logo
М-ка Корсакова (Алк)

Конспект, текст, тезисы доклада

Составление конспекта при подготовке доклада совершенно не­обходимо. Отсутствие конспекта или адекватного ему детального плана свидетельствует чаще всего не об исключительных способностях докладчика, а о недостаточно серьезном отношении к делу.

Другой вопрос, обязательно ли держать конспект перед собой во время доклада? Если докладчик владеет материалом и хорошо подгото­вил выступление, то конспект перед глазами нужен ему лишь для контроля последовательности. Вообще же наличие перед лектором конспекта - дело обычное. Конспектом пользуются известнейшие пе­дагоги и специалисты. Важно только не чи­тать больших отрывков: слушатель даже с закрытыми глазами отли­чит чтение по написанному от живой речи.

Что же касается техники составления конспекта, то, если у докладчика уже выработались какие-то привычки, лучше их не менять. С одинаковым успехом можно оформлять конспект в тетрадях, тонких или общих, на отдельных листках, маленьких или больших, писать от руки или на компьютере.

Листочки оперативнее во время чтения, их проще сортировать и заменять при совершенствовании выступления. Пишите достаточно крупно, свободно, на одной стороне листа и от­черкивайте поля в 3-5 см для пометок и исправлений.

Степень полноты и детализации конспекта - дело индивидуаль­ное. Начинающие докладчики предпочитают писать слово за словом весь текст. Постепенно приобретая уверенность в своей памяти, находчивости и речевых способностях, выступающий устанавливает рациональную для себя степень полноты конспекта.

Можно и нужно использовать продуманную систему сокращений, различных значков, сигналов, цветных подчеркиваний и пр. Только делайте это всегда единообразно, чтобы можно было сразу разоб­раться во время чтения.

Желательно, чтобы в конспекте содержались: заголовки разде­лов и подразделов, формулировки определений и законов, тексты цитат, табличный и цифровой материал, формулы, принятые обозначе­ния и математические выводы (последовательно и подробно), схемы и графики (даже, если они имеются в иллюстративных материалах), заметки к демонстрациям, отметки времени и очередности обращения к иллюстративным материалам, проверенные инициалы и фамилии упоминаемых лиц, даты, ссылки на литературные произведения по установленной форме, выво­ды и рекомендации. Желательно все это связывать логически после­довательным лаконичным текстом, что полезно прежде всего самому докладчику. От­мечайте на полях, из какого источника взята та или иная мысль, график, математический вывод, цитата.

Понятно, что начало доклада и его окончание имеют особо важное значение, т.к. лучше всего запоминаются именно первые и последние фразы. Поэтому рекомендуется продумать их заранее и запи­сать дословно по 5-10 фраз. Соблюдение временного регламента яв­ляется важным элементом культурного доклада: обдумайте заранее и отметьте, какие разделы можно будет сократить или опустить, если почувствуете цейтнот, и позаботьтесь о резервах на случай слишком быстрого прохождения основного материала.

Составление тезисов, то есть краткое изложение материала в виде основных положений (обычно без формул и иллюстраций) требует­ся, например, в случае издания материалов конференций, при различ­ных апробациях. Тезисы рекомендуется составлять так, чтобы в них, несмотря на краткость, заострялась суть вопроса и содержалась аргументация развиваемых положений. Такие тезисы полезны и для подготовки и чтения доклада. Однако они не могут заменить доста­точно полного конспекта.