Структура семиотической ситуации
Роль субъекта в семиотической ситуации | Характеристика ситуации |
Обладатель умственного образа объекта, информации о нем | Познавательная ситуация |
Получатель, адресат, интерпретатор другим субъектом транспортированной информации | Коммуникативная ситуация |
Создатель, генератор знака или систем знаков и их передатчик | Управленческая ситуация |
2. Знак и информация
Знак выступает в качестве носителя информации, что может быть отражено в следующих информационных схемах:
память – это хранилище информации;
понимание – раскодирование информации;
мышление – обработка информации;
знак – носитель, хранитель, транслятор, организатор информации;
значение – инвариант информации;
коммуниканты – передатчики и реципиенты информации.
Совокупность знаков образует знаковую систему или язык. Знаку присуща двусторонность. С одной стороны, знак материален (имеет план выражения или денотат). С другой стороны, знак является носителем нематериального смысла (имеет план содержания). Таким образом, то, заместителем чего является знак, называется денотатом, а представление, которое вызвано знаком – концептом или смыслом. Эту сторону знака изучает семантика. А истинность и ложность высказывания – вопросы достоверности отражения действительности средствами знаковой системы изучает прагматика.
Готлоб Фреге – немецкий философ и логик, один из основателей логической семантики представил структуру знака в виде так называемого «треугольника Фреге». В нем простым языковым знаком выступает слово. Например, слово «дом». В качестве смысла будет выступать само понятие «дом», а в качестве денотата некий абстрактный дом. Если знаком будет выступать предложение, то смыслом будет высказанное суждение, а денотата может быть два – истинность или ложность высказывания, то есть соответствие и несоответствие высказанного суждения реальному положению вещей. Знаки различаются по совокупности признаков.
Одна из наиболее известных классификаций знаков принадлежит американскому философу Чарльзу Сандерсу Пирсу. Он делит знаки на три основных группы:
1)иконические знаки – план выражения которых похож на план содержания (портреты, фотографии и т.д.).
2)конвенциональные (условные) знаки – план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания. Это большинство слов любого языка.
3)индексальные знаки – план содержания которых связан с планом выражения по смежности, отчасти похож.
Также существуют классификации знаков, составленные:
по признаку системности: системные знаки (входящие в систему – музыка, речь, языки и др.) и внесистемные знаки (относительно свободные, не противопоставляемые никаким другим знакам или самостоятельно образующие группы – остатки некоторых знаковых систем или знаки, созданные в небольших группах – междометия, жесты, восклицания и т.д.);
по степени выраженности смысла: символы (форма максимально отражает значение - геральдика, эмблемы и т.д.); диакритики (нет прямой связи между формой и значением).
Информация и сообщение. Абстрактная информация передается при помощи конкретного сообщения. Это одно из основных правил публичной коммуникации. Для передачи одной и той же информации может существовать несколько разных сообщений (на разных языках и т.д.).
При характеристике сообщения необходимо учитывать два аспекта: семантический и эстетический. Семантический аспект позволяет охватить все стандартное в сообщении, придающее ему универсальный характер. Это стандартное передается при помощи заданного набора знаков, поэтому и является столь знакомым. Эстетический же аспект связан с тем, что отправитель сообщения – журналист или публичный коммуникатор – может варьировать знаки и тем самым свободно интерпретировать в целом сообщение. Важно только не переступить границы понимаемого аудиторией в сообщении.
Если то, что вы предлагаете в своем варианте сообщения, будет понятно и узнаваемо аудиторией, вы можете быть уверены в эффективности передаваемого сообщения. Если же ваши креативные изыскания выходят за рамки понимаемого, то тогда говорить об эффективности публичной коммуникации затруднительно. Стандартные знаки, которые вы используете в сообщении, имеют свою норму свободной изменчивости (А. Моль), которая допускает те или иные отклонения от нормы, свойственные всему живому на Земле.
Сообщения, которые передают одну и ту же информацию называют эквивалентными. Они образуют целый класс эквивалентных сообщений. Однако может существовать и обратный процесс – одно и то же сообщение может содержать и передавать различную информацию. Здесь необходимо говорить об интерпретации сообщения, что отражено в правиле интерпретации: Решающим для связи между сообщением N и информацией I является некое отображение α, которое представляет результат договоренности между отправителем и получателем сообщения или предписанное обоим.
Если мы формулируем сообщение на некотором языке, то высказывание «Х понимает язык А» выражает тот факт, что лицо Х знает правило интерпретации для всех или для большинства сообщений, формулируемых на данном языке. Чем больше интерпретаций имеет (или может иметь) сообщение, тем выше степень отвлеченности информации.
Для того чтобы проверить истинность или ложность высказанного суждения и соответственно истинность или ложность передаваемой в сообщении информации, требуется сравнение, по крайней мере, двух мнений или двух свидетельств. Это также своеобразное правило публичной коммуникации. В нем отражаются такие характеристики информации как объективность и достоверность.
3.Информация и коммуникация: сопоставление понятий.
Коммуникация наряду с информацией является одним из центральных понятий, включенных в человеческую деятельность во всех ее проявлениях.
В основе коммуникационных процессов лежит информационный обмен, а коммуникационный процесс описывается как структурная система, включающая коммуникационное начало – коммуникаторов и тех, на кого направлено действие коммуникаторов – массовые аудитории. Имеет место коммуникационное взаимодействие, характеризующееся как массовое общение, проявляющееся в разных формах: межличностной, групповой и массовой. И уровни общения, которые соответствуют формам: микроуровень (общение, в котором в качестве субъектов выступают отдельные личности); мидиуровень (общение, в котором в качестве субъектов выступают целевые социальные группы); макроуровень (общение, в котором в качестве субъектов выступают массовые аудитории). Таким образом, можно утверждать, что массовое общение – это своеобразная многоканальная система коммуникативной деятельности, имеющая своей целью взаимодействие людей.
Порождение нового коммуникационного пространства вызывает к жизни и новые формы его существования, что связано с новыми политико-экономическими условиями в жизни государства и общества. А если меняется организация политической системы общества, то, значит, меняется и структура, и концепция коммуникаций внутри этой системы, и уровни ее взаимодействия с другими системами.
Отечественный исследователь коммуникации Юрий Буданцев выделил четыре исторически сложившиеся коммуникационные системы, которые соответствуют развитию той или иной общественно-экономической формации и имеют свои собственные каналы, отличающие ее от других (Таблица 2.2.) .
Таблица 2.2
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.