Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
-
Главный редактор, форма собственности, год основания
Реги-он рас-про-стра-нения
Учреди-
тели
Аудитория
Сегмент рынка
Вид издания
Издатель-ские
характе-ристики
Контрольные вопросы для самопроверки
Что такое типологический анализ?
Каковы слагаемые типологического анализа?
Что такое типологическая единица в журналистике?
Каковы массово-коммуникационные средства журналистики?
В чем особенность воздействия печатных – визуальных средств?
В чем особенность воздействия аудио средств?
Каковы возможности аудиовизуальных средств воздействия журналистики?
Какова структура современной системы СМИ России?
Каковы подструктуры в этой системе?
Что относят к новым СМИ?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.
Средства массовой информации современной России. М., 2001.
МОДУЛЬ 5.
Деятельность журналиста и ее результат
Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации
Лабораторный практикум: Журналист в процессе профессиональной деятельности
Виртуальный семинар: Разработка информационной политики издания
Цель занятия – освоить видовые характеристики журналистской деятельности и характеристики информационной политики, выработать навыки осуществления различных видов деятельности журналистом и основные принципы формирования информационной политики и ее реализации.
Основные теоретические положения
Для того чтобы определить специфические характеристики журналистской деятельности, необходимо исходить из ее творческой направленности. Поэтому сделаем оговорку, что, говоря журналистская деятельность, мы будем иметь в виду – творческая деятельность.
Соотнесем понятия «журналистское творчество», «журналистское мастерство», «профессионально-творческая деятельность в журналистике». Л.Г. Свитич определяет журналистское творчество как совокупность качеств, проявляющихся в отражении реальности, созданной до творящего; созидании жизни как влиянии на сознание и поведение людей; как процесс или состояние вдохновенного напряжения духовной, творческой энергии, созидающий новый продукт; как результат деятельности в журналистике.28 В этом комплексном определении – суть журналистской деятельности как творческой, ее синтетический, синкретичный характер.
Творческий характер носит та профессиональная деятельность журналиста, в которой проявляется продуктивное мышление журналиста, его «способность запомнить, опознать или произвести нечто немедленно с отсрочкой или в момент творческого акта».29 Профессионально-творческая деятельность в журналистике включает в себя три вида деятельностей: редакторскую, организаторскую и авторскую. Творческая деятельность в журналистике как профессии всегда рассматривается в совокупности этих трех видов деятельности, несмотря на то, что каждая из них глубоко специфична.
Как и при других творческих актах, в журналистике имеет место особая форма связи субъекта-журналиста с миром, включающая в себя активное преобразование мира или опредмечивание, выражающееся в проблемной активизации коммуникационного пространства, и изменение самого субъекта-журналиста за счет распредмечивания – активного освоения субъектом-журналистом предметного мира.
Осуществляя деятельность журналист проявляет свое творческое начало в творческом поведении, направленном на достижение осознанной творческой цели, имеющей самостоятельное значение как для самого журналиста, так и для журналистского коллектива, журналистского сообщества.
Специфика журналистской профессионально-творческой деятельности проявляется в социальном и массовом, общественно-историческом характере всего процесса творчества. В момент профессионально-творческой деятельности журналист открывает формы деятельности с предметами с помощью других людей – источников информации, героев своего материала и т.д. Происходит включение в совместную деятельность с демонстрацией образцов деятельности. Используется главный канал развития субъекта творческой деятельности в журналистике – интериоризация, что определяется как перевод форм материально-чувственной деятельности во внутренний план или переход к индивидуальной деятельности.
Профессионально-творческая деятельность в журналистике всегда первична по отношению как с субъекту, так и к предмету деятельности. Предметный характер деятельности в журналистике является важной ее характеристикой. Освоение коммуникационного пространства в журналистской деятельности - непрерывный процесс, он позволяет включать в деятельностные отношения все большую часть этого коммуникационного пространства – мира. Главным механизмом профессионально-творческой деятельности журналиста является подчиненность предмету деятельности, на который эта деятельность направлена.
Опосредованность профессионально-творческой деятельности журналиста выражается в том, что в процессе деятельности субъектом используются разного рода орудия, материальные предметы и неовеществленные средства, коммуникативные процессы.
Мотивация деятельности определяет ее структуру и процесс. Позволяет определить цель деятельности в журналистике представление о результате деятельности, осознаваемом и сознательно запланированном. Результатом деятельности в журналистике является журналистский текст и его воздействие, в котором отражается продуктивность деятельности.
В рамках журналистской профессионально-творческой деятельности протекают два взаимосвязанных творческих процесса: репродуктивный, сближающий деятельность журналиста с производственным процессом и придающий ей воспроизводящий характер; эвристический, поисковый, предполагающий наличие специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта деятельности.
По мнению В.М. Горохова, специфика журналистской деятельности может быть выражена через понятие «творческая природа журналистики», которое он раскрывает через ряд характеристик:
во-первых, социальная целесообразность журналистики проявляется в достижении определенных результатов и создании информационной картины мира, «обеспечивающей активную социальную жизнедеятельность общества»30;
во-вторых, особость проблемной ситуации в журналистике отличается тем, что она «объективируется в процессе деятельности» и имеет «духовно-практическую природу»31;
в-третьих, сущность творческого процесса журналиста в единстве общественно-исторических и индивидуально-психологических истоков творчества;
в-четвертых, особость способа деятельности журналиста в том, что он многопланов и сочетаем (необходимо отметить сочетаемость в нем типических и индивидуальных черт);
в-пятых, в журналистском творчестве присутствует двоякость открытия нового, что является неотъемлемой чертой творчества вообще: с одной стороны, «журналистика открывает новое в предметном знании», а с другой стороны «открытие нового связано с изменениями в самой журналистике»32;
в-шестых, «ориентация на самобытность и высокое качество продукта труда наиболее явственно обнаруживает творческую природу журналистики»33.
В редакционном коллективе журналист как профессионал выполняет три основных вида деятельности, о которых упоминалось выше: редакторскую, организаторскую и авторскую. Рассмотрим специфику каждой из них.
Редакторская деятельность и направление характеризуется как деятельность широкого диапазона, включающая в себя менеджерскую деятельность и литературно-редакторскую деятельность.
В первом случае речь идет о руководящей направленности деятельности журналиста, включающей формирование информационной политики средства массовой информации и направлений деятельности – контент-менеджмент, а также управление коллективом редакции, включая подбор кадров, - кадровый менеджмент. Необходимо выделить и еще одно направление редакторской деятельности – планирование выпусков СМИ – номеров газеты и журнала, телевизионных и радиопрограмм (этим занимается программный редактор) и т.д. В целом редакторское направление рассматривается в системе менеджмента СМИ. Менеджер в системе профессионально-творческой деятельности журналиста выступает в роли координатора, корректора на трех уровнях: высшего менеджмента (top) – собственно редакторская управленческая деятельность; среднего (midl) менеджмента – управленческая деятельность, в том числе и творческим процессом на уровне организации тематических направлений и творческих групп; низшего (low) звена менеджмента.
Литературное редактирование связано с необходимостью работы с формой материала – журналистским текстом. Оно включает все виды правки, оттачивание формы произведения, его содержания. Здесь необходимо выделить авторскую редакторскую деятельность, когда журналист как автор правит свой текст и специальную редактуру – при работе с авторами редакции. Для этого может выделяться специальный человек в редакционном коллективе, а могут обязанности данного вида возлагаться на журналиста.
Второй вид творческой деятельности в журналистике определяется как организаторский и связан он, прежде всего, с тем, что необходимо вести каждодневную работу по организации целой серии мероприятий, связанных с эффективностью деятельности СМИ: это и работа по организации подписных
кампаний, это и работа по организации информационных кампаний и отслеживание реакции на выступление СМИ.
Самая значимая часть профессионально-творческой деятельности журналиста - это деятельность авторская. Она включает в себя подготовку собственных произведений, режиссуру, макетирование, литературную запись и другие виды работ, которые защищаются законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность является предметно-образующей, выражающая момент творческой активности, который приводит к профессионально-творческому результату – созданию журналистского текста.
Три основных вида профессионально-творческой деятельности журналиста имеют разновидности, связанные с новыми технологическими введениями в систему деятельности журналиста. Это, прежде всего, компьютерные технологии, развитие и широкое внедрение которых привлекает в систему СМИ новые профессии, углубляет процессы специализации и соответственно порождает новые видовые характеристики творческой деятельности в журналистике.
Объединяющим фактором для выделенных видов журналистской деятельности является информационная политика, определяющаяся как «идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы»34. В основе информационной политики лежат направления ведения проблемно-тематических линий, аудиторные интересы, способы и виды взаимодействия с другими средствами массовой информации.
Журналист также принимает участие в реализации информационной политики издания, в котором работает. Формы этой реализации могут быть различными, но все-таки они очерчиваются тремя направлениями: пропагандой, агитацией и организацией. Если пропагандистская деятельность направлена на формирование фундамента массового сознания, то агитационная деятельность призвана способствовать оперативному распространению информации по поводу текущих событий. Она поставлена в центр журналистской деятельности и является ведущей формой реализации информационной политики масс-медиа.
Лабораторная работа 5.1.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.