Образец № 4.1.
Титульный лист информационного проекта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ
ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Автор проекта:
Иванов Иван Иванович, студент …. группы (подпись)
Научный руководитель проекта:
ученая степень, ученое звание Иванов Иван Иванович (подпись)
КАЗАНЬ
ГОД ИСПОЛНЕНИЯ
ГЛОССАРИЙ44
Авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский.
Агитация – распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни.
Актуальность – критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки; обращение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретическим проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на будущее.
Вектор трансмиссии – термин, употребляющийся при определении направлений информационно-коммуникативных процессов, происходящих в обществе. Он используется для определения социальной специфики типов современной коммуникации. Личное сообщение в письмах определяется как тип частной связи, а общение посредством СМИ – как тип общественной связи. Развитие информационных супермагистралей вносит коррективы в эту классификацию, создавая службы связи, в которых различия между частными и общественными статусами пользователей информации теряют свою определенность, приобретая черты мультимедийности.
Взаимодействие социальное – объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физическом или социальном окружении.
Газета влияния– печатное периодическое издание, основная функция которого состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляя всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня. Это крупные финансово независимые или выражающие чью-либо точку зрения газеты, из которых информационные службы других СМИ черпают информацию для распространения в массовых аудиториях («КоммерсантЪ», «Российская газета», «Известия» и пр.).
Газета мнений – газета, в которой одним из фундаментальных положений информационной политики является представление аудитории мнений разного толка.
Газета фактов – газета, в которой одним из фундаментальных положений является представление аудитории фактов, концентрация внимания на сообщения фактов относительно сведения о событиях.
Глобализация – распространение информационных материалов, связей, средств и систем в транснациональных масштабах по всему миру.
Глобализированная медиакультура – результат процессов глобализации информационных связей и их влияния на культурные модели в различных странах мира, охваченных медиатизацией пространства.
Глокальный- соединяющий глобальное с локальным, всемирные центры с периферией; то, что имеет отношение и к глобальному, и к локальному; то, что служит связи, опосредованию, соотнесению, сближению всемирного и местного.
Гражданский журнализм – в основе лежит идея служения интересам общества для решения актуальных социально-политических и культурных проблем с позиций партисипационной демократии, с учетом меняющейся обстановки.
Гражданское общество – особое устройство социальной жизни, когда признаются суверенные права личности граждан, которые создают и контролируют государственные органы демократическим правовым путем.
Двойственная идентичность СМИ– целесообразность сочетания двух функций прессы – рыночной и общественной.
Демократизация – реорганизация чего-либо на демократических началах, внедрение демократических принципов.
Демократичный – чуждый высокомерия, сознания превосходства по отношению к людям.
Догматизм – способ мышления, характеризующийся безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве догм – постулатов или практических принципов.
Журнализм на службе общественности– бескорыстное удовлетворение интересов граждан демократического общества на получение из СМИ правдивой информации о событиях в соответствии с принципами обязательности, сострадания и совести.
Закрытые и открытые тексты– отражают многозначность текстов СМИ. Закрытые – не имеющие интерпретаций (твердые новости), открытые – подверженные множеству различных интерпретаций (мягкие новости, сериалы, развлекательные программы и т.д.).
Институт социальный – устойчивая социокультурная форма, с помощью которой люди включаются в социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Каждая такая форма – институт – связывается с решением определенной социальной значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Институт имеет структуру, т.е. упорядоченность функционирования, зафиксированную в нормах.
Интеллектуальная журналистика– серьезная передача или статья для серьезной публики, высокообразованных людей.
Информационная политика – идейно-творческая концепция постоянно ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется направленностью и социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.
Инфотейнмент – англ. infotainment. Термин возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация - information и развлечение - entertainment. Выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности. Противники этой тенденции называют такие передачи иронически – «счастливые новости» (happy news) или «макулатура» (trash TV). Аналитики связывают распространение инфотейнмента с процессами усиления тенденций к приватизации и монополизации информационно-развлекательной индустрии, вытесняющей публичную сферу информационного пространства.
Колонка мнений – полоса для редакционных статей, заметок комментаторов и обозревателей или писем читателей.
Коммуникация – обмен информацией, значимой для контроля над изменениями социального взаимодействия или обсуждения на символическом уровне возможных направлений активности, связанных с изменением, сохранением или компенсацией действия значимых ситуативных факторов.
Комплексность публикаций – совокупность материалов, способствующая созданию целостной картины действительности.
Конвергенция – схождение, сближение явлений и тенденций в различных сферах жизни (в мире биологии, социальных систем или культуры). Взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации и различных линиях связи. Конвергенция увеличивает пропускную способность канала и существенно меняет медиаландшафты, стимулируя процессы дальнейшей супермонополизации капитала и рост олигополий.
Контрпропаганда – такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ.
Критерий – обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять показатели.
Методология журналистской деятельности – проявляется в методологической культуре СМИ, органично включающей методологические культуры журналистов, что находит отражение в семантической (отображении действительности), синтактической (как строится произведение) и прагматической (как строятся отношения с аудиторией) сторонах.
Модель – специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные черты (образ или имитация образа объекта).
Общественные функции новостей– пресса стоит на страже общественных интересов, что выражается в понятии четвертой власти (или четвертого сословия).
Оперативность – умение своевременно получать и передавать информацию, с минимальной отсрочкой.
Папараццо – назойливый фоторепортер, специализирующийся в основном на съемках сцен из жизни популярных знаменитостей и сотрудничающий с бульварной прессой.
Партисипационная демократия – совместное участие в различных формах гражданских действий в защиту демократических прав и свобод.
Патерналистская модель СМИ – разновидность авторитарной модели, в которой у правящей группы сохраняется ответственность перед обществом (ценности и цели, выходящие за рамки удержания власти).
Повседневная политика - линия поведения в областях, не касающихся принципиальных вопросов власти.
Политика – сфера общественных отношений внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов, идеалов.
Политическая культура журналиста – система представлений о сущности общества и действующих в нем закономерностей.
Принцип журналистской деятельности – теоретико-методологические основы деятельности, область правил и норм деятельности, определяющая ее общий характер; единство знания и метода.
Пропаганда – деятельность по распространению фундаментальных идей, составляющих основу массового сознания – мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания.
Роль социальная – совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду (или социальному институту), занимающему определенное место в социальной группе или организации.
Рыночные функции новостей– новость как товар, который следует выгодно продавать и распространять по каналам СМИ.
Социальный институт – совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере, которые обретают законодательные рамки и организационные формы.
Социальная ответственность – целесообразность действий с позиций их приемлемости для человека.
Стороны реализации информационной политики СМИ – агитация, пропаганда, организация.
Формы реализации информационной политики СМИ – типологические характеристики, проблемно-тематические линии, рубрики и их комплексы, организация кампаний, выступление колумнистов и пр.
Функция– назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Для журналистики – совокупность обязанностей и задач журналистики, выполняемых ею в обществе.
Функциональный анализ- нацелен на определение атрибутики СМИ в современном мире, отличающихся от прежних. Включает в себя три ступени:I. определение основных повторяющихся особенностей СМИ как системы;II. определяются функциональные проявления СМИ в зависимости от типологических характеристик общественных условий;III. определяются результаты использования тех или иных форм, структур и звеньев информационных процессов, в которые включены СМИ.
Функция программирования– роль СМИ в запланированном внедрении в общество тех или иных культов, ритуалов, мифов, вкусов, стилей поведения и одежды и т.д.
Функция социализации– роль СМИ в формировании тех или иных взглядов на общественную жизнь, на отношение к общественной морали и ценностям.
Функция эскейпизма (эскапизма)- создание средствами массовой информации в представлении людей жизнеподобных образов, с помощью которых решаются трудности и проблемы или отвлекаются от них и облегчают груз забот (разрядка).
1Визуальные тезисы представляют собой комплекс вопросов, изложенных в письменном виде, предназначенных для знакомства слушателей. Они распространяются в режиме виртуального времени при наличии специального оборудования. Знакомство осуществляется по специально разработанной программе и предполагает обсуждение тезисов или проведение специальных самостоятельных исследований для закрепления темы и осознания ее проблемных характеристик.
2Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1991.
3Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., Нижний Новгород, 1994. С.209-210.
4Керам К. С.207.
5Аристотель. Поэтика. М.,1957.
6Лебедев А.В. Аристотель.// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М., 1993. Т.1. С.47-48.
7Аристотель. Риторика. / Античные риторики. М.,1978.
8Там же.
9Аристотель. Поэтика. М., 1957.
10Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1991.
11Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1999.
12Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005. С. 20.
13Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
14Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. Т.1. С.385.
15Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С.19.
16Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. С.91.
17Менегетти А. Система и личность. М., 1996. С.29.
18Там же.
19Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
20Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.163.
21Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С.239.
22Цит по: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 76.
23Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.131.
24Там же. С.134.
25Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.144.
26 Ohmae, Kenichi. The End of the Nation-State. The Rise of Regional Economies. - London, Harper Collins Publishers, 1995.
27Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С.1203.
28Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000. С.215-216.
29Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003. С.60.
30Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.,1986. С.6.
31Там же.
32Там же. С.7.
33Там же. С.8.
34Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С. 245.
35Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С. 269..
36Эту классификацию основных компонентов деятельности предложил Каган, говоря о том, что субъект, объект и процесс активности как раз и составляют компоненты деятельности. При этом процесс активности выражается в разных способах овладения объекта субъектом или своеобразных методиках установления коммуникативного взаимодействия с другими субъектами.
37Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.115.
38Мельник Г.С.MassMedia: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. С.142.
39См. об этом: Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С.73.
40Там же.
41Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001. С.65
42Дорощук Е.С. Курсовая работа: процесс подготовки, оформление, защита. Учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2004; Методические указания по выполнению курсовых работ. – Казань: Изд-во Казанского ун.та, 2009.
43Буари Филипп. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. – М., 2001. – С. 100.
44Для формулировок понятий глоссария здесь и далее были использованы монографии, словари и учебные пособия: Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.