.9 Работа с библиографией
- Научные и научно-популярные книги
- Словари, справочники и энциклопедии
- Книги классиков
- Старые книги
- Библиографические указатели
- Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
- 2.10 Работа в библиотеке
- 2.10.1 Какие бывают библиотеки и как в них попасть
- 2.10.2 Как работать в каталогах
- 2.10.3 Как получать книги и что с ними делать
- 2.10.4. Методы работы с источниками
- Приложение 2
- Приложение 6
- Приложение 8