logo search
Овсепян

Книжные издательства

Современный этап развития отечественного книгоиздательства характеризуется стремительным ростом количества коммерчес­ких издательств. В одной только Москве их функционирует свыше пятидесяти. При этом структура книгоиздательского дела сильно изменилась под воздействием новых экономических про­цессов, которые все больше дают о себе знать с конца 80-х гг. На рыночные отношения перестроила свою работу вся изда­тельская система. Из тщательно планируемой и субсидируемой государством, она превратилась в бизнес, в вид коммерческой деятельности. Бывшие государственные издательские структуры распались, акционировались или перешли в частные руки. Были созданы но­вые издательства на коммерческой и акционерной основе: "Терра", "Профиздат-Росмаркетинг", "Мапрекон", СП "ПУИКО" и многие др. Крупнейшие издательства "Молодая Гвардия", "Прогресс", "Юридическая книга", "Мысль" и другие переключились на выпуск литературы в значительной своей части не по профилю, но приносящей высокие доходы. Возникло множество новых как крупных, так и мелких изда­тельских предприятий. В частности, "Прогресс-Академия", "Постскриптум", "Ост-Вест Корпорэйшн", "Ветеран МП", "Юные голоса", "Аргус". Ежедневно на книжном рынке появляются сотни наименова­ний книг и другой печатной продукции самой различной тема­тики — от историко-философской, религиозной, до детективной, развлекательной и сексуальной. Но существующая между ними жесткая конкуренция все же не смогла полностью решить про­блему удовлетворения читательских интересов. Причин здесь много. Но главные из них связаны с тем, что книгоиздательское дело, торговля книгами осуществляются без управления и коорди­нации всех процессов производства и реализации книжной про­дукции, без качественного, квалифицированного маркетинга во всех структурных звеньях, связанных с ее выпуском и продажей. Общий спад производства в Российской Федерации, возни­кший в период перехода к рыночным отношениям, в полной мере отразился на книгоиздании. Начиная с 1988 г. в выпуске книг и брошюр наметился резкий спад. Так, в 1993 г. общее число наименований выпущенных книг и брошюр сократилось на 29 тыс. по сравнению с 1990 г., на 40% за это же время упали тиражи изданий. Но и в сложившихся условиях российский книжный рынок достаточно своеобразен. Он представляет со­бой, по-видимому, наиболее яркий пример в российской эконо­мике, когда по отдельным направлениям предложение превы­шает спрос (детективная, эротическая и любовная проза), а по другим (экономическая, юридическая и другая научная литера­тура) ощущается нехватка. Необходимость маркетинга как эффективного механизма оп­тимизации процесса производства и реализации книжной про­дукции объясняется и другой причиной. Потребительская ем­кость российского рынка в условиях общей экономической не­стабильности в основном ограничивалась низкой покупательной способностью населения. В мае 1994 г. 24 млн. жителей России имели доход ниже прожиточного минимума. Иными словами, 16,4% населения страны были почти полностью вычеркнуты из числа возможных покупателей книжной продукции. В этой свя­зи для отечественных книгоиздателей чрезвычайно важным ста­ло определить оптимальное соответствие характеристик изданий потребностям рынка. Начатая в середине 90-х гг. дифференциа­ция потребителей книги на группы, имеющие схожие интересы, потребности и возможности, позволит издателям выделить ком­плекс характеристик потенциальных покупателей книги.