logo
ОТЖ-1курс-умк-сетевой

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР

НАЗВАНИЕ СМИ

ЗА ПЕРИОД С «______» ПО «_______» 20 г.

Выполнил(а) студент(ка) гр. _________

ФИО (в Именительном падеже).

Дата _________________ Подпись _______________

КАЗАНЬ

ГОД ИСПОЛНЕНИЯ

Приложение № 3

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ

МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП

Фокус-группа – это социологический метод качественного анализа, в результате которого проводится групповое полустандартизированное интервью. Основная форма – групповая дискуссия. Оно проводится для того, чтобы получить субъективную информацию о восприятии участниками дискуссии различных предметов и явлений действительности. Чаще всего – это продукты деятельности человека и сама деятельность.

В контексте теории журналистики метод фокус-групп используется для изучения деятельности средств массовой информации и их продукции, к которой относятся печатные, теле и радиоматериалы, Интернет-тексты и иная публикаторская продукция.

Существует общепринятая процедура фокус –группы. Она включает в себя восемь основных этапов, придерживаясь которых, вы наиболее полно используете потенциальные возможности данного метода.

Первый этап: целепостановочный, на котором проводится постановка цели исследования. Здесь уместно ответить на три главных вопроса: зачем проводится данное исследование; какая информация необходима для получения и для кого предназначена данная информация.

Второй этап: организационный, в результате которого осуществляется подбор участников групп. Число участников колеблется от 6 до 12 человек и предпочтительно, чтобы это были не знакомые друг с другом люди. Здесь действует правило – чем больше выборка, тем более достоверными и надежными могут быть результаты дискуссии. Чтобы пригласить человека для участия в фокус-группе можно использовать различные способы. К ним относятся методы экспресс-интервью, позволяющие выявить степень годности кандидатуры для участия в дискуссии; методы телефонного опроса, а также метод «снежного кома», когда поиск кандидатов осуществляется через знакомых своих знакомых.

Третий этап – сценарно-плановый, включает в себя составление сценария работы и списка вопросов, которые будут обсуждаться. Оптимальное количество вопросов – не более 10. Это разные по форме вопросы - открытые и закрытые. Начинать целесообразно с открытых вопросов, а затем в конце дискуссии переходить к закрытым вопросам.

Четвертый этап – методический, включающий работу с дополнительными методиками, которые предполагается использовать в данном интервью. Чаще всего в фокус-группе используются проективные методики, которые позволяют стимулировать участников дискуссии, путем ряда ассоциаций, рисунков, психологических тестовых изображений.

Пятый этап – модерирующий, связанный с работой руководителя фокус-группы. Руководитель должен быть активным и грамотным менеджером процесса дискуссии, позволять высказываться и уметь слушать, а главное – создавать доброжелательную психологическую обстановку, что способствует активности участников процесса.

Шестой этап – организационно-процессуальный, в рамках которого определяются место и время проведения данного исследования.

Седьмой этап связан с анализом и обработкой полученных результатов.

Восьмой этап – результативный, способствующий выбору формы представления результатов и окончательному их оформлению. В основном, результаты фокус-группы представляются в виде качественных оценок с примерами высказываний, так как это позволяет достаточно наглядно представить разброс высказываний и выявить особенности отношения к предмету дискуссии.

Работа в форме дискуссии продолжительна. В среднем, она может протекать в течение 2-3 часов. Но ее продолжительность зависит от целей, стоящих перед организаторами данного вида исследования.