Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
Победное окончание Великой Отечественной войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма, обожествления личности Сталина во всех сферах жизни. Это в полной мере относится и к журналистике. В условиях тоталитарного режима она настойчиво призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны. Административно-командная система, используя политическую и организаторскую силу журналистики, направляла ее на привлечение широких слоев населения к самоотверженному труду по восстановлению народного хозяйства, на усиление идеологической пропаганды. С окончанием войны возникла острая необходимость в перестройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении характера ее работы. К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Перед страной стояла нелегкая задача восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Однако речь идет не только о реорганизации прессы. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы средств массовой информации. Они были связаны в первую очередь с реорганизацией их структур. После окончания войны почти все местные газеты — республиканские, краевые, областные, городские, районные — выходили в уменьшенном объеме — на двух полосах (городские и районные — половинного формата "Правды"). Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего района. Остро ощущались бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что в значительной степени сказывалось на качестве периодических изданий. Возникла крайняя необходимость всесторонней помощи печати. Предпринимались энергичные шаги для перевода высвободившихся из военной печати журналистов, денежных средств, полиграфической техники, бумаги. Направляемые в центральные и местные газеты, они способствовали их укреплению. Постепенно увеличивался объем изданий. Шаг за шагом шло восстановление сети республиканских, а затем и областных, молодежных газет. В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых центральных отраслевых изданий, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства. В послевоенную пору в числе первых создаются газеты "Промышленность стройматериалов", "Водный транспорт". Выходят также "Культура и жизнь", "За прочный мир, за народную демократию", затем реорганизованная в журнал "Проблемы мира и социализма" и другие газеты. В структуре советской журналистики появились новые республиканские и областные газеты. С 1946 г. издаются "Львовская правда", "Калининградская правда", "Минская правда". Увеличилось и число городских газет. За послевоенное десятилетие только в Российской Федерации их было создано более 30; такие, как "Заполярная правда" (Норильск), "Знамя коммунизма" (Ангарск), "Новая заря" (Всеволжск, Ленинградская обл.) и др. Вновь создаются вечерние газеты, и в их числе "Вечерний Ленинград". Значительное развитие получила пресса на национальных языках. В 1945 г. в Молдавии выходит на молдавском языке газета "Жизнь села", в 1949 г. Сахалинский обком партии начал выпускать на корейском языке газету "По ленинскому пути", под тем же названием выходит республиканская газета на дунганском языке в Киргизии. Выходят новые газеты на узбекском, грузинском, киргизском и других языках. Развитие сети газетной периодики шло одновременно с укреплением ее материально-технической базы. В 1946 г. в стране выходило 7 039 газет, разовый тираж которых составлял около 30 млн. экз.[1], в то время как в 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось ежегодно немногим более 4,5 тыс. газет, а их разовый тираж составлял 18 млн. экз. Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета "Культура и жизнь". Будучи органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. Первый номер газеты "Культура и жизнь" вышел в конце июня 1946 г. Ее директивный тон определила передовая статья "Выше уровень идеологической работы!". Исполнению высказанного требования она посвятила всю свою деятельность. В статьях "Литература советского народа", "Газеты должны стать подлинными центрами политической работы в массах", "Неотложные задачи художественной кинематографии" и другие редакция газеты настоятельно рекомендовала всем, кто занят в сфере идеологии, всегда помнить о классовом подходе при оценке фактов жизни, широко и повседневно пропагандировать ленинское мировоззрение, воспитывать у советских людей коммунистическое сознание. "Культура и жизнь" занимала непримиримые позиции по отношению к изданиям, которые отступали от сложившихся стереотипов славословия в адрес партии, советской власти. "Безликий журнал" — так озаглавила газета критическую статью, посвященную журналу "Ленинград". Вслед за ней резкой критике был подвергнут журнал "Звезда". Это было лишь началом необоснованных обвинений в адрес ленинградских журналов. Затем последовало постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». В следующих номерах газета напечатала доклад А. Жданова об этих изданиях и десятки различного рода материалов, обвинявших эти издания, их редакции и авторов в беспринципности, идеологическом отступничестве, приверженности буржуазному мировоззрению. Беспощадную травлю работников искусства, культуры, литературы начала газета после принятых ЦК ВКП(б) постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба"» и др. В газете "Культура и жизнь" регулярно публиковались обзоры печати. Они были одной из форм партийного руководства прессой. Поэтому объектом анализа в обзорах печати стали различного типа периодические издания: республиканские газеты "Заря Востока", "Правда Востока", "Советская Киргизия", краевые — "Алтайская правда", "Тихоокеанская звезда" и многие др. Критические статьи и обзоры печати в обязательном порядке перепечатывались изданиями, в адрес которых высказывалась критика, с примечанием "От редакции". В них признавалась правильность высказанных замечаний и сообщалось о принимаемых мерах для их устранения. "Культура и жизнь" издавалась до конца февраля 1951 г. Газета просуществовала более четырех с половиной лет. За это время на ее страницах были опубликованы многочисленные документы, касавшиеся характера, содержания, различных сторон деятельности системы средств массовой информации страны. За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Классификация их позволяет обозначить три основные группы вопросов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся. К этой наиболее многочисленной группе документов относятся постановления: "Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет "Молот" (Ростов-на-Дону), "Волжская коммуна" (Куйбышев) и "Курская правда" (июль 1946 г.) и др. Анализ различного типа газет, проведенный ЦК ВКП(б), показал, что профессиональный и культурный уровень большинства из них был низким. Редакции некоторых газет не располагали необходимой информацией о положении дел на местах, уходили от проблем местной жизни. Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов, в ослаблении партийного руководства печатью. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во второй половине 40-х — начале 50-х гг., касавшиеся почти всех типов газет: центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных. В их числе постановление о газетах "Труд" (1946), "Социалистическое земледелие" (1948), "Гудок" (1951), "О мерах по улучшению районных газет" (1952) и др. При всем директивном характере принимавшихся документов в целом они способствовали росту идейного и организационного воздействия журналистики на различные стороны жизни общества. Совершенно иную, пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946)[2], «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере "Великая дружба"» (1948)[3] и ряд др. По мнению А. Жданова, основного инициатора принятия этих документов, они призваны были поднять идейный уровень советской литературы, публицистики, журналистики, искусства, поэзии, драматургии. Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной и не оправданной критике многих известных деятелей советской культуры — Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, В. Мурадели, Дм. Кабалевского и др. На страницах печати и в творческих коллективах развернулась травля деятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме. Вскоре эта кампания переплелась с. еще одной политической акцией, получившей название "кампания борьбы за чистоту материалистической науки, против вейсманизма и морганизма". В космополитизме, преклонении перед буржуазным Западом обвинялись сотни талантливейших советских ученых, работавших в области естественных наук, в том числе биологии, генетики. Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю. В своем стремлении любой ценой реализовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Некоторые центральные и местные издания, и в их числе "Правда", "Культура и жизнь", "Ульяновская правда", "Уральский рабочий", "Правда Украины", "Красное знамя" (Харьков) и другие творческое обсуждение художественных проблем подменяли их субъективными оценками и администрированием. Они встали на путь наговоров и клеветы на видных деятелей литературы и искусства, ученых — биологов, генетиков, физиков, многие из которых были репрессированы. Допущенный акт беззакония не мог быть оставлен без внимания в новой политической ситуации, сложившейся в стране в конце 50-х и во второй половине 80-х гг. Под давлением общественности в 1958 г.[4] и в 1988 г.[5] ЦК КПСС вынужден был признать ошибочными постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", о репертуаре драматических театров, об опере "Великая дружба" и др. В послевоенные годы с особой остротой встал вопрос о повышении интенсивности издательской деятельности. К концу 40-х гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В планах работы издательств "Советский писатель", "Московский рабочий", "Молодая гвардия" и других важнейшее место также занимает выпуск политической литературы. К началу 50-х гг. в стране насчитывалось около 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств, выпускавших сотни миллионов книг и брошюр на 78 языках народов СССР. В первые послевоенные годы острой необходимостью стало укрепление связей редакционных коллективов с массами. В принятых директивных документах рассматривались пути преодоления серьезных упущений в организационно-массовой работе советской прессы. В частности, речь шла о недостатках в работе редакций газет "Советская Сибирь" (1949 г.), "Известия" (1951 г.) и некоторых других с письмами трудящихся. Узость тематических выступлений печати, уход от критики во многом были связаны с тем, что редакции недооценивали значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, не был налажен учет писем, контроль за их прохождением. К середине 50-х гг. отношение в редакциях к читательской почте заметно изменилось. В конце 40-х гг. благодаря реализации мер, разработанных в директивных документах, усилилась организационная структура аппаратов редакций. В краевых и областных газетах были организованы секретариаты, в республиканских, краевых и областных газетах созданы редакционные коллегии. В послевоенное десятилетие проявилась некоторая неравномерность в развитии периодической печати. Так, в 1946 г. выходило 7039 газет. Значительный прирост периодики был достигнут в 1950 г. Количество газет возросло почти на 800 и составило 7831.[6] Однако в последующие пять лет из-за ряда причин — директивного закрытия некоторых центральных, республиканских, областных, городских, районных газет, изданий на национальных языках и др. — число газет сократилось в стране почти на 600 и составило 7246. Но при этом разовый тираж периодики не только не сократился, а значительно возрос. Если в 1946 г. разовый тираж составлял 29,6 млн. экз., в 1950 г. — 36 млн. экз., то в 1955 г. он достиг 48,7 млн. экз.[7], т. е. по сравнению с 1946 г. он увеличился почти на 20 млн. экз. В 1955 г. в стране газеты выходили на 67 языках народов СССР и зарубежных стран. В 1955 г. в стране издавалось более 4300 журналов. В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агентства. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках восстанавливаются и расширяются республиканские отделения ТАСС, при помощи местных партийных и советских органов создаются республиканские телеграфные агентства — РАТАУ, Бел ТА, ЛатТАГ и т. д. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС. Радикальные перемены, происшедшие после второй мировой войны во всем мире, потребовали расширения службы зарубежной информации ТАСС. К середине 50-х гг. корреспондентские пункты агентства открываются во многих странах Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. Возраставший поток зарубежной информации требовал ее отбора, систематизации, дифференцированного распространения. Решение этих задач взяли на себя созданные в структуре зарубежной информационной службы ТАСС региональные редакции по группам стран или континентам. Меры по организационному и техническому укреплению периодической печати, ТАСС положительно сказывались на деятельности и других звеньев системы средств информации и в том числе радиовещания. Уже в последние месяцы Отечественной войны принимались меры по дальнейшему развитию радиовещания в стране, по подготовке его к работе в мирных условиях. В октябре 1944 г. постановлением правительства была определена программа неотложных мер по укреплению материально-технической базы радиовещания и восстановлению на новой технической основе телевидения. 7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. В октябре 1945 г. разрабатываются меры, предусматривавшие организацию телевизионного вещания в Москве сначала на довоенном стандарте четкости изображения, т.е. 343 строки, а затем, после реконструкции Московского телевизионного центра, — на 625 строк. Предусматривалось также строительство телевизионных центров в Ленинграде и Киеве[8]. 15 декабря 1945 г. Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. На развитии телевидения сказывалось благотворное влияние радиовещания. Позитивную роль играл и факт их совместного существования в общих организационных рамках Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х гг. еще трудно было полностью предвидеть возможности телевидения. В ту пору предполагалось, что задачи радио и телевидения совпадают. На основе подобных суждений строилась их деятельность. 1947 г. стал началом заметного повышения роли отечественного радиовещания в информированности масс, в их политическом воспитании и повышении культурного уровня. Растет объем информационных программ "Последние известия", регулярными становятся новые радиоциклы "Наша Родина", "На темы дня", "Радиокалендарь", "Новости науки и техники", "У карты мира" и др. Постепенно восстанавливаются и получают дальнейшее развитие все виды художественного вещания. В программах Всесоюзного радио растет удельный вес литературных передач, радиотеатра и других литературно-драматических форм. Происходят определенные изменения и в структуре низового радиовещания. В ноябре 1948 г. началась реорганизация редакций районного радиовещания. Мотивировалась она необходимостью экономного расходования материальных средств и целенаправленным использованием журналистских кадров. Действительно, в сельских районах функционировали две редакции — районной газеты и районного радиовещания, что порой приводило к ненужному параллелизму в их работе и нерациональному использованию журналистов и государственных средств. В результате реорганизации проведение радиопередач в сельских районах было возложено на редакции районных газет. Редакции радиовещания сохранялись в городах и наиболее крупных районных центрах, располагавших развитой радиотрансляционной сетью. Однако предпринятая реорганизация не дала желаемых результатов. Напротив, она привела к упадку районного радиовещания. Совмещение двух сфер деятельности оказалось не под силу редакциям районных газет. Через несколько лет без особых директив сверху редакции районного радиовещания были восстановлены. К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача — репортаж с футбольного матча на стадионе "Динамо". Переход на новое оборудование, новые возможности, связанные с использованием ПТС, расширили телевизионную аудиторию. И все же до 1954 г. — до выхода в эфир первых документальных передач — продолжался процесс становления телевидения, период настойчивого выявления его общественно-политических и технических возможностей. 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телевидением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет — промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать — впервые в истории телевидения — журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было время повседневной учебы, неустанных творческих поисков, связанных с формированием документального телевидения[9]. Первые достижения не заставили себя ждать. В ноябре 1954 г. был передан в эфир первый телевизионный очерк известного публициста Евг. Рябчикова. Очерк рассказывал о строительстве электростанции на Ангаре. Передача состояла из монтажа кинокадров, макетов, схем, фотографий и других документальных материалов, показ которых был объединен в единое целое выступлением автора перед камерой и его же закадрового комментария. Евг. Рябчиков с той поры стал автором и комментатором многих телевизионных передач. Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь". С тех пор событийный репортаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения. С января 1955 г. ежедневным стало московское, а с октября 1956 г. — ленинградское телевидение. Вступила в строй действующих Свердловская студия телевидения[10]. К середине 50-х гг. наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1956 г. на Московской студии телевидения была создана редакция "Последних известий". К 1955 г. в стране насчитывалось около миллиона телезрителей, мощность радиостанций за прошедшее пятилетие возросла вдвое. В стране действовало 26 млн. радиоприемных устройств. Неуклонно расширялась аудитория радиослушателей.
- Введение
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет