Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
Цель занятий – изучить содержательные аспекты методов исследования политической культуры журналиста и обозначить возможности их использования
Общие теоретические положения
Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт определяется и по отношению к международной политике, и по отношению к внутренней политике.
Как и в любой отрасли теоретического знания, в этом направлении выделяется по крайней мере две кардинально отличающихся теории политической культуры. Первая представляет политическую культуру как субъективное содержание политики. Такие ученые как Г. Алмонд, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Л. Диттмер подразумевают под политической культурой всю совокупность духовных явлений и символов, обобщенно характеризующих субъективный контекст властно-политических отношений.
Вторая теория характеризует политическую культуру как проявление нормативных требований, совокупность типичных образцов поведения и способ политической деятельности (С. Вайт, Дж. Плейно, У. Розенбаум), обозначая при этом ее как особый, субъективный специфический ракурс политики. Таким образом, в этом контексте политическая культура определяется как явление, базирующееся на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности21.
Иными словами, любой гражданин осваивает нормы и традиции государственной жизни, что проявляется в использовании разного рода приемов реализации его прав и свобод. Это могут быть и правила политической игры, и стандарты гражданского поведения. Они используются под влиянием стереотипов («так поступает настоящий гражданин» или «так поступают все») или человек применяет их креативно – используя личностные представления о нормах и методах в политике.
По мнению многих ученых политическая культура есть воплощение ценностно-смысловой детерминации политической активности человека, она характеризует его способность понимать специфику своих интересов и действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, перестраиваясь творчески в соответствии с потребностями и внешними обстоятельствами.
Политическая культура журналиста также складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. С учетом внешних факторов складываются общие – гражданские – предпочтения журналиста в сфере общественных интересов и действующих в обществе закономерностей. Здесь важна теоретическая оснащенность знаниями в области развития политических и социальных структур общества в целом: государства, властных отношений в обществе, формах политической жизни; элементах политического устройства и т.д. С учетом внутренних факторов складываются профессиональные предпочтения журналиста в сфере политической практики и особо – политического анализа.
Политической культуре журналиста свойственны определенные функции. Основные из них:
идентификации, способствующей пониманию журналистом своей профессиональной групповой принадлежности и определении приемлемых для него способов участия в выражении и отстаивании интересов определенной социальной группы;
ориентации, обозначающей стремление журналиста к смысловому отображению политических явлений и пониманию своих возможностей при реализации прав и свобод определенной социальной группы;
социализации, характеризующей процесс обретения журналистом навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в системе власти гражданские права, политические функции и интересы;
коммуникации, позволяющей участвовать и организовывать взаимодействие всех субъектов и институтов власти с использованием креативных и стереотипических форм общения в СМИ.
Являясь полиструктурной, политическая культура журналиста может быть представлена как многоуровневая система, включающая мировоззренческий, гражданский, собственно политический и профессиональный уровни. Мировоззренческий уровень характеризуется процессом встраивания представлений журналиста о политике в свою индивидуальную картину мира; гражданский уровень позволяет идентифицировать журналисту собственные возможности, права и интересы и выработать качественно новое понимание своего политического статуса. Собственно-политический уровень способствует выработке журналистом отношения к конкретным формам политического правления, своим союзникам и оппонентам, к различным политическим силам и политическим ценностям. Профессиональный уровень позволяет на базе знания социальной структуры общества с учетом принятой журналистом социально-философской концепции выработать представления об экономических интересах и потребностях групп общества и общества в целом, определить структуру и иерархию политических ценностей, понять характер расстановки политических сил и нормы политической деятельности.
Наиболее важными свойствами политической культуры журналиста являются способности выражать интересы рядовых граждан и убедить общественность в том или ином мнении. Иными словами, политическая культура строится на лидерских качествах журналиста. В основе ее лежит постоянный политический анализ явлений действительности.
Е.П. Прохоров предлагает выделить несколько основных шагов политического анализа в журналистике. Каждый из них предполагает осуществление той или иной операции, раскрывающей политическую сущность события или явления действительности.
Первый шаг – характеристика явления в рамках определенной социальной системы в соответствии с представлениями у журналиста о справедливости. Журналист оказывается на стороне той или иной социальной группы и оценки свои делает исходя из потребностей или интересов этой группы.
Второй шаг – определение системы требований, выдвигаемых к различным политическим институтам и социальным силам. Это делается с целью изменить существующее положение вещей, часто являющееся проблемным и требующим разрешения.
Третий шаг – выработка представлений о системе политических акций, ведущих к достижению поставленной цели.
Шаги должны быть последовательными и носить полный характер, отражающийся в совокупности выводов и предложений, сделанных журналистом в материале или целой серии выступлений.
К политической культуре журналиста применим и типологический анализ. В основании типологии политических культур журналиста могут лежать следующие факторы: специфика разнообразных политических систем; типы ориентации журналиста в политической игре (индивидуальный, моралистский, традиционный, нейтральный); открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей; внутренняя целостность культурных компонентов; идеологические различия и т.д.
В условиях развития современных массовых информационных средств типы политической культуры журналиста могут определяться и на общих основаниях, универсализируясь. Кардинальными здесь являются два основных типа: рыночный (журналистская рыночная политическая культура представлена пониманием политики как бизнеса и рассматривается в качестве свободного обмена деятельностью граждан) и этатистский (журналистская политическая культура демонстрирует политическое участие индивида в организации политической жизни и демонстрирует главенствующую роль государственных институтов).
Все чаще в свете тенденций развития систем СМИ говорят о сближении политических культур журналистов и их типов в связи с объединением качественных особенностей мировых политических культур и их оснований.
Задачи для самостоятельного решения
Выберите одного из политических обозревателей современной системы СМИ России. Познакомьтесь с его творчеством. Выделите 3-5 материалов, содержащих разные виды политического анализа: полный, частичный и косвенный. Проанализируйте эти тексты, опираясь на модель политического анализа в журналистике, представленную в теоретических положениях.
Составьте по результатам анализа типологический портрет политического обозревателя с подробным описанием выделенного типа. Презентуйте данный портрет на учебной странице курса.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.