Конспект, текст, тезисы доклада
Составление конспекта при подготовке доклада совершенно необходимо. Отсутствие конспекта или адекватного ему детального плана свидетельствует чаще всего не об исключительных способностях докладчика, а о недостаточно серьезном отношении к делу.
Другой вопрос, обязательно ли держать конспект перед собой во время доклада? Если докладчик владеет материалом и хорошо подготовил выступление, то конспект перед глазами нужен ему лишь для контроля последовательности. Вообще же наличие перед лектором конспекта - дело обычное. Конспектом пользуются известнейшие педагоги и специалисты. Важно только не читать больших отрывков: слушатель даже с закрытыми глазами отличит чтение по написанному от живой речи.
Что же касается техники составления конспекта, то, если у докладчика уже выработались какие-то привычки, лучше их не менять. С одинаковым успехом можно оформлять конспект в тетрадях, тонких или общих, на отдельных листках, маленьких или больших, писать от руки или на компьютере.
Листочки оперативнее во время чтения, их проще сортировать и заменять при совершенствовании выступления. Пишите достаточно крупно, свободно, на одной стороне листа и отчеркивайте поля в 3-5 см для пометок и исправлений.
Степень полноты и детализации конспекта - дело индивидуальное. Начинающие докладчики предпочитают писать слово за словом весь текст. Постепенно приобретая уверенность в своей памяти, находчивости и речевых способностях, выступающий устанавливает рациональную для себя степень полноты конспекта.
Можно и нужно использовать продуманную систему сокращений, различных значков, сигналов, цветных подчеркиваний и пр. Только делайте это всегда единообразно, чтобы можно было сразу разобраться во время чтения.
Желательно, чтобы в конспекте содержались: заголовки разделов и подразделов, формулировки определений и законов, тексты цитат, табличный и цифровой материал, формулы, принятые обозначения и математические выводы (последовательно и подробно), схемы и графики (даже, если они имеются в иллюстративных материалах), заметки к демонстрациям, отметки времени и очередности обращения к иллюстративным материалам, проверенные инициалы и фамилии упоминаемых лиц, даты, ссылки на литературные произведения по установленной форме, выводы и рекомендации. Желательно все это связывать логически последовательным лаконичным текстом, что полезно прежде всего самому докладчику. Отмечайте на полях, из какого источника взята та или иная мысль, график, математический вывод, цитата.
Понятно, что начало доклада и его окончание имеют особо важное значение, т.к. лучше всего запоминаются именно первые и последние фразы. Поэтому рекомендуется продумать их заранее и записать дословно по 5-10 фраз. Соблюдение временного регламента является важным элементом культурного доклада: обдумайте заранее и отметьте, какие разделы можно будет сократить или опустить, если почувствуете цейтнот, и позаботьтесь о резервах на случай слишком быстрого прохождения основного материала.
Составление тезисов, то есть краткое изложение материала в виде основных положений (обычно без формул и иллюстраций) требуется, например, в случае издания материалов конференций, при различных апробациях. Тезисы рекомендуется составлять так, чтобы в них, несмотря на краткость, заострялась суть вопроса и содержалась аргументация развиваемых положений. Такие тезисы полезны и для подготовки и чтения доклада. Однако они не могут заменить достаточно полного конспекта.
- Введение
- 1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
- 2. Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта)
- 2.1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)
- 2.2. Структура работы
- «Типология личности и межличностный конфликт»
- «Современное состояние российского сырьевого рынка и опыт промышленно развитых стран»
- 2.3. Основные требования к курсовой работе
- 2.4. Порядок выполнения курсовой работы
- 2.5. Оформление курсовой работы
- 2.5.1 Общие требования к оформлению студенческих работ
- 2.5.2 Рубрикация текста
- _________________
- 2.5.3 Оформление таблиц
- Тематический заголовок
- 2.5.4 Оформление иллюстраций
- 2.5.5 Оформление ссылок и примечаний
- Библиографические ссылки
- 2.5.6. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
- 2.5.7 Оформление чисел
- 2.5.7.1 Написание дат
- 2.5.7.2 Написание порядковых числительных
- 2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
- 2.7 Работа с рецензией и подготовка к презентации курсовой работы
- Критерии оценки курсового проекта
- 2.8 Презентация курсовой работы
- 2.8.1 Порядок проведения презентации
- 2.8.2 Подготовка устного выступления Главный тезис
- Отработка материалов, композиция и план выступления
- Конспект, текст, тезисы доклада
- Иллюстративные материалы
- Репетиция доклада
- Поведение оратора во время доклада
- 2.8.3 Об ораторском искусстве
- Тезаурус докладчика
- Техника речи
- Интонация, жест, мимика
- Вопросы и ответы, консультации
- 2.9 Работа с библиографией
- Научные и научно-популярные книги
- Словари, справочники и энциклопедии
- Книги классиков
- Старые книги
- Библиографические указатели
- Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
- 2.10 Работа в библиотеке
- 2.10.1 Какие бывают библиотеки и как в них попасть
- 2.10.2 Как работать в каталогах
- 2.10.3 Как получать книги и что с ними делать
- 2.10.4. Методы работы с источниками
- Приложение 2
- Приложение 6
- Приложение 8