Разновидности типологических единиц системы сми
Виды СМИ в структуре системы средств массовой информации | Типологическая единица как единица расчленяемой реальности |
Периодическая печать | Газета, журнал |
Радиовещание | Радиостанция, радиопрограмма |
Телевидение | Телеканал, телепрограмма |
Интернет | Интернет-портал, Интернет-сайт, Интернет-СМИ (газета, журнал, телевидение, радиовещание) |
Типология (typology; греческое typos – отпечаток, образец + …логия) – важная часть системного подхода к изучению СМИ, стремящаяся установить не только их технологические особенности, но и гуманитарную специфику атрибутики и функций с помощью классификации главных повторяющихся типов информации, которые фиксируются в ее содержании, жанрах и форматах, средствах, зоне и времени распространения, характере и степени воздействия на аудиторию. Принципы типологии зависят от разных теоретических позиций классификаторов и целей, которые они преследуют.
Типология разных средств массовой информации – это одна из задач сравнительного анализа СМИ. Сопоставляя данные анализа, исследователи выясняют основные тенденции в развитии в целом системы СМИ, отраженные в сходстве рубрик изданий разного направления, дают практические рекомендации относительно изменения их содержания, композиции и расположения в информационном пространстве и времени с целью привлечения максимального внимания аудитории.
Распространенным в системе типологического анализа является понятие функционального типа СМИ – разновидностей средств массовой информации в соответствии с группами функций, которые становятся для данного типа генеральными (основными). Выделяют шесть основных функциональных типов СМИ:
информационно-аналитические;
образовательные;
культурно-просветительские;
религиозные;
развлекательные;
рекламные.
Изучение этих типов показывает их зависимость как от социального статуса СМИ, их финансово-экономических основ и идейных позиций, так и от различных демографических особенностей аудитории, в ходе анализа которых используются термины, указывающие на учет социального состава массовой аудитории, на ее текучесть и динамику. Учитываются также показатели популярности СМИ, полученные в результате рейтинговых исследований аудитории (особенно для электронных СМИ), позволяющие судить о том, как те или иные типы информации соотносятся с запросами уже сложившейся совокупной аудитории или с возможностями потенциальной аудитории.
В последнее время интерес к типологии усилился, благодаря чему возросло значение типологических характеристик в деятельности любого коммуникационного предприятия. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ и расширением сферы применения типологического метода исследования СМИ, в частности, широко применяется этот метод в маркетинговых исследованиях.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть:
а) характер аудитории средства массовой информации;
б) предметно-тематическая направленность средства массовой информации;
в) характер информации СМИ;
г) целевое назначение средства массовой информации;
д) время выхода средства массовой информации (вечерняя, утренняя газета, ночной канал ТВ и т.д.);
е) периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.);
ж) форма собственности СМИ.
Каждый из этих признаков имеет свои видовые и родовые характеристики, что ложится в основу классификации признака.
По характеру аудитории выделяются следующие типы СМИ:
общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России – общенациональный признак;
межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (телеканалы СТС, Рен-ТВ и т.д.) – региональный признак;
международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и пр.) – международный признак;
этнических общностей (наций, народностей) – этнический признак;
территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ) – территориальный признак;
для профессиональных производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.), сюда же можно отнести и корпоративную прессу – признак «профессиональные интересы»;
для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся новых стратов и т.д.) – социальный признак;
для возрастных групп (подростков, детей, молодежи, людей среднего возраста, пожилых) – возрастной признак;
для женщин и мужчин – половой признак;
для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.) – признак «семейный статус»;
для малых групп (землячество, клуб и т.д.) – признак «малая группа»;
для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и т.д.) – признак вероисповедания;
для групп населения, выделяемых по другим признакам.
Характер информации – важное основание для формирования типологических групп СМИ. Выделяют несколько типов изданий, отражающих характер информации, подаваемой в них:
а) универсальные по тематике – отражающие темы, интересующие разные группы населения по разным тематическим направлениям – как подтип – общественно-политические издания; развитие такого типа изданий обусловлено низким платежеспособным спросов населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное – это ведет к неглубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа;
б) монотематические издания – затрагивающие только одну тему и формирующие проблематику выступлений вокруг этой темы (журнал «Здоровье женщины», телепрограмма «О.Р.З.» (ТК «Эфир) и пр.);
в) жанровые издания – в основу таких изданий положена форма – жанровые особенности информации («Роман-газета»; телепередача «Аншлаг» и пр.);
г) авторские издания (авторские телепрограммы и радиопередачи, авторские выпуски журналов и газет и пр.).
Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют функции различных видов духовного производства.
Таблица 4.4.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.