Книжные издательства
Современный этап развития отечественного книгоиздательства характеризуется стремительным ростом количества коммерческих издательств. В одной только Москве их функционирует свыше пятидесяти. При этом структура книгоиздательского дела сильно изменилась под воздействием новых экономических процессов, которые все больше дают о себе знать с конца 80-х гг. На рыночные отношения перестроила свою работу вся издательская система. Из тщательно планируемой и субсидируемой государством, она превратилась в бизнес, в вид коммерческой деятельности. Бывшие государственные издательские структуры распались, акционировались или перешли в частные руки. Были созданы новые издательства на коммерческой и акционерной основе: "Терра", "Профиздат-Росмаркетинг", "Мапрекон", СП "ПУИКО" и многие др. Крупнейшие издательства "Молодая Гвардия", "Прогресс", "Юридическая книга", "Мысль" и другие переключились на выпуск литературы в значительной своей части не по профилю, но приносящей высокие доходы. Возникло множество новых как крупных, так и мелких издательских предприятий. В частности, "Прогресс-Академия", "Постскриптум", "Ост-Вест Корпорэйшн", "Ветеран МП", "Юные голоса", "Аргус". Ежедневно на книжном рынке появляются сотни наименований книг и другой печатной продукции самой различной тематики — от историко-философской, религиозной, до детективной, развлекательной и сексуальной. Но существующая между ними жесткая конкуренция все же не смогла полностью решить проблему удовлетворения читательских интересов. Причин здесь много. Но главные из них связаны с тем, что книгоиздательское дело, торговля книгами осуществляются без управления и координации всех процессов производства и реализации книжной продукции, без качественного, квалифицированного маркетинга во всех структурных звеньях, связанных с ее выпуском и продажей. Общий спад производства в Российской Федерации, возникший в период перехода к рыночным отношениям, в полной мере отразился на книгоиздании. Начиная с 1988 г. в выпуске книг и брошюр наметился резкий спад. Так, в 1993 г. общее число наименований выпущенных книг и брошюр сократилось на 29 тыс. по сравнению с 1990 г., на 40% за это же время упали тиражи изданий. Но и в сложившихся условиях российский книжный рынок достаточно своеобразен. Он представляет собой, по-видимому, наиболее яркий пример в российской экономике, когда по отдельным направлениям предложение превышает спрос (детективная, эротическая и любовная проза), а по другим (экономическая, юридическая и другая научная литература) ощущается нехватка. Необходимость маркетинга как эффективного механизма оптимизации процесса производства и реализации книжной продукции объясняется и другой причиной. Потребительская емкость российского рынка в условиях общей экономической нестабильности в основном ограничивалась низкой покупательной способностью населения. В мае 1994 г. 24 млн. жителей России имели доход ниже прожиточного минимума. Иными словами, 16,4% населения страны были почти полностью вычеркнуты из числа возможных покупателей книжной продукции. В этой связи для отечественных книгоиздателей чрезвычайно важным стало определить оптимальное соответствие характеристик изданий потребностям рынка. Начатая в середине 90-х гг. дифференциация потребителей книги на группы, имеющие схожие интересы, потребности и возможности, позволит издателям выделить комплекс характеристик потенциальных покупателей книги.
- Введение
- Периодическая печать России в начале XX в.
- Февральская революция и развитие печати в России
- Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
- Печать после июльских событий
- Печать после июльских событий
- Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917—июль 1918 г.)
- Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918-1920 г.)
- Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
- Развитие структуры средств массовой информации
- Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства
- Отечественная публицистика 30-х гг.
- Советская журналистика в предвоенные годы. Печать и радио в условиях Великой Отечественной войны
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы Великой Отечественной войны
- Развитие системы средств массовой информации в послевоенные годы
- Тема восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства в советской прессе
- Тема восстановления и развития экономики в прессе послевоенных лет
- Дальнейшее развитие структуры средств массовой информации
- Тема экономического реформаторства в прессе
- Журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности
- Средства массовой информации в условиях демократизации и гласности
- Возрождение в стране многопартийной печати
- Журналистика и новое политическое мышление
- Система средств массовой информации России в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати Российской Федерации
- Телевизионное вещание
- Радиовещание
- Информационные агентства
- Книжные издательства
- Региональная журналистика
- Журналистика в условиях рынка
- Ведущие темы средств массовой информации Российской Федерации
- Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- Пресса России в Интернет