2.2.5.1. Байлайнер
Байлайнер (by-liner) обычно определяется как именная, или авторская статья, написанная PR-специалистом и мнимо подписанная должностным лицом фирмы, организации. «Использование бай-лайнера (Исходя их правил правописания заимствований в русском языке, мы используем слитное написание данного термина — А.К.) придает публикации престижность, а также позволяет корпоративным спикерам высказывать свои взгляды в более авторитетной форме. Авторские статьи представляют управляющего в качестве эксперта и повышают репутацию компании и руководства как источника, заслуживающего доверия.» (Алешина 1997: 59). Действительно, в байлайнере автор предстает как конкретное лицо, имеющее свою персональную точку зрения. В отдельных случаях (в событийных байлайнерах) это оперативный «отклик» первого или должностного лица на новостное событие. «Достоинство такого вида материалов еще и в том, что эти статьи и даже целые книги заведомо пишутся так, как хочет целевая аудитория, т.е. «угождают» ее вкусам» (Чумиков 2000:116). Байлайнер всегда ориентирован на определенный сегмент общественности, и в этом выражается его глубинная сущность как текста PR.
Итак, байланер — это авторская, или именная статья, посвященная определенному новостному событию или периодически выходящая в органе СМИ, создающая или поддерживающая паблицитный капитал организации, фирмы через авторитетный текст от имени первого (должностного) лица.
Байланеры могут классифицироваться как периодические, то есть появляющиеся регулярно на страницах органа СМИ и име ющие свою определенную текстовую повторяющуюся структуру) и спорадические. Последние можно назвать событийными, тематическими: это написанные от имени первого лица тексты, посвященные какому-либо внутрифирменному событию или событию общественного характера - определенной теме. Такие байлайнеры могут появляться на страницах СМИ или распространяться посредством директ-мейл.
Мы относим байлайнер прежде всего к самостоятельным первичным PR-текстам, хотя А.К.Чумиков рассматривает их в группе «материалов для непосредственной публикации в СМИ». Бай-лайнер может существовать как самостоятельный текст, он может выступать и в составе сложного PR-текста (пресс-кита, годового отчета, буклета).
Традиционно байлайнер на практике называют письмом. Мы не вводим в оборот такой термин ввиду его многозначности (письмо — это любое послание, и информационное, и поздравительное и проч.). О письме писал еще С.Блэк, подчеркивая, что эта жанровая разновидность, будучи возможным субъектом прямой рассылки, может, оказывать «очень сильное воздействие», поскольку является «очень эффективным средством общения» (Блэк 990:91), поскольку представляет личностно окрашенную связь между адресатом и адресантом — базисным субъектом. В практике политического PR мы встретим довольно часто использование письма как средства позиционирования паблицитного капитала кандидата в депутаты или самого депутата, политического деятеля. Существует ряд практических рекомендаций и образцы писем различным адресным аудиториям — среднестатистической семье, родителям призывника (См., например, Березкина О. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1997).
Вернемся, однако, к байлайнеру. По своим жанровым особенностям, текстовому характеру байлайнеры обладают внешней схожестью с таким публицистическим жанром, как письмо редактора. Однако отличие байлайнера от «колонки редактора», «письма редактора» состоит как раз
том, что байлайнер — это мнимо подписанные первым лицом материалы. Не случайно
байлайнер квалифицируется как именная статья, поскольку характерной особенностью PR.-текста является чаще скрытое авторство. (Хотя, как и многие другие собственно публицистические жанры, письмо редактора имеет некоторые функции пиаровского материала, как, например, позиционирование или поддержание имиджевого статуса издания благодаря мнению редактора. Однако, обладая чисто внешней схожестью, публицистический текст и PR.-текст имеют различные цели). Поскольку байлайнер подписывается конкретным лицом и обращен к специальной аудитории, то такой текст имеет широкую палитру средств выражения личностного начала как на лексическом, так на грамматическом уровне. Рассмотрим текстовую структуру байлайнера.
Первый текстовый пример — из журнала «St.Petersburg Review» (июль-август 1998):
- Оглавление
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- Часть 2: жанры рr-текста
- Предисловие
- Часть 1. Pr-текст: основные характеристики
- 1.1. Pr-текст как объект научного изучения.
- 1.2. Определение термина «pr -текст»
- 1.3. Pr-текст, текст рекламный и журналистский текст
- 1.4.Сущностные характеристики pr-текста.
- 1.5. Функции pr-текста
- Часть 2. Жанры рк-текста
- 2.2. Типология pr-текстов * собственно pr-тексты ** простые pr-тексты
- С 5 нюня 2000 года по 26 июня 2000 года в Санкт-Петербурге прошел творческий конкурс «Социальная рекламе - 2000»
- Состоялось годовое собрание акционеров зао «лфз»
- Отдел по связям с общественностью зао «лфз» т. 560-80-74
- Компания «байерсдорф» открывает представительство в санк-петербурге
- 2.2.1.2. Приглашение
- 2.2.1.21. Приглашение для журналистов.
- Федерация танцевального спорта россии
- 14 Апреля
- «Об открытии Молодежного Посольства в Санкт-Петербурге»
- Кинотеатр «аврора» русский стандарт Пресс-релиз в санкт-петербурге — «русский бунт»
- Компания «эллай групп» и нп «северная
- Проблемы и перспективы научных исследований в Санкт-Петербургском университете
- 1 Ноября 2000 года в 15.00 в актовом зале Университета.
- 2.2.1.23. Приглашение-извещение,
- 23 Июня 2000 года в 14.00 по адресу: Санкт-Петербург,
- Повестка дня
- 326-39-08, 326-39-06, Факс 326-39-21.
- 2.2.1.24. Приглашение на специальное мероприятие.
- 2.2. 2. Исследовательско - «новостные жанры
- Компания «Филипп Моррис» открывает свое крупнейшее производство в Регионе «Восточная Европа»
- Клуб Петербургских рекламодателей
- 2.2.2.2. Лист
- «Французские штучки & defilе» Наиболее часто задаваемые вопросы.
- 2.2.3.1.
- История конкурса «Высокий стиль интерьера»
- 2.2.3.2. Биография Биография — жанр pr-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне.
- Дитер Аминофф, Генеральный директор oy veno аь Краткая биография
- Телешев игорь анатольевич
- Прощайте, Олег Николаевич
- 2.2.4.Исследовательские жанры
- 2.2.4.1.
- 04.04.2000 Г.
- Заявление Профсоюзного комитета оао «Качканарский гок «Ванадий» для средств массовой информации
- Сообщение для средств массовой информации
- Информационное сообщение зао «лфз»
- 2.2.5. Образно-
- 2.2.5.1. Байлайнер
- Дорогие читатели!
- Для нас главное — научить молодых думать, анализировать, размышлять
- Информационное письмо Уважаемые господа акционеры!
- 2.2.5.2. Поздравление
- Дорогие друзья!
- Уважаемые петербургские журналисты!
- Дорогие петербуржцы!
- Уважаемые коллеги!
- 2.2.6. Комбинированные pr-тексты
- 2.2.6.1. Пресс-кит
- 2.7. Медиа-тексты
- 2.2.7.1.
- Международный банк Санкт-Петербурга пришел в столицу
- 2.2.7.2. Кейс-стори
- Экология и цивилизация
- Золотые кадры «Серебряного дождя»
- Правда ли, что «Телиа Информедиа» подала в суд на «Издательский дом «Пресском»? в чем суть иска?
- Какая конкретно реклама Вам не понравилась?
- Литература