Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
Среди малоизвестных книг выделяются депонированные рукописи. Депонированные рукописи - это статьи, которые пишут люди, готовящиеся получить ученую степень или какое-либо иное поощрение, чтобы отчитаться в наличии собственных публикаций. В библиотеке ИНИОНа, например, скапливается немало статей малоизвестных авторов; причем статьи эти доступны читающей публике только здесь и более нигде.
Диссертации в России можно получить в зале диссертаций химкинского отделения РГБ. Туда с 1944 года поступают абсолютно все диссертации, написанные на территории СССР. Диссертации можно также найти в центре научно-технической информации (НТИ-центре), где хранятся диссертации за последние 20 лет.
Периодические печатные издания
К периодическим печатным изданиям относятся газеты и журналы. Список рекомендуемых периодических печатных изданий по каждой из перечисленных в пособии дисциплин приводится в Приложении 1.
В поисках литературы поможет библиография («книго-описание»). С ее помощью можно разыскать нужные источники по теме курсовой работы, соответствующие книги и статьи в журналах. В библиографических отделах библиотек сведения о содержании книг и журналов сосредоточиваются в алфавитном, систематическом и предметном каталогах, с которыми студентам следует внимательно познакомиться.
Поэтому, необходимо прежде всего определить список первоисточников, которые следует тщательно изучить, чтобы глубоко осмыслить сущность рассматриваемого вопроса.
Можно привлечь для этого основные труды классиков.
Пользуясь алфавитным и предметным каталогами, студенты кроме основной литературы подбирают по своим темам и дополнительные источники - монографии, брошюры, статьи отечественных и зарубежных экономистов.
Соответствующие статьи в журналах и газетах подбираются обычно по тематическим указателям, опубликованным в последних номерах журналов за каждый год, или по каталогам журнальных статей, имеющимся в библиотеках.
Использование всех этих изданий поможет студентам более полно ознакомиться с имеющимися литературными источниками, написать на достаточно высоком теоретическом уровне содержательную и интересную работу.
При составлении библиографии студенты часто допускают ошибку, связанную с игнорированием монографий. Многие используют преимущественно журнальные статьи, поскольку в них легче вычленить нужную информацию по теме курсовой работы. Между тем, глубокое и комплексное исследование любой теоретической проблемы дается в монографиях и книгах, которые должны быть включены в библиографию.
Составление библиографии требует от студентов значительной затраты времени и большого внимания. Правильно подобранная библиография значительно облегчает работу по составлению плана и написанию курсовой работы.
При изучении научной литературы следует учитывать год ее опубликования. Любая наука непрерывно развивается, обогащаясь все новыми теоретическими положениями и выводами. Особенно это важно, например, для таких наук как экономическая теория, а также некоторые разделы менеджмента. Вот почему, следует знакомиться, прежде всего, с новейшими публикациями и только после этого переходить к более ранним изданиям. Изучение периодической литературы целесообразно начинать с последних номеров, затем переходить к более ранним. Опыт показывает, что если в предыдущие годы в журналах или книгах было что-то важное, то в последующие годы публикуются новые статьи на эту же тему, с дальнейшим творческим развитием данной проблемы. Кроме того, в них упоминаются источники библиографии, что облегчает отыскание нужной книги или статьи.
Таким образом, начав изучение журнальной литературы с выпусков последних лет, можно с меньшей затратой времени и труда определить список нужных литературных источников по теме своей курсовой работы.
Следует обратить внимание на то, каким издательством выпущена данная книга. Преимущество здесь принадлежит монографиям, вышедшим в таких издательствах, как: Политиздат, «Мысль», «Экономика», «Наука».
В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок. Интернетом можно пользоваться не выходя из дома при условии, что у вас есть телефон и компьютер. Кроме того, в Интернете можно найти информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодике, а также такую, которая настолько свежа, что ее просто не успели перевести на русский язык.
Приведем адреса некоторых сайтов, где вы можно получить интересующую вас информацию.
Универсальная поисковая система - www, yandex. ru
Получить через Интернет информацию по социальным и гуманитарным наукам можно также по следующим адресам:
http://www.nsu.ru/sociol;
http://www.nitehawk.com/alleycat/anth-faq.html;
http://www.sci.econ;
http://www.sci.environment;
http://www.sci.edu;
http://www.sci.cognitive;
и т.д.
Отделение Российской Академии наук (http. / /www.che.nsk.su/ran/win/struct/ division.htm).
Фонд «Общественное мнение» (http: / /www. fom. ru), Всероссийский центр изучения общественного мнения (http://www. wciom. ru). Ha этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения.
После составления и согласования с консультантом библиографии по теме курсовой работы студенты приступают к изучению литературы. Этот процесс включает в себя как первичное ознакомление с подобранной литературой, так и более глубокое ее изучение и конспектирование.
В том случае, когда студент приступает к работе по теме, которая еще не изучалась в данном курсе, целесообразно сначала прочитать соответствующие, главы учебника, брошюру или журнальную статью, что поможет понять суть выбранной темы.
При первичном просмотре литературы студент знакомится с постановкой вопросов по проблеме своей курсовой работы, с системой изложения и фактическим материалом, которыми оперируют различные авторы. Это помогает определить основной круг вопросов, которые целесообразно включить в план работы.
Таким, образом, план курсовой работы является результатом предварительного изучения подобранных литературных источников, помогающих правильно определить основное содержание выбранной для работы темы. Для более глубокого и последовательного раскрытия темы можно составить развернутый план работы. В таком случае в каждом разделе (основном вопросе) выделяются более частные вопросы, которые позволяют определить логику и последовательность рассмотрения данного раздела темы.
Форма плана зависит от сложности и характера темы, а также от сложившихся у студентов навыков самостоятельной работы. Важно лишь, чтобы план курсовой работы включал узловые вопросы, определяющие содержание темы, был четким и логически стройным.
При дальнейшем, более глубоком и целенаправленном изучении литературы вопросы плана могут уточняться и конкретизироваться. Студентам необходимо регулярно консультироваться у своих руководителей, согласовывая все последующие изменения, которые вносятся в план курсовой работы. Они должны быть одобрены консультантом.
При составлении плана курсовой работы можно отметить следующие типовые ошибки, которые наиболее часто допускаются студентами. Во-первых, большое число вопросов, что дробит текст работы, ухудшает ее содержание и стройность. Во-вторых, отсутствие логики и последовательности в переходе от одного вопроса, к другому, отсутствие между ними внутренней связи.
Эти ошибки обусловлены, как правило, отсутствием четкого понимания сущности темы курсовой работы, а также формальным подходом к составлению библиографии.
Если студент имеет ясное представление об изучаемой проблеме, то и план его работы и выбранные им первоисточники отражают основные вопросы темы.
- Введение
- 1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
- 2. Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта)
- 2.1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)
- 2.2. Структура работы
- «Типология личности и межличностный конфликт»
- «Современное состояние российского сырьевого рынка и опыт промышленно развитых стран»
- 2.3. Основные требования к курсовой работе
- 2.4. Порядок выполнения курсовой работы
- 2.5. Оформление курсовой работы
- 2.5.1 Общие требования к оформлению студенческих работ
- 2.5.2 Рубрикация текста
- _________________
- 2.5.3 Оформление таблиц
- Тематический заголовок
- 2.5.4 Оформление иллюстраций
- 2.5.5 Оформление ссылок и примечаний
- Библиографические ссылки
- 2.5.6. Сокращение слов и словосочетаний в тексте
- 2.5.7 Оформление чисел
- 2.5.7.1 Написание дат
- 2.5.7.2 Написание порядковых числительных
- 2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки
- 2.7 Работа с рецензией и подготовка к презентации курсовой работы
- Критерии оценки курсового проекта
- 2.8 Презентация курсовой работы
- 2.8.1 Порядок проведения презентации
- 2.8.2 Подготовка устного выступления Главный тезис
- Отработка материалов, композиция и план выступления
- Конспект, текст, тезисы доклада
- Иллюстративные материалы
- Репетиция доклада
- Поведение оратора во время доклада
- 2.8.3 Об ораторском искусстве
- Тезаурус докладчика
- Техника речи
- Интонация, жест, мимика
- Вопросы и ответы, консультации
- 2.9 Работа с библиографией
- Научные и научно-популярные книги
- Словари, справочники и энциклопедии
- Книги классиков
- Старые книги
- Библиографические указатели
- Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты
- 2.10 Работа в библиотеке
- 2.10.1 Какие бывают библиотеки и как в них попасть
- 2.10.2 Как работать в каталогах
- 2.10.3 Как получать книги и что с ними делать
- 2.10.4. Методы работы с источниками
- Приложение 2
- Приложение 6
- Приложение 8