logo
ОТЖ-1курс-умк-сетевой

Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________

Главный редактор, форма собственности, год основания

Реги-он рас-про-стра-нения

Учреди-

тели

Аудитория

Сегмент рынка

Вид издания

Издатель-ские

характе-ристики

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Что такое типологический анализ?

  2. Каковы слагаемые типологического анализа?

  3. Что такое типологическая единица в журналистике?

  4. Каковы массово-коммуникационные средства журналистики?

  5. В чем особенность воздействия печатных – визуальных средств?

  6. В чем особенность воздействия аудио средств?

  7. Каковы возможности аудиовизуальных средств воздействия журналистики?

  8. Какова структура современной системы СМИ России?

  9. Каковы подструктуры в этой системе?

  10. Что относят к новым СМИ?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.

Средства массовой информации современной России. М., 2001.

МОДУЛЬ 5.

Деятельность журналиста и ее результат

Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации

Лабораторный практикум: Журналист в процессе профессиональной деятельности

Виртуальный семинар: Разработка информационной политики издания

Цель занятия – освоить видовые характеристики журналистской деятельности и характеристики информационной политики, выработать навыки осуществления различных видов деятельности журналистом и основные принципы формирования информационной политики и ее реализации.

Основные теоретические положения

Для того чтобы определить специфические характеристики журналистской деятельности, необходимо исходить из ее творческой направленности. Поэтому сделаем оговорку, что, говоря журналистская деятельность, мы будем иметь в виду – творческая деятельность.

Соотнесем понятия «журналистское творчество», «журналистское мастерство», «профессионально-творческая деятельность в журналистике». Л.Г. Свитич определяет журналистское творчество как совокупность качеств, проявляющихся в отражении реальности, созданной до творящего; созидании жизни как влиянии на сознание и поведение людей; как процесс или состояние вдохновенного напряжения духовной, творческой энергии, созидающий новый продукт; как результат деятельности в журналистике.28 В этом комплексном определении – суть журналистской деятельности как творческой, ее синтетический, синкретичный характер.

Творческий характер носит та профессиональная деятельность журналиста, в которой проявляется продуктивное мышление журналиста, его «способность запомнить, опознать или произвести нечто немедленно с отсрочкой или в момент творческого акта».29 Профессионально-творческая деятельность в журналистике включает в себя три вида деятельностей: редакторскую, организаторскую и авторскую. Творческая деятельность в журналистике как профессии всегда рассматривается в совокупности этих трех видов деятельности, несмотря на то, что каждая из них глубоко специфична.

Как и при других творческих актах, в журналистике имеет место особая форма связи субъекта-журналиста с миром, включающая в себя активное преобразование мира или опредмечивание, выражающееся в проблемной активизации коммуникационного пространства, и изменение самого субъекта-журналиста за счет распредмечивания – активного освоения субъектом-журналистом предметного мира.

Осуществляя деятельность журналист проявляет свое творческое начало в творческом поведении, направленном на достижение осознанной творческой цели, имеющей самостоятельное значение как для самого журналиста, так и для журналистского коллектива, журналистского сообщества.

Специфика журналистской профессионально-творческой деятельности проявляется в социальном и массовом, общественно-историческом характере всего процесса творчества. В момент профессионально-творческой деятельности журналист открывает формы деятельности с предметами с помощью других людей – источников информации, героев своего материала и т.д. Происходит включение в совместную деятельность с демонстрацией образцов деятельности. Используется главный канал развития субъекта творческой деятельности в журналистике – интериоризация, что определяется как перевод форм материально-чувственной деятельности во внутренний план или переход к индивидуальной деятельности.

Профессионально-творческая деятельность в журналистике всегда первична по отношению как с субъекту, так и к предмету деятельности. Предметный характер деятельности в журналистике является важной ее характеристикой. Освоение коммуникационного пространства в журналистской деятельности - непрерывный процесс, он позволяет включать в деятельностные отношения все большую часть этого коммуникационного пространства – мира. Главным механизмом профессионально-творческой деятельности журналиста является подчиненность предмету деятельности, на который эта деятельность направлена.

Опосредованность профессионально-творческой деятельности журналиста выражается в том, что в процессе деятельности субъектом используются разного рода орудия, материальные предметы и неовеществленные средства, коммуникативные процессы.

Мотивация деятельности определяет ее структуру и процесс. Позволяет определить цель деятельности в журналистике представление о результате деятельности, осознаваемом и сознательно запланированном. Результатом деятельности в журналистике является журналистский текст и его воздействие, в котором отражается продуктивность деятельности.

В рамках журналистской профессионально-творческой деятельности протекают два взаимосвязанных творческих процесса: репродуктивный, сближающий деятельность журналиста с производственным процессом и придающий ей воспроизводящий характер; эвристический, поисковый, предполагающий наличие специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта деятельности.

По мнению В.М. Горохова, специфика журналистской деятельности может быть выражена через понятие «творческая природа журналистики», которое он раскрывает через ряд характеристик:

во-первых, социальная целесообразность журналистики проявляется в достижении определенных результатов и создании информационной картины мира, «обеспечивающей активную социальную жизнедеятельность общества»30;

во-вторых, особость проблемной ситуации в журналистике отличается тем, что она «объективируется в процессе деятельности» и имеет «духовно-практическую природу»31;

в-третьих, сущность творческого процесса журналиста в единстве общественно-исторических и индивидуально-психологических истоков творчества;

в-четвертых, особость способа деятельности журналиста в том, что он многопланов и сочетаем (необходимо отметить сочетаемость в нем типических и индивидуальных черт);

в-пятых, в журналистском творчестве присутствует двоякость открытия нового, что является неотъемлемой чертой творчества вообще: с одной стороны, «журналистика открывает новое в предметном знании», а с другой стороны «открытие нового связано с изменениями в самой журналистике»32;

в-шестых, «ориентация на самобытность и высокое качество продукта труда наиболее явственно обнаруживает творческую природу журналистики»33.

В редакционном коллективе журналист как профессионал выполняет три основных вида деятельности, о которых упоминалось выше: редакторскую, организаторскую и авторскую. Рассмотрим специфику каждой из них.

Редакторская деятельность и направление характеризуется как деятельность широкого диапазона, включающая в себя менеджерскую деятельность и литературно-редакторскую деятельность.

В первом случае речь идет о руководящей направленности деятельности журналиста, включающей формирование информационной политики средства массовой информации и направлений деятельности – контент-менеджмент, а также управление коллективом редакции, включая подбор кадров, - кадровый менеджмент. Необходимо выделить и еще одно направление редакторской деятельности – планирование выпусков СМИ – номеров газеты и журнала, телевизионных и радиопрограмм (этим занимается программный редактор) и т.д. В целом редакторское направление рассматривается в системе менеджмента СМИ. Менеджер в системе профессионально-творческой деятельности журналиста выступает в роли координатора, корректора на трех уровнях: высшего менеджмента (top) – собственно редакторская управленческая деятельность; среднего (midl) менеджмента – управленческая деятельность, в том числе и творческим процессом на уровне организации тематических направлений и творческих групп; низшего (low) звена менеджмента.

Литературное редактирование связано с необходимостью работы с формой материала – журналистским текстом. Оно включает все виды правки, оттачивание формы произведения, его содержания. Здесь необходимо выделить авторскую редакторскую деятельность, когда журналист как автор правит свой текст и специальную редактуру – при работе с авторами редакции. Для этого может выделяться специальный человек в редакционном коллективе, а могут обязанности данного вида возлагаться на журналиста.

Второй вид творческой деятельности в журналистике определяется как организаторский и связан он, прежде всего, с тем, что необходимо вести каждодневную работу по организации целой серии мероприятий, связанных с эффективностью деятельности СМИ: это и работа по организации подписных

кампаний, это и работа по организации информационных кампаний и отслеживание реакции на выступление СМИ.

Самая значимая часть профессионально-творческой деятельности журналиста - это деятельность авторская. Она включает в себя подготовку собственных произведений, режиссуру, макетирование, литературную запись и другие виды работ, которые защищаются законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность является предметно-образующей, выражающая момент творческой активности, который приводит к профессионально-творческому результату – созданию журналистского текста.

Три основных вида профессионально-творческой деятельности журналиста имеют разновидности, связанные с новыми технологическими введениями в систему деятельности журналиста. Это, прежде всего, компьютерные технологии, развитие и широкое внедрение которых привлекает в систему СМИ новые профессии, углубляет процессы специализации и соответственно порождает новые видовые характеристики творческой деятельности в журналистике.

Объединяющим фактором для выделенных видов журналистской деятельности является информационная политика, определяющаяся как «идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы»34. В основе информационной политики лежат направления ведения проблемно-тематических линий, аудиторные интересы, способы и виды взаимодействия с другими средствами массовой информации.

Журналист также принимает участие в реализации информационной политики издания, в котором работает. Формы этой реализации могут быть различными, но все-таки они очерчиваются тремя направлениями: пропагандой, агитацией и организацией. Если пропагандистская деятельность направлена на формирование фундамента массового сознания, то агитационная деятельность призвана способствовать оперативному распространению информации по поводу текущих событий. Она поставлена в центр журналистской деятельности и является ведущей формой реализации информационной политики масс-медиа.

Лабораторная работа 5.1.