Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ
ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР
НАЗВАНИЕ СМИ
ЗА ПЕРИОД С «______» ПО «_______» 20 г.
Выполнил(а) студент(ка) гр. _________
ФИО (в Именительном падеже).
Дата _________________ Подпись _______________
КАЗАНЬ
ГОД ИСПОЛНЕНИЯ
Приложение № 3
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ
МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП
Фокус-группа – это социологический метод качественного анализа, в результате которого проводится групповое полустандартизированное интервью. Основная форма – групповая дискуссия. Оно проводится для того, чтобы получить субъективную информацию о восприятии участниками дискуссии различных предметов и явлений действительности. Чаще всего – это продукты деятельности человека и сама деятельность.
В контексте теории журналистики метод фокус-групп используется для изучения деятельности средств массовой информации и их продукции, к которой относятся печатные, теле и радиоматериалы, Интернет-тексты и иная публикаторская продукция.
Существует общепринятая процедура фокус –группы. Она включает в себя восемь основных этапов, придерживаясь которых, вы наиболее полно используете потенциальные возможности данного метода.
Первый этап: целепостановочный, на котором проводится постановка цели исследования. Здесь уместно ответить на три главных вопроса: зачем проводится данное исследование; какая информация необходима для получения и для кого предназначена данная информация.
Второй этап: организационный, в результате которого осуществляется подбор участников групп. Число участников колеблется от 6 до 12 человек и предпочтительно, чтобы это были не знакомые друг с другом люди. Здесь действует правило – чем больше выборка, тем более достоверными и надежными могут быть результаты дискуссии. Чтобы пригласить человека для участия в фокус-группе можно использовать различные способы. К ним относятся методы экспресс-интервью, позволяющие выявить степень годности кандидатуры для участия в дискуссии; методы телефонного опроса, а также метод «снежного кома», когда поиск кандидатов осуществляется через знакомых своих знакомых.
Третий этап – сценарно-плановый, включает в себя составление сценария работы и списка вопросов, которые будут обсуждаться. Оптимальное количество вопросов – не более 10. Это разные по форме вопросы - открытые и закрытые. Начинать целесообразно с открытых вопросов, а затем в конце дискуссии переходить к закрытым вопросам.
Четвертый этап – методический, включающий работу с дополнительными методиками, которые предполагается использовать в данном интервью. Чаще всего в фокус-группе используются проективные методики, которые позволяют стимулировать участников дискуссии, путем ряда ассоциаций, рисунков, психологических тестовых изображений.
Пятый этап – модерирующий, связанный с работой руководителя фокус-группы. Руководитель должен быть активным и грамотным менеджером процесса дискуссии, позволять высказываться и уметь слушать, а главное – создавать доброжелательную психологическую обстановку, что способствует активности участников процесса.
Шестой этап – организационно-процессуальный, в рамках которого определяются место и время проведения данного исследования.
Седьмой этап связан с анализом и обработкой полученных результатов.
Восьмой этап – результативный, способствующий выбору формы представления результатов и окончательному их оформлению. В основном, результаты фокус-группы представляются в виде качественных оценок с примерами высказываний, так как это позволяет достаточно наглядно представить разброс высказываний и выявить особенности отношения к предмету дискуссии.
Работа в форме дискуссии продолжительна. В среднем, она может протекать в течение 2-3 часов. Но ее продолжительность зависит от целей, стоящих перед организаторами данного вида исследования.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.