logo search
ИЗЖ 4 курс 2 семестр - экзамен - ответы

26. Информационные и аналитические жанры в журналистике периода «холодной войны»: военные репортажи из Вьетнама ч. Блейка, аналитические статьи р. Аугштайна.

Чарли Блейк «У «красных» заключенных падает дух».

Репортаж. Описано состояние солдат, оружие, количество убитых и пленных вьетнамцев со ссылкой на капитана. Сопоставлены 2 ряда фактов: 1 ряд – информация о ходе войны и содержании военнопленных от офиц лиц (Кларк, Саммерс), 2 ряд – личные наблюдения Блейка, которые утверждают обратное (плохое содержание пленных, много жертв). Формирует у американцев негативное отношение к войне.

Чарли Блейк «Давление Вьетнама»

Жанр – аналитическая статья. Показаны последствия Вьетнама: 1) падение уровня отраслей экономики, которые не завязаны на войне (легкая промышленность и др.)., 2) рост расходов на оборону, обнищание социальной сферы, но сокращение безработицы, т.к. много новых рабочих мест в военных отраслях. 3) нехватка кадров в оборонке, 4) процветание спекуляции дефицитными товарами продуктов. Проблемы доказаны с опорой на источники.

Рудольф Аугштайн «Коммунисты и остальные немцы» - аналитическая статья, т.к. есть анализ причин и следствий конкретного факта. Инфоповод - смерть коммуниста Эриха Апеля, который говорил о необходимости послабления в экономике ГДР, о внедрении рыночных элементов. Апель - председатель плановой экономической комиссии, разрабатывающей и проводившей «Новую экономическую систему планирования и руководства» (НЭС), предложенную одним из руководителей ГДР Вальтером Ульбрихтом в 1963 году. Программа была направлена на внедрение в экономику ГДР элементов рыночной экономики. Не получив поддержку у Брежнева. Ульбрихт начал резко критиковать Апеля за неудачи НЭ., Вскоре после этого Апель был найден застреленным в своем кабинете.

Смерть Апеля автор рассматривает как результат давления СССР с целью прекращения демонстрации результатов изучения моделей развития экономики ГДР. Апель исследованиями доказывает губительность влияния СССР на экономику ГДР. Случай с Апелем дает возможность автору говорить о том, что Восточному Берлину нужны отношения не с СССР, а с ФРГ.

Рудольф Аугштайн «Закон Шпрингера» - Аксель Шпрингер – основатель газетно-издательского концерна в Германии, крупейшего концерна в Западной Европе. Аугштайн утверждает мысль о необходимости антимонопольного регулирования медийного рынка. Он проводит анализ действующего законодательства ФРГ, которое не дает возможности противостоять монополизму.

27. «Новая журналистика» США периода «холодной войны»: Т. Капотэ, Т. Вулф, Х. Томпсон. +См вопрос 23

«Новая журналистика» - единство журналистики и литературы, т.е.используются литературные изобразительно-выразительные средства для передачи социально-бытовых фактов. Использование литературной формы упрощало восприятие проблемы, делало текст наполовину вымышленным и обостряло уровень восприятия политической информации. Появляются новые жанры: репортаж-рассказ, статья-новелла, роман-репортаж. Авторы: Томас Вулф, Трумен Капоте, Норманн Мейлер. Факты не домысливались и не искажались.

Трумен Капоте – амер писатель, жур-т и публицист, один из основателей жанра «невымышленного романа» и рассказа, или так называемой «новой журналистики»

«Хладнокровное убийство» - самое знаменитое произведение Капоте в жанре «новой журналистики» - документальный роман-репортаж о зверском истреблении фермерской семьи в штате Канзас.

Синкретизм романа-репортажа заключается в следующем:

  1. наличие репортажного повествования с элементами описания

  2. эффект авторского присутствия

  3. точность репортажных деталей, предметность, хорошая фактура

  4. многообразии героев, сопровождающих главных лиц (от романа)

  5. несколько сюжетных линий

  6. возможность представить предысторию события, последствия

  7. романный стиль

Черты репортажа:

Как в журналистском тексте присутствуют указания на источники: прокурор (официальный источник), письмо (документ), другие СМИ.

Применяются журналистские методы: наблюдение (на месте преступления), работа с документами, интервью (со свидетелями).

Для репортажа характерны описательные элементы, сопровождающие повествование: поведенческие портретные характеристики, детали внешней обстановки. Для репортажа характерно усиление присутствия автора на месте события через прямую речь, цитаты. Хорошее повествование доказывает, что автор воспроизводит событие так, как оно протекало.

Черты романа:

- наличие авторских рассуждений

- условность действия («непременно навело бы», «если бы…»)

- язык, художественный стиль (риторические вопросы, междометия, восклицания, сложные предложения, бессоюзные сложные предложения)

Том Вулф - один из основоположников школы «нового американского журнализма», одним из первых стал делать из низкокачественной ежедневной журналистики высококачественную прозу. Он взял на вооружение журналистские методы сбора информации (интервью, репортаж, работа в архивах) и начал писать книги на основе реальных фактов. Так в прозе зародился особый жанр – faction (от слова fact – факт и fiction – художественная литература). Для Вульфа характерны графические и стилистические приемы воздействия на читателя. Он широко использует сложносочинённые предложения, ему свойственно обилие запятых и тире, курсив, а также необычное использование знаков препинания

«Электропрохладительный кислотный дождь» вечеринка в доме писателя Кена Кизи. Томпсон делал на вечеринке диктофонные записи и позднее передал их Вульфу. Поэтому прямая речь некоторых героев абсолютна идентична.

Черты фэкшина:

- наличие фактов, реальность которых подтвержден источниками текстуально (вечеринка в доме Кизи, источники – офиц лица, полицейские, участники, диктофонная запись). На реальность факта указывают точные временные и хронологические рамки. Автор – репортер. Ссылки на другие СМИ о реальности ангелов ада.

- журналистские методы сбора информации (изучение диктофонных записей, интервью, наблюдение)

- наличие проблемы – развитость контркультурных молодежных движений 1960х (так называемое «разбитое поколение»)

От литературы в тексте только формальные признаки: междометия, риторические вопросы, восклицания, художественные описания.

Текст содержит отрицательную авторскую оценку деятельности ангелов ада и законодательства, которое бы противостояло этой молодежной «заразе». Причина критики молодежного движения – нарушение этических норм общества.

Томпсон -одна из самых значимых фигур в «новой американской журналистике», автор нескольких книг, среди которых «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и «Ангелы Ада». Томпсон считается основоположником гонзо-журналистики