Формирование современной российской медиасистемы
Периоды | По Б.Макнейру | По Я.Засурскому | По Е.Яковлеву | По И.Засурскому |
Первый | Фаза – 1986-1990 гг. – завершается принятием Закона СССР о СМИ | Период – с 1985 по 1990 гг. – период гласности в соответствии с курсом на демократизацию советского общества | 1985-1990 гг. – период партийного управления прессой, но в связи с новыми установками в обществе (политика М.Горбачева) | До 1990 года – время гласности и перестройки, когда независимой прессы не было в принципе, но популярными были идеология «четвертой власти» и миф о независимой прессе. Это – предыстория. |
Второй | 1990 до августа 1991 г. – «золотой век российской прессы» | 1990 до 1993-95 гг. пресса играла роль самостоятельного института | Самостоятельность прессы проявлялась на рубеже 1990-1995 гг. | С 1990 по 1992 гг. Период «первой приватизации» СМИ. Пресса по сути закрепила то положение, которое делало ее единственной опорой власти |
Третий | После событий августа 1991 года и по настоящее время издания ищут пути выживания и борются за свое место под солнцем каждый по-своему | С 1995 года – период «коммерческой прессы и концентрации» | С 1995 года – период «управления прессы капиталом» | С 1992 по 1996 год – период формирования новой российской системы СМИ. Политическое противостояние и первые экономические трудности СМИ (1992-93); временная политическая стабилизация (1994-95); активизация политизированного капитала и формирование пропагандистской системы |
Четвертый |
|
|
| С 1996 до середины 1998 года – СМИ становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политической и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы |
Пятый |
|
|
| С августа 1998 года – начало нового этапа, эпохи нового курса. Это – послекризисный период. |
3. Глокализация как тенденция развития информационных систем
Глокализация на современном этапе занимает важное место в развитии информационных систем. Впервые этот термин появился как необходимость обозначения двоякого процесса локализации и глобализации. Этот процесс связывают с именем английского социолога Роланда Робертсона, который подчеркивал, что глобальные и локальные тенденции можно рассматривать как взаимодополняемые и взаимопроникающие процессы, выделяя при этом возможность столкновения между ними, если возникнут специальные обстоятельства. Таким образом, локальное становится одним из аспектов глобального. В этом контексте у Юргена Хабермаса упоминается понятие «новая обозримость», а у Зигмунта Баумана – «конец однозначности». Современные исследователи упоминают о столкновении локальностей – «clash of localities», в основе которого лежит столкновение локальных культур. Это приводит к замене центрального понятия культурной глобализации понятием «глокализация».
С социологической точки зрения глокализация – это своего рода явление, определяемое социологией глобализации. Рассматривая «глобальную культуру» как процесс диалектический, можно расшифровать противоречивые элементы глобального и локального в их единстве – это и есть новое явление глокализации. Широко распространен термин «глокальная культура» и теория «глокальных культур», в основе которой лежит совокупность конкретных мелких проявлений на местах, символов собственной жизни и культуры, находящихся под влиянием глобальных внешних форм воздействия.
Теория «глокальной культуры» получила развитие в работах А. Аппадураи, который теоретически обосновал относительную автономию, самостоятельность и внутреннюю логику новой глокальной культурной экономики. Особо выделяются в данной теории А. Аппадураи ethnoscapes или «ландшафты личностей», определяющие характер неспокойного, меняющегося мира - это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей, воздействующие на политику внутри наций и между ними в силу физико-географической неуспокоенности.
Также А. Аппадаруи описывает technoscapes - не признающее государственных границ движение технологий – развитых и устаревших, механических и информационных; financescapes - движение громадных денежных сумм через валютные рынки, национальные биржи и спекулятивные сделки с огромной скоростью, минуя национальные преграды; mediascapes - распределение возможностей производства и передачи информации в форме электронных картинок; ideoscapes - образование цепи образов (картинок), часто в связи с государственными или оппозиционными идеологиями и идеями, коренящимися в эпохе Просвещения. Как показывает Аппадураи, эти потоки и ландшафты электронных образов ставят под вопрос и традиционное различение между центром и периферией. Они являются строительными блоками «воображаемых миров», которым люди и группы людей повсюду придают разное значение, обмениваются ими и живут в них. Экономисты определяют глокализацию на основе идеи локализации. Концепция глокализации в этом случае опирается на взаимосвязанный процесс глобализации и локализации. Одним из ее выразителей стал президент Гамбургского института экономических исследований Т. Штраубхаар: Он определял глокализацию как мир, в котором естественные контуры государственных границ определяются через локальные экономические пространства. Еще одно экономическое исследование процессов глокализации принадлежит перу японского экономиста Кеничи Омаэ. Он дает характеристику становления и развития особых экономических зон, объединяющих регионы, юридически принадлежащих к разным государствам, но имеющих тесные связи между собой, что и позволяет говорить о глубокой интеграции этих пространств. В основе их объединения лежат не географический и политический принципы, а система производственных отношений, определяющая силу и прочность связей, возникающих между различными элементами данных зон. Всем широко известны уже сформированные подобные пространства в Юго-Восточной Азии и нарождающиеся их формы, с тенденцией к доминированию в Европе26. Таким образом, глокализация – это важный аспект глобализации, повсеместно распространённая способность основных тенденций в сфере производства и потребления универсальных товаров перевоплотиться в региональные формы, подстроиться к специфике локального рынка. Глокализация может быть определена и как стратегия создания новых производств в региональных экономических зонах с учетом тактики подстраивания под потребности и вкусы потребителей, что является компромиссом при формировании планетарного рынка производства и потребления универсальных товаров.
В контексте теории глокализации становится привычным выражение, что на смену «Европе национальных государств» приходит «Европа регионов». Благодаря процессу общеевропейской интеграции – формированию и развитию Европейского Союза и всех экономических и политических атрибутов этого образования – «Европа регионов» становится реальностью: макро- и микро региональный уровни формируют единую, но многообразную регионально-континентальную сеть, где прямые контакты между регионами, открытые благодаря общей европейской валюте, изменяют значение государства в привычном его понимании.
Таким образом, можно выделить несколько характерных признаков глокализации в контексте современного информационного общества:
Социально-экономические: создание регионально-континентальных зон экономического сотрудничества, определяющих новые формы взаимодействия между регионами, минуя централизованные системы географических государств; финансовая децентрализация; сетевая геоэкономическая конкуренция. Основные принципы организации таких зон – регионализация экономических отношений, прямые контакты между регионами; открытость контактов и связей в едином валютном пространстве. Европейский Союз и СНГ в части экономического сотрудничества становятся яркими примерами такого рода хозяйствования.
Общественно-политические: изменение роли и значения национального государства как политического образования; регионализация парламентской деятельности (наличие парламентов у региональных государственных структур – Шотландия и Уэльс и пр.); широкое распространение транснациональных движений, выходящих из под лидерского влияния государств; трансрегиональные политические проекты, изменяющие географию и политическую карту мира; трансформация политики из межгосударственной во внутриглобальную.
Информационно-технологические: формирование нового информационного пространства с выделением в нем регионального информационного поля; устойчивый интерес к региональной информации; высокая степень самостоятельности региональной информации и значимости для экономического и политического развития региона; высокая степень интеграции региональной информации в глобальное информационное пространство; информационная децентрализация.
Социально-культурные: формирование нового потребителя региональной продукции; политика «образования без границ» и «образования через всю жизнь»; расцвет национальных культур с одновременными процессами глубокой культурной интеграции; создание межкультурных коммуникационных связей; «провинциализация» культурного централизма (централизм становится глубоко провинциальным явлением); прямой геокультурный обмен между регионами.
Социально-психологические: новый человек с новой психологической установкой, который может возникать как виртуальный проект; уникальность и индивидуализация личности; личностные потребности как основа социального сотрудничества; виртуальные проекты «человек как бренд»; социальное партнерство; удовольствие от жизни.
Задачи для самостоятельного решения
Проанализируйте процесс развития какого-либо (на выбор) средства массовой информации региона по критериям, самостоятельно выделенным по результатам изучения темы. Постройте модель развития данного СМИ и обозначьте перспективы его дальнейшей модернизации. Обсудите данные модели на семинаре.
Темы докладов на семинарском занятии:
1.Глобализация и ее влияние на деятельность средств массовой информации.
2. Проблемы формирования новых средств массовой информации в условиях глокализации.
3. Глокализация: границы влияния в журналистике.
4. Предмет инноваций в журналистике.
5. Инновационные технологии в развитии средств массовой информации России.
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Раздел 1. Формы, приемы и методы работы при изучении курса. Методические советы студенту
- 1.1. Как готовить себя к работе по изучению курса
- 1.2. Как готовиться к лабораторному практикуму?
- Раздел 2.
- 2.3.Тенденции развития массовой информации в условиях информационного общества
- Модуль 3. Журналистика и политика
- 3.6. Исторические типы журналистики
- Модуль 4. Системный подход к организации деятельности журналистики
- 4.1. Журналистика как система средств массовой информации
- 4.2. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 4.3. Взаимодействие средств массовой информации
- Модуль 5. Деятельность журналиста и ее результат
- 5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания
- 5.2. Эффективность и действенность журналистики
- Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики» (для подготовки к экзамену)
- Рабочий план курса
- Раздел 3.
- Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности
- Основные понятия теории журналистики
- Особенности введения в теорию журналистики
- Этапы шествия греческого алфавита
- Книги в любом роде,
- Духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,
- Всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,
- Книготорговца из Гагенау11.
- Предпосылки возникновения журналистики
- Темы для эссе
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Каковы исторические условия возникновения журналистики?
- Рекомендуемая литература
- Структура семиотической ситуации
- Исторические типы коммуникационных систем (по ю. Буданцеву)
- Диалектика общественного и индивидуального сознания
- Типы и виды информации в журналистском тексте
- Алгоритм работы
- Характеристики информации в журналистском тексте
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Информационный процесс в журналистике Лабораторный практикум: Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- К– ип – рр – сд – ом
- Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Реализация основных функций в практической деятельности сми
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
- Алгоритм лабораторной работы
- Модель-описание деятельности ______________________________________
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция; Виртуальное практическое занятие: Методы исследования политической культуры журналиста
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Социальная позиция журналиста Лекция; Лабораторный практикум: Реализация социальной позиции журналиста в пространстве публичных коммуникаций
- Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы сми Лекция; Семинар: Социально-творческие, экономические и юридические факторы свободы сми
- Факторы свободы журналистской деятельности
- Рекомендуемая литература
- Формирование современной российской медиасистемы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тема 11: Системный характер журналистики: средства массовой информации как система
- Элементы целостности системы сми
- Восприятие новостей в системе сми: специфика печати, радио, телевидения, Интернет
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России Лабораторный практикум: Типологическая карточка периодического издания
- Разновидности типологических единиц системы сми
- Функции различных видов духовного производства и сми
- Типологическая лаборатория региональной периодики
- Алгоритм лабораторной работы
- Типологическая карточка периодического издания (газеты, журнала и т.Д.) наименование_____________________________
- Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ
- Алгоритм лабораторной работы
- Рекомендуемая литература
- Журнал и газета в структуре системы сми: разработка информационной политики издания Информационный проект
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 14: Результативность журналистской практики Лабораторный практикум: Творческие факторы эффективности журналистских выступлений
- Свойства журналистского произведения как факторы эффективности
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста
- Изучение профессиональных качеств личности журналиста
- Алгоритм лабораторной работы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Курсовая работа
- Темы курсовых работ
- Иллюзия самодостаточности журналистики в контексте взаимодействия аудитории и сми.
- Приложения
- Методика проведения реферативного исследования
- 1.Обзорное (литературное) исследование:
- 2.Методическое исследование:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Приложение № 4
- Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
- Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
- Базис информационного проекта
- Маркетинг информационного проекта
- Организация работы над информационным проектом
- Образец № 4.1.