2.2.3.1.
ФАКТ-ЛИСТ
Факт-лист (fact sheet) — это короткий документ, отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации, ее первых лицах, участниках события.
В качестве самостоятельного факт-листа может выступать и биография первого (ответственного) лица организации, об этом пишут некоторые исследователи, однако ввиду множественности способов ее презентации биография рассматривается нами как самостоятельный жанр PR-текста.
«Типичный одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных линий, имена высших менеджеров, месторасположение, текущие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании» (Алешина 1997:59-60). Факт-лист наряду с бэкграундером «поддерживает» основную PR - информацию, заключенную в пресс-релизе. Факт-лист является частотной составляющей пресс-кита и комбинированного медиа-текста.
В PR - практике жанровая дефиниция факт-листа обычно не указывается: традиционно в пресс-ките даются материалы, озаглавленные «Справка» или представленные заголовком на конкретную фактологическую тему. Так, например, факт-лист из пресс-кита, посвященного проведению Открытого UIM чемпионата мира и континента по аквабайку в Санкт-Петербурге факт-лист был озаглавлен так: «Общая информация» и содержал следующие разделы: Информация о чемпионах Европы и мира по аквабайку 1999 года; «UIM чемпионат мира по аквабайку класс ПРО. Сезон 2000 года»; «Особенности соревнований по аквабайку Класса Про».
В качестве редкого исключения опишем оформление факт-листа из пресс-кита, посвященного десятилетию деятельности компании «Кока-кола» в России {см. иллюстрацию).
Данный факт-лист выглядит следующим образом: в левом углу логотип компании, затем крупным шрифтом указан жанр текста fact sheet, и затем уже заголовок — «Система «Кока-кола в России». Спорность указания жанровой принадлежности, текста, да еще и в иноязычной графике, очевидна, хотя и может быть объяснена сложившейся в корпорации традицией.
Содержание факт-листа зависит от характера новостного события и соответственно от целей, полноты освещения данного новостного события. Основное требование к факт-листу — возможность оперативного отбора справочкой информации, и именно признаки оперативности и фактологичности в основном характеризуют факт-лист. Рассмотрим существующие в практике принципы подхода к оформлению факт-листа, исходя прежде всего из того, что факт-лист — составляющая пресс-кита. Факт-листы могут различаться различной степенью «подготовленности» к непосредственному опубликованию.
Например, в пресс-ките, посвященном конкурсной неделе «Адмиралтейская Игла-2000», содержится целый набор факт-листов. Ограничимся их перечислением:
Историческая справка (Что такое конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская Игла», цель конкурса, состав жюри за последние 5 лет, география участников конкурса, патронаж конкурса);
Список жюри;
Состав участников конкурса 2000 г;
Предварительный список региональных представительств конкурса «Адмиралтейская игла»;
Учредители и организаторы конкурса;
Спонсоры конкурса (генеральный спонсор, спонсоры, информационные спонсоры).
Все факт-листы напечатаны на отдельных страницах, что, с одной стороны, хорошо (однотемная группа фактов —- один лист, например, информация о спонсорах), но это при многочисленности таких факт-листов — может затруднить оперативность отбора нужной информации, и в таком случае факт-листы следует «укрупнять» в их тематических подборках (например, на один лист помещаются данные об учредителях, организаторах и спонсорах конкурса).
Темой факт-листа может быть история фирмы. Приведем полный текст одного из таких вариантов факт-листа, посвященного истории предприятия. Его характерной особенностью является практическая «готовностью к публикации в СМИ — готовность к немедленной «опосредованности» через СМИ. Такой текст можно было бы отнести к бэкграундеру, однако отсутствие проблемы, исследования причин ее возникновения и соответствующих следствий, собственно анализа объекта текста не позволяют это сделать.
ЛФЗ —256-ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ КРАСОТЫ
Служить делу национальной промышленности и национального искусства — с этой целью дочь Петра Великого императрица Елизавета в 1744 году учредила первую в России Порцелиновую мануфактуру. Здесь талантливый ученый Д.И. Виноградов создал первый русский фарфор. Замечательные произведения из этого удивительного хрупкого материала, созданные на Ломоносовском фарфоровом заводе, являются уникальной культурной летописью не только нашего города, но всей России.
Состав первого русского фарфора и глазурей, а также технология их изготовления были разработаны русским ученым Д.И. Виноградовым применительно к отечественному сырью — глинам Гжельского месторождения, Олонецкому кварцу и алебастру.
Большой заслугой Д.И.Виноградова явилась подготовка первых русских мастеров фарфорового дела, состоявших, в основном, из крепостных людей. Один из них — Никита Воинов — в течение шести лет после смерти Виноградова был техническим руководителем производства. Первыми живописцами мануфактуры были ученики Академии Художеств.
Завод поставлял фарфор исключительно для царского двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами был небольшим. Изделия завода стоили очень дорого и в продажу почти не поступали.
Наиболее интересные предметы были изготовлены с 1750 по 1820 годы, когда к созданию форм и декорированию изделий были привлечены крупные мастера Академии Художеств. В последующие годы связь завода с Академией наук сокращается.
В начале XX века завод реконструируется, начинается освоение сложных и крупных фарфоровых изделий.
В 1915 году характер производства резко меняется: в связи с войной прекратились поставки в Россию фарфоровых изделий технического назначения из Германии и Англии, и завод начинает выпускать лабораторную посуду, жаростойкие фарфоровые трубы, пироскопы, автосвечи и т.п.
С 20-х годов завод концентрирует свою деятельность на разработке технологии и промышленном выпуске наиболее сложных изделий технического назначения, а также художественного агитационного фарфора, созвучного этой эпохе.
Художественные изделия, созданные в первые послереволюционные годы, экспонировались за границей: 1920 год — в Риге, 1921 году — в Лондоне, в 1923 году — в Лионе и Ревеле, где агитационный фарфор был удостоен золотой медали.
В создании фарфора принимали участие С.Чехонин, Н.Данько, М.Лебедева, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин и другие именитые художники.
На Всемирной выставке в Париже 1925 году изделиям завода была присуждена золотая медаль. В том же году по случаю празднования 200-летия Российской Академии Наук заводу было присвоено имя М.В.Ломоносова.
После окончания Второй мировой войны полностью восстанавливается исторически сложившийся профиль завода — выпуск высококачественных изделий бытового назначения и уникальных произведений для украшения интерьеров дворцов культуры, правительственных и общественных зданий.
1958 году на Международной выставке в Брюсселе заводу за художественные фарфоровые изделия присуждается золотая медаль; а группа художников отмечается золотыми и серебряными наградами.
В 1980 году в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова был награжден Международной почетной премией «Золотой Меркурий».
К столетию завода, в 1844 году, был открыт музей фарфора. Более полутора веков здесь формировалась единственная в мире уникальная коллекция. Она постоянно пополняется новыми работами художников. Артистичный, эмоционально образный, с вековыми традициями мастерства, художественный фарфор с маркой «ЛФЗ» был и продолжает оставаться первым фарфором России.
«Артистизм, прекрасные традиции мастерства, яркая природная выразительность...» — так охарактеризовали продукцию завода организаторы выставки-продажи изделий известных европейских предприятий, которую проводила в Лондоне крупнейшая торговая фирма «Хэрроудс».
Успеху фарфора с берегов Невы во многом способствуют его создатели — художники и скульпторы. Творчество каждого из них индивидуальное, органично сочетающее лучшие традиции неповторимой школы искусства русского фарфора с лучшими современными достижениями.
Несомненное достоинство приведенного факт-листа — графическое выделение хронологии событий, легших в основу текста, его «литературная обработанность», поскольку хронология, событий могла бы подаваться в виде номинативных предложений. Как это нетрудно заметить, данный факт-лист содержит элементы публицистического текста (последние два абзаца, в которых приводится оценка продукции предприятия) и может быть готовым для его публикации в прессе. PR-практика предлагает и такой (нестандартный) вариант факт-листа, который, конечно, имеет право на существование, поскольку, на наш взгляд, речь идет о приращении паблицитного капитала фирмы, выпускающей прежде всего предметы искусства.
Современная практика дает довольно большое количество не только жанровой конвергенции (объединения, «переплетения»), но и примеры неудачного выбора жанровых рамок текста. Следующий пример — это трехстраничный бэкграундер, посвященный проведению конкурса «Высокий стиль интерьера», который, по сути, содержит ряд факт-листов «под одной крышей», и без графического выделения содержательных частей он крайне неудобен для быстрого (оперативного) поиска необходимых сведений:
- Оглавление
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- Часть 2: жанры рr-текста
- Предисловие
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- 1.1. Pr-текст как объект научного изучения.
- 1.2. Определение термина «pr -текст»
- 1.3. Pr-текст, текст рекламный и журналистский текст
- 1.4.Сущностные характеристики pr-текста.
- 1.5. Функции pr-текста
- Часть 2. Жанры рк-текста
- 2.2. Типология pr-текстов * собственно pr-тексты ** простые pr-тексты
- С 5 нюня 2000 года по 26 июня 2000 года в Санкт-Петербурге прошел творческий конкурс «Социальная рекламе - 2000»
- Состоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Отдел по связям с общественностью зао «лфз» т. 560-80-74
- Компания «байерсдорф» открывает представительство в санк-петербурге
- 2.2.1.2. Приглашение
- 2.2.1.21. Приглашение для журналистов.
- Федерация танцевального спорта россии
- 14 Апреля
- «Об открытии Молодежного Посольства в Санкт-Петербурге»
- Кинотеатр «аврора» русский стандарт Пресс-релиз в санкт-петербурге — «русский бунт»
- Компания «эллай групп» и нп «северная
- Проблемы и перспективы научных исследований в Санкт-Петербургском университете
- 1 Ноября 2000 года в 15.00 в актовом зале Университета.
- 2.2.1.23. Приглашение-извещение,
- 23 Июня 2000 года в 14.00 по адресу: Санкт-Петербург,
- Повестка дня
- 326-39-08, 326-39-06, Факс 326-39-21.
- 2.2.1.24. Приглашение на специальное мероприятие.
- 2.2. 2. Исследовательско - «новостные жанры
- Компания «Филипп Моррис» открывает свое крупнейшее производство в Регионе «Восточная Европа»
- Клуб Петербургских рекламодателей
- 2.2.2.2. Лист
- «Французские штучки & defilе» Наиболее часто задаваемые вопросы.
- 2.2.3.1.
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- 2.2.3.2. Биография Биография — жанр pr-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне.
- Дитер Аминофф, Генеральный директор oy veno аь Краткая биография
- Телешев игорь анатольевич
- Прощайте, Олег Николаевич
- 2.2.4.Исследовательские жанры
- 2.2.4.1.
- 04.04.2000 Г.
- Заявление Профсоюзного комитета оао «Качканарский гок «Ванадий» для средств массовой информации
- Сообщение для средств массовой информации
- Информационное сообщение зао «лфз»
- 2.2.5. Образно-
- 2.2.5.1. Байлайнер
- Дорогие читатели!
- Для нас главное — научить молодых думать, анализировать, размышлять
- Информационное письмо Уважаемые господа акционеры!
- 2.2.5.2. Поздравление
- Дорогие друзья!
- Уважаемые петербургские журналисты!
- Дорогие петербуржцы!
- Уважаемые коллеги!
- 2.2.6. Комбинированные pr-тексты
- 2.2.6.1. Пресс-кит
- 2.7. Медиа-тексты
- 2.2.7.1.
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 2.2.7.2. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Правда ли, что «Телиа Информедиа» подала в суд на «Издательский дом «Пресском»? в чем суть иска?
- Какая конкретно реклама Вам не понравилась?
- Литература