Рекомендуемая литература
Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1991.
Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. Казань, 2007.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.
МОДУЛЬ 2.
Массово-информационная деятельность
в журналистике
Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности
Лекция;
Лабораторный практикум: Типы и виды информации в журналистском тексте
Цель занятий – изучить особенности массово-информационной природы журналистики и сформировать навыки и умения оценки журналистской информации на основе анализа информативности материалов СМИ.
Общие теоретические положения
Основные понятия и категории: информация; журналистская информация; информационный процесс; массовая информация; свойства массовой информации в пространстве публичных коммуникаций; виды информационных процессов в журналистике; типология массовой информации; массовая коммуникация.
Вопросы:
1. Понятие информации. Свойства и основные характеристики информации как сущности.
2. Знак и информация. Информация и сообщение. Правило интерпретации.
3. Информация и коммуникация: сопоставление понятий.
4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики.
1.Понятие информации
Для журналистики центральным понятием является понятие «массовая информация», которое носит многофункциональный характер и может быть рассмотрено как междисциплинарное и межвидовое понятие. Основой этого понятия, в свою очередь, является понятие «информация».
Информация использовалась с момента появления первых форм жизни на земле. При зачаточных формах жизни и сами процессы оперирования информацией были также зачаточными. Развиваясь, живой организм, а впоследствии и человек, как высокоорганизованный, информационно насыщенный организм, осуществлял формирование потоков, в которых могла бы существовать информация, жизненно важная для человека. Это позволяло ему чувствовать себя относительно безопасно и направлять свои силы и знания на дальнейшее социокультурное развитие. Потоки получили название информационных.
Человечество пользовалось информационными потоками всегда. Наряду с электромагнитным и гравитационными полями Земли, информационное поле, ставшее основой информационных потоков, является для человека жизненно важным, обеспечивающим его развитие и жизнь на планете.
Информационные потоки первоначально представляли собой примитивные образования, в которых проявлялась степень организации первого человека. Они были четко локализованы (ограничены), имели строгую направленность, но не могли пересекаться, не могли быть использованы в других областях. Поэтому для каждой новой области знаний приходилось изобретать или формировать новые информационные потоки. На следующем этапе развития человек стал использовать абстрактные формы информационного взаимодействия и сохранять знания об этих формах в своих архивах, что привело к развитию публичной сферы коммуникаций, характеризующейся двумя аспектами:
множественности других (когда общество представляет собой единый механизм, воздействующий в едином порыве и пространстве);
сосредоточение на себе, что выражается в индивидуализации, жизни для себя (сосредоточение путем рассредоточения с другими).
Информация - это содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте.
Современные исследователи делают акцент на количественном и качественном подходах к оценке и исследованию свойств информации. Количественный подход определяет процесс получения информации как снятие неопределенности, когда степень снятой неопределенности в результате передачи сообщений будет называться количеством информации. Структурная модель процесса передачи информации содержит: каналы связи (техническое устройство, в котором сигналы, содержащие информацию, распространяются от передатчика к приемнику); информационные модели (как идеальные или физические объекты, анализ или наблюдение за которыми позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта – в данном случае – модель, в которой процессы представлены в виде передачи и обработки информации); обработка информации (процесс закономерного изменения представления и содержания информации, осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе); информационные языки (как формальные семантические системы, состоящие из некоторого алфавита (списка определенных символов) и правил образования, преобразования и интерпретации).
Интересна и важна с точки зрения публичных коммуникаций семиотическая теория информации. Предметом семиотики являются законы функционирования знаковых систем. Семиотика имеет три основные части: синтактику (рассматривающую знак как формальную наименьшую часть кода, изучает структуру и правила соединения отдельных знаков); семантику (рассматривающую знак как носителя значения, изучает отношение между знаком и тем, что он обозначает); прагматику (рассматривающую текст или дискурс и понимание субъектом знаков).
Основу понимания информации как системы знаков представляет понятие «семиотической ситуации». В структуре семиотической ситуации в классическом варианте расположены три элемента: 1) обозначаемый предмет (как любой фрагмент действительности); 2) его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект; 3) сам медиум или медиатор – знак любого вида и происхождения (Таблица 2.1.). Субъект-носитель может быть рассмотрен как адресат, интерпретатор, респондент, демиург, коммуникант, обладатель умственного образа. Субъект в своем сознании совмещает и связывает образ познаваемого объекта и образ подходящего посредника знака. Так происходит идентификация знака.
Таблица 2.1
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.