Техника речи
Важный компонент выступления - дикция. Большинство людей способно говорить перед аудиторией довольно хорошо без всякой специальной речевой подготовки. Если же имеется необходимость в улучшении речи, то начинать не поздно никогда. Самое простое упражнение - это достаточно громкое чтение вслух, внятно и нарочито замедленно, с сознательно расставляемыми ударениями, выговариванием начала и окончания каждого слова. Очень полезно наравне с новыми текстами читать каждый раз одни и те же отрывки.
Если есть возможность, записывайте свои упражнения на магнитофоне и терпеливо прослушивайте, обращая внимание на произношение всех слов по отдельности и в связках.
Уточняйте по справочникам ударение и произношение слов во всех сомнительных случаях. Выписывайте эти слова в тетрадку. Попросите кого-нибудь из близких людей послушать вашу собственную речь с кафедры: не применяете ли вы непроизвольно слова-сорняки: "значит"', "вот", "ну", "так", "еще"', "это самое", "как раз" и т.д. Если вы об этом будете знать и последите за собой, то освободитесь от такого недостатка. Можно, например, расставить в конспекте условные значки-напоминания.
Труднее освободиться от непроизвольных звуков вроде "э-э-э", "а-а-а", мычания, глотательных движений. Известно, однако, очень действенное упражнение: нужно ежедневно декламировать наизусть один и тот же текст, странички на две, непрерывно меняя темп - с предельно ускоренного на очень замедленный и обратно.
Берегите голос. Не перенапрягайте его. Нередко оратор переходит на крик с целью психологического воздействия, а если нет микрофона - то для повышения громкости. Тот же и еще лучший психологический эффект достигается чуть замедленной чеканкой слов. А хорошая слышимость - "полетность" звонкого звука – получается при его формировании в передней части рта и общей собранности оратора.
- Введение
- 1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
- 2. Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта)
- 2.1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)
- 2.2. Структура работы
- «Типология личности и межличностный конфликт»
- «Современное состояние российского сырьевого рынка и опыт промышленно развитых стран»
- 2.3. Основные требования к курсовой работе
- 2.4. Порядок выполнения курсовой работы
- 2.5. Оформление курсовой работы
- 2.5.1 Общие требования к оформлению студенческих работ
- 2.5.2 Рубрикация текста
- _________________
- 2.5.3 Оформление таблиц
- Тематический заголовок
- 2.5.4 Оформление иллюстраций
- 2.5.5 Оформление ссылок и примечаний
- Библиографические ссылки
- 2.5.6. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
- 2.5.7 Оформление чисел
- 2.5.7.1 Написание дат
- 2.5.7.2 Написание порядковых числительных
- 2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
- 2.7 Работа с рецензией и подготовка к презентации курсовой работы
- Критерии оценки курсового проекта
- 2.8 Презентация курсовой работы
- 2.8.1 Порядок проведения презентации
- 2.8.2 Подготовка устного выступления Главный тезис
- Отработка материалов, композиция и план выступления
- Конспект, текст, тезисы доклада
- Иллюстративные материалы
- Репетиция доклада
- Поведение оратора во время доклада
- 2.8.3 Об ораторском искусстве
- Тезаурус докладчика
- Техника речи
- Интонация, жест, мимика
- Вопросы и ответы, консультации
- 2.9 Работа с библиографией
- Научные и научно-популярные книги
- Словари, справочники и энциклопедии
- Книги классиков
- Старые книги
- Библиографические указатели
- Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
- 2.10 Работа в библиотеке
- 2.10.1 Какие бывают библиотеки и как в них попасть
- 2.10.2 Как работать в каталогах
- 2.10.3 Как получать книги и что с ними делать
- 2.10.4. Методы работы с источниками
- Приложение 2
- Приложение 6
- Приложение 8