logo
М-ка Корсакова (Алк)

2.10.4. Методы работы с источниками

Чтобы не забыть детали и подробности, интересующие вас в изучаемом источнике, нужно не только читать, но и письменно фиксировать основные идеи и во­обще все ценное в содержании книги. А для этого вы дол­жны овладеть начальными навыками работы с текстом. Она может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование. Конспект - это краткая письмен­ная фиксация основного содержания источника. Что­бы составить конспект, необходимо пользоваться од­ним из существующих приемов конспектирования. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называ­ется .плановым. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания ва­шей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.

Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интере­сующие вас мысли автора его же словами. Этот спо­соб удобен тем, что впоследствии при написании са­мой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.

Тематический конспект организуется так, чтобы од­новременно проработать несколько источников по единой теме.

2. Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развёрнутый план. Впоследствии с его по­мощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план - это логический каркас исследо­вания проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться ка­кими-то фрагментами логической последовательнос­ти изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения. Пра­вильно составить сложный план сразу нелегко. Обыч­но лучше начать с составления простого плана, а за­тем совершенствовать его вглубь, обогащая схему из­ложения в деталях. Можно вначале составить подроб­ный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.

3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и несамодостаточная форма рабо­ты с текстом. Делая выписки, не забывайте указывать номер страницы источника!

4. Тезисы - краткие формулировки основных положе­ний содержания книги или статьи. В процессе состав­ления тезисов вы глубже осваиваете материал и делае­те первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бы­вают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы - это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и слож­ных тезисов получаются основные.

Важно не только тщательно обработать материал, по­черпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить создавшуюся базу данных в форме картотеки - специально организован­ной системы карточек, которые можно изготовить само­стоятельно. Карточки внешне должны быть похожи на карточки библиотечного каталога. Разместить их тоже нужно как в предметном каталоге - по рубрикам. Ввер­ху на каждой карточке указывается тема, ниже - фами­лия автора, название книги, выходные данные, номера ис­пользованных страниц. Картотека должна сохраняться в полном порядке, иначе она теряет смысл. Нельзя пере­ставлять карточки с места на место, терять их, забывать, куда вы их поставили. Хорошая организация картотеки и порядок в ней позволят вам легко пользоваться ею в работе над собственным текстом, при оформлении биб­лиографических ссылок и списка литературы.

Список использованных источников

  1. Басаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста: Учебн. Пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 64 с.

  2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 128 с.

  3. Иориш Ю.И. Подготовка и чтение научно-технического доклада на семинаре. – М.: Знание, 1990. – 40 с.

  4. Уваров А.А. Руководство подготовкой дипломных и курсовых работ по экономическим специальностям: Методические рекомендации. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 96 с.

  5. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 112 с.

  6. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 127 с. – (серия «Высшее образование»).

Приложение 1

Список рекомендуемых периодических изданий

По дисциплине «Основы менеджмента»

1. Менеджмент в России и за рубежом.*

2. Бизнес.

3. Бизнес: организация, стратегия.

4. Искусство управления.

5. Менеджер.

6. Менеджмент

7. Методы менеджмента.

8. Перспектива. Искусство управления переменами.

9. Правила игры.: Журнал НИИ управления.

10. Проблемы теории и практики управления.*

11. Управление компанией.

12. Экономика и управление.

13. Бизнес и безопасность в России.

Экономическая теория

1. Российский экономический журнал*

2. Вопросы экономики*

3. Экономист*

4. Мировая экономика и международные отношения*

5. США - экономика, политика, идеология*

6. Вестник МГУ им. Ломоносова М.В. Серия «Экономика»

7. Человек и труд

Теория организации. Организационное поведение. Управленческое общение. Конфликтология, Тренинг и деловые игры в системе управления

1. Управление персоналом*

2. Карьера*

3. Социс (Социологические исследования)*

4. Вестник Московского университета Вестник 18: Социология и политология.

5. Вопросы социологии.

6. Мониторинг общественного мнения: экономические социальные перемены.

7. Социальный конфликт.

8. Социологический журнал.

9. Вестник Московского университета. Серия XIV. Психология.

10. Вопросы психологии.*

11. Журнал практического психолога.

12. Журнал прикладной психологии.

13. Иностранная психология.

14. Мир психологии.

15. Мир психологии и психология в мире.

16. Прикладная психология.

17. Прикладная психология и психоанализ.

18. Проблемы психологии и эргономики.

19. Психологический журнал.

20. Эго. Популярная психология.

Управление персоналом

1. Управление персоналом*

2. Карьера*

3. Кадры

4. Справочник кадровика

5. Секретарь.

6. Консультант директора.

7. Справочник руководителя. Журнал для руководителей и их заместителей.

8. Справочник руководителя бюджетной организации.

9. Кадровая политика.

10. Персонал. П.ПерБоналМИКС

12. Служба кадров.

13. Служба персонала.

Отраслевые источники

1. Железнодорожный транспорт*

2. Экономика железных дорог*

3. Железнодорожный транспорт в России и за рубежом (Сборник НИИТИ)*

4. Газета «Гудок»*

* - имеется в библиотеке МИИТа