2.8.3 Об ораторском искусстве
Работа докладчика требует специальных знаний, кропотливого сбора материалов и его глубокого анализа, тщательной подготовки выступления, продумывания, как высказать мысли понятными фразами, логично, аргументировано.
Такая речь должна быть грамматически правильной, четкой, живой и достаточно громкой, идти в спокойном повествовательном тоне. Конечно, талант и одаренность оратора ценились и будут цениться всегда. Выражение им личных чувств - воодушевления, искренней увлеченности - делают выступление особенно интересным. У одних это все от рождения, другие достигают того же систематической работой над собой.
Хорошо, если своим выступлением вы кого-то заинтересуете, увлечете, может быть, в чем-то убедите или переубедите. Но убеждение слушателей достигается не столько чувствами, сколько доказательными, разумными доводами. Поэтому слова, докладчика должны быть преимущественно значащими, адекватными существу вопроса, произноситься просто, без театральности.
Есть особенности более существенные для практики. Это общая устремленность к объективности и доказательности, с рациональным дроблением целого на четко анализируемые элементы, предметность, точность, однозначность и сжатость выражения мысли за счет использования понятийного аппарата, известных терминов, установившихся рациональных форм, оборотов и аббревиатур, не явных, но подразумеваемых и домысливаемых положений и подробностей, удаление вспомогательных и неинформативных слов, использование многих обычных слов в специальном смысле, и все это в органической связи с цитатами, математическим аппаратом, условными обозначениями и символами, графическим и табличным материалом.
Опытный докладчик излагает свои доводы неторопливо, а в особо сложных местах делает паузы, чтобы слушатели успевали все понять, а если нужно, то и записать. Докладчик расчетливо чередует трудный материал с более простым, сознательно идет на повторы, приводит дополнительные объяснения формул и графиков, терпимо относится к уточняющим вопросам с места по ходу изложения.
Заметим, что использование иллюстративных материалов не только улучшает понимание вопроса и экономит время, но еще и подключает к слуху зрение, что способствует прочности усвоения (напомним, что примерно 60% относится к визуальному типу и только 2% к аудиальному).
Чтобы полноценно передать аудитории трудную для восприятия информацию очень важно внутреннее органическое желание докладчика вести рассказ не вообще, в пространство, а людям, сидящим в аудитории, как собеседникам. Личная заинтересованность, искреннее устремление к слушателям передается очень, легко. Больше того, тут же устанавливается обратная связь и докладчик ощущает, как его воспринимает зал. На одной из страниц "Скучной истории" А.П.Чехов сравнивает аудиторию с многоголовой гидрой, которую докладчик должен победить и очень тонко повести за собой, уговорив все сто пятьдесят голов!
Условиями образования обратной связи являются личная увлеченность выступающего предметом сообщения, глубокое владение материалом. Когда такой специалист говорит и одновременно думает о существе вопроса, то внешне он может казаться абсолютно спокойным. Речь течет плавно, на лице - ни тени волнения, а то и улыбка. Но в действительности выступающий находится в сильнейшем напряжении. Отдельные "головы" выступающий может быть и видит, но не различает и разговаривает как бы с одной коллективной головой, с аудиторией. И аудитория увлекается.
Для начинающих докладчиков можно посоветовать один простой прием. Так как невозможно поддерживать зрительный контакт с большим количеством людей, составляющих аудиторию, то можно выделить из нее одного внимательно слушающего человека или небольшую группу людей и поддерживать визуальный контакт с ними. Это позволит вам отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление.
Говорить надо ясно и заботиться о понимании. Мы уже отмечали, что желательно делить доклад на части, отдельные вопросы. Вообще нужно как-то выделять, подчеркивать окончание одного подраздела и начало следующего. Однако внутри такого подраздела желательная насыщенность информацией и предельная последовательность изложения. Предупреждайте слушателей о подходе к трудному или особо важному вопросу. При каждой возможности следует переходить от описания объектов в статике к динамике, процессам, эволюции, функциональным взаимосвязям, тогда слушателю интересно, понятно и он следит за мыслью докладчика, не отвлекаясь.
Иногда понимание совсем нового материала происходит постепенно по мере привыкания и повторных рассмотрений тех же вопросов с различных точек зрения.
Некоторые докладчики с целью привлечения внимания аудитории применяют развлекательные материалы, не имевшие прямого отношения к теме доклада. Рассказывают всякие истории, анекдоты. Здесь очень важно соблюдать меру, притом минимальную, особенно в отношении юмора.
Падение интереса провоцируется неоправданными повторами, длиннотами, многословием при объяснении какой-то трудности, сообщением банальных истин, уже известных данных, плохо аргументированными или бездоказательными положениями, плохой подготовкой к выступлению, небрежно исполненными иллюстративными материалами, а также замедленным темпом речи, ее вялостью, обилием специальных терминов.
Кстати, слишком быстрая или бурная речь тоже нехорошо: слушатель не успевает осмысливать сказанное и постепенно отключается от восприятия доклада.
Поддержанию внимания слушателей способствуют все мероприятия, направленные на нарушение монотонности. Нужно равномерно распределять демонстрацию иллюстративных материалов, время от времени можно обращаться к кому-нибудь из слушателей с вопросами («Все понятно?», «Я не ошибся?» и т.д.), менять темп и громкость речи, больше перемещаться у доски, выходить к слушателям из-за кафедры.
- Введение
- 1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
- 2. Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта)
- 2.1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)
- 2.2. Структура работы
- «Типология личности и межличностный конфликт»
- «Современное состояние российского сырьевого рынка и опыт промышленно развитых стран»
- 2.3. Основные требования к курсовой работе
- 2.4. Порядок выполнения курсовой работы
- 2.5. Оформление курсовой работы
- 2.5.1 Общие требования к оформлению студенческих работ
- 2.5.2 Рубрикация текста
- _________________
- 2.5.3 Оформление таблиц
- Тематический заголовок
- 2.5.4 Оформление иллюстраций
- 2.5.5 Оформление ссылок и примечаний
- Библиографические ссылки
- 2.5.6. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
- 2.5.7 Оформление чисел
- 2.5.7.1 Написание дат
- 2.5.7.2 Написание порядковых числительных
- 2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
- 2.7 Работа с рецензией и подготовка к презентации курсовой работы
- Критерии оценки курсового проекта
- 2.8 Презентация курсовой работы
- 2.8.1 Порядок проведения презентации
- 2.8.2 Подготовка устного выступления Главный тезис
- Отработка материалов, композиция и план выступления
- Конспект, текст, тезисы доклада
- Иллюстративные материалы
- Репетиция доклада
- Поведение оратора во время доклада
- 2.8.3 Об ораторском искусстве
- Тезаурус докладчика
- Техника речи
- Интонация, жест, мимика
- Вопросы и ответы, консультации
- 2.9 Работа с библиографией
- Научные и научно-популярные книги
- Словари, справочники и энциклопедии
- Книги классиков
- Старые книги
- Библиографические указатели
- Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
- 2.10 Работа в библиотеке
- 2.10.1 Какие бывают библиотеки и как в них попасть
- 2.10.2 Как работать в каталогах
- 2.10.3 Как получать книги и что с ними делать
- 2.10.4. Методы работы с источниками
- Приложение 2
- Приложение 6
- Приложение 8