logo search
госы / сми разное / ageeva

1. Понятие массовой информации.

Факторы, обусловившие появление массовой информации: общественно-политические, идеологические и духовные. Социальная информация и ее роль в жизни человека и общества. Журналистская информация.

Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Области творческой деятельности, создающей информационные потоки.

Информационные ресурсы и их виды. Информационные потребности личности и возможности их реализации в современном мире.

Информация как правовая категория.

Социальная информация. Ни один человек не может приобрес­ти необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой не­посредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно попол­няемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отноше­ния и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общест­венный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, воз­никающие между представителями тех или иных социальных сло­ев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе челове­ческой деятельности, отражает факты с точки зрения их обществен­ной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода. Мир вступил в стадию развития, которая называется информаци­онным обществом. У этого понятия нет общепризнанного опреде­ления. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и са­мый ценный ресурс социального прогресса, в то время как гос­подствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, техничес­кие, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, инфор­мационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым ин­формационным ресурсам и активно используют их в своих интере­сах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богат­ства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире, а владение знаниями и средствами их приобретения. Соответствен­но мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов». Од­ним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями.

Своеобразным эскизом такой целостной политической концеп­ции национального масштаба можно считать доктрину информа­ционной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные нацио­нальные интересы в сфере информации. К ним относятся:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и граж­данина в области передачи, производства и распространения ин­формации, обеспечение духовного обновления России, сохране­ние и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патрио­тизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

- информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности дос­товерной информации о политике России, ее позиции по соци­ально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к от­крытым государственным информационным ресурсам;

- развитие современных информационных технологий, отече­ственной индустрии информации, в том числе средств информа­тизации, коммуникации и связи;

- защита информационных ресурсов от несанкционированно­го доступа, обеспечение безопасности информационных и теле­коммуникационных систем на территории России.

Таким образом, сфера социальной информации предстает пе­ред современным человеком как целый мир явлений и отноше­ний, развивающийся по сложным нелинейным законам и изоби­лующий специфическими ценностями, противоречиями, загадка­ми. Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того ги­гантского массива сведений, которые ежесекундно возникают во­круг них. Так, в среднем аудитория успевает познакомиться с чет­вертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания5. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может сущест­вовать в этом мире.

Потребность в информации определяется социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потреб­ности формируются информационные интересы — стремление получить именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач. Чаще всего потребитель осознает, в чем он нуждается для достижения той или иной цели, и свой поиск ведет с ориентацией на определенные результаты. Но интерес существует и в том случае, когда сам потребитель не мо­жет его точно выразить, — он проявляется объективно в поведе­нии людей.

Более всего конкретны и понятны самому человеку мотивы обращения к тому или иному каналу информации. Мотивы под­разделяются на истинные и ложные, первостепенные по значимо­сти и второстепенные и т.п. Среди них — авторитетность источни­ка сообщений, престижность обладания ими, привлекательность формы их подачи, их полезность и др.

Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность кри­териев оценки. Назовем некоторые из них.

Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинте­ресует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность: она понимается как точность и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевремен­ность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценно­сти и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преж­девременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непре­менно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов — великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания.

Удовлетворяя перечисленным критериям, социальная инфор­мация одновременно подчиняется главному требованию: она эф­фективна тогда, когда отражает тенденции общественного про­гресса и способствует ему. В более узком, прагматическом измере­нии ценность сведений, которые необходимы конкретному потребителю, имеет денежное выражение. Согласно российскому законодательству, информационные ресурсы являются собствен­ностью — государства, организаций, частных лиц и т.д., и, зна­чит, собственник может устанавливать плату за их использование. Это, кстати сказать, довольно обычная ситуация при сборе ре­портерских фактов. Так, немецкий еженедельник «Бунте», по со­общениям печати, заплатил 250 тыс. марок за эксклюзивную съемку свадебных торжеств знаменитого автогонщика М. Шумахера.

Значение социальной информации обусловлено прежде всего потребностью общества в саморегулировании. Социальный мир представляет собой сложнейшую систему, внутри которой каж­дый элемент взаимодействует с множеством других элементов. Вза­имодействие предполагает налаженную связь, оперативное инфор­мирование о намерениях и действиях составляющих частей систе­мы. Как утверждал специалист по управлению большими системами Н. Винер, «сообщество простирается лишь до того предела, до ко­торого простирается действительная передача информации».

Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, поли­тическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и раз­вития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку.

Несомненно, что журналистская информация является соци­альной. Более того, она по своей значимости и распространеннос­ти, может быть, «самая социальная». Не случайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортив­ные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией темати­ческой пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости Материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в дру-гих измерениях.

Коренная особенность журналистской информации заклю­чается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность пред­стает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обо­дрения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций.

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и крите­риев полезности, и общественной значимости материалов. Но прц этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеоло­гическое и управленческое начала. В науке принято говорить о ду.ховно-практической природе журналистского творчества — имен­но так, одним сложным словом обозначается единство двух на­званных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.

В духовном отношении она характеризуется идейной насыщен­ностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудито­рия усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, полити­ческие или иные ценности. Этим пресса отличается от таких ин­ститутов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от перво­го лица несет в себе явную или косвенную оценку. Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно ска­зать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выраже­нии социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценоч-ность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.

С одной стороны, любое исходящее от человека сооб­щение о социальных явлениях принципиально не может существо­вать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов со­всем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и чест­ность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в уме нии соединить два этих начала.

Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто акту­альны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативнос­тью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, — вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории — и в этом его отличие, например, от устного общения, более ха­рактерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250—300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные тре­бования профессионально-творческого порядка. Хороший журна­лист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.

В социально-управленческом отношении журналистскую инфор­мацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного раз­вития -- достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность.

Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внима­ния специалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оператив­ности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вче­ра», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телеви­дению.

Журналистике присуща особая краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции.

Одновременно журналистика отличается аналитичностью под­хода к событиям. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности со­временной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лави­ны разнообразных фактов.

Многоплановые характеристики прессовой информации совме­щаются благодаря профессиональному мастерству работников редакиий. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Но­ваторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... — писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. — Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально вы­полненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы лич­ности автора — его интеллекта, одаренности, психического со­стояния, даже пола и возраста.

С другой стороны, значительная доля журналистской продук­ции производится в результате коллективных усилий, а то и мето­дом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Российской прессе традиционно ближе иная форма отноше­ний журналиста с действительностью — здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка собы­тий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Про­изведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник...

Итак, журналистская информация соединяет в себе докумен­тную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социадьных интересов и свидетельства личного восприятия автором аблюдаемых событий.

Журналистика и массовые информационные потоки

Журналистское произведение, являясь итогом индивидуального творчества, не существует само по себе, но всегда включено в некую четко выраженную структуру — номер газеты или журнала, программу телевидения или радиовещания. Помимо журналистских они содержат в себе и другие тексты, несущие массовую информацию. Эти тексты создаются разными видами творчества, но именно журналистика собирает их воедино, формирует из них целостное, движущееся, постоянно пополняющееся образование — массовые информационные потоки.

Что же они собой представляют, массовые информационные потоки? Какую играют роль? Как возникают?

Массовая информация как часть социальной

Понятие социальная информация употребляется сегодня часто, и не только в науке. Наиболее распространены два его значения. Согласно одному социальная информация — вся совокупность знаковых сообщений, придуманных человеком. Она непрерывно множится, о6разуя информационный массив, уходящий в глубь веков и связывающий между собой не только современников, но и сменяющие друг друга поколения.

Второе, более узкое, значение понятия «социальная информация» подразумевает такие информационные продукты общества, которые связаны с ним не только самим фактом своего существования, но и содержанием: предмет сообщения здесь — тот или иной аспект социальной действительности, тот или иной ее момент.

Нам сейчас важнее первое значение, и, говоря о социальной информации, мы будем иметь в виду самые разные произведения — от научных монографий до бытовых писем. Здесь и техническая документация, и музыкальные пьесы, и дипломатические ноты, и публицистические статьи, и кодексы законов... Их место и роль не одинаковы в жизни общества, как не одинаковы их функции и языки, в которых они воплощены. И если люди способны понимать друг друга, несмотря на принадлежность к разным этносам, несмотря на разный жизненный опыт, социальные позиции, трудовые специализации и т. п., — так это потому, что в социальной информации есть пласт, выполняющий роль духовного моста между представителями разных социальных общностей, — пласт массовой информации.

В отличие от разных видов специализированной социальной информации массовая информация общезначима (несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех) и общедоступна (фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных языках, которыми владеют массы, — от простейшего языка светофора до сложного языка искусств). Именно такая информация помогает формировать массовое сознание (в отличие от сознания специализированного — результата дифференциации человечества в процессе развития).

То обстоятельство, что массовая информация — исходный материал для формирования массового сознания, делает ее в высшей степени существенным элементом общественной жизни. Не случайно в течение всей своей истории человечество тратит громадные усилия на создание продуктов, которые нельзя ни есть, ни пить; которыми не воспользуешься как молотом, пушкой или лекалом, как проектом здания или машины, как математической формулой, позволяющей рассчитать траекторию полета космического корабля. Невидимый гриф, под которым они существуют в фондах культуры, мог бы звучать так: «средства интеграции человечества». Именно этому в конечном счете служит массовая информация, хотя объединяет в себе тексты подчас противоположной ценностной направленности, предоставляя тем самым возможность выбора, духовных исканий, что так важно для формирования массового сознания.

Производство информации: до Гутенберга и после — что общего?

Производство и распространение массовой информации существенно различается в разные периоды человечества: например, до и после Гутенберга, до компьютера и сейчас. Однако за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.

1. Производство массовой информации всегда осуществляется на двух уровнях:

а) создателем ее может стать практически каждый — в силу творческой природы человека, его способности к отражению действительности в общепринятых знаках, наконец, потому, что он естественно ориентирован на коммуникацию и общение;

б) массовая информация создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, выделившимися в процессе развития человечества для удовлетворения определенных информационных потребностей.

Так в обществе образуются как бы два слоя массовой информации: один — спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами, другой — производимый специалистами и распространяемый по открытым, доступным каждому каналам.

2. Массовая информация, как и всякая социальная информация, накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества. Естественно, что в обиходе живущих поколений — в основном верхние, «свежие» пласты. Однако общество во все времена предусматривает и поступление в каналы коммуникации информационных продуктов из «пластов глубокого залегания», актуализируя тем самым вечные истины, а иногда и нераспознанные заблуждения.

3. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой — к его интеграции.

Возникают новые информационные потребности в обществе — возникают и новые информационные продукты для их удовлетворения. Поскольку массив их растет, а природа и адрес принципиально едины, выявляется целесообразность (в том числе и экономическая) концентрировать эти разные произведения в одних и тех же каналах распространения. Создается основа для возникновения новых, синтетических видов информационного производства. Так возник театр, потом кино, потом ТВ...

Три формы существования массовой информации

Массовая информация на всех исторических этапах существует в трех формах. Во-первых, в форме пассивной, когда она представлена как тексты, «законсервированные» в информационных хранилищах до востребования (фонды библиотек, фонотек, видеотек, фильмотек, музеев и т.п.). Во-вторых, в форме спонтанно возникающих текстов, автор которых часто неизвестен (слухи, анекдоты, сплетни, байки и т.п. фольклор), — они циркулируют по каналам в основном устных коммуникаций. В-третьих, в форме массовых информационных потоков — динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Здесь представлены главным образом тексты современные, подготовленные профессионалами; по мере необходимости вовлекаются и тексты из глубинных пластов массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно (содержание наших газет, радиопередач, телевизионных программ сегодня — яркий тому пример). Массовые информационные потоки — форма актуального существования массовой информации, когда она непосредственно предлагается людям, активно включаясь в разрешение первостепенных потребностей человечества как целостной системы.

Собирая воедино: от духовных исканий до поп-культуры

В соответствии с этими потребностями сложилась следующая структура массовых информационных потоков:

1) тексты, которые стимулируют духовные искания членов общества, ведущие к формированию массового сознания;

2) тексты, оповещающие об изменениях действительности на очевидном (события) или неочевидном (проблемы) уровне;

3) тексты, знакомящие с мнениями о происходящем;

4) тексты, извещающие о решениях институтов власти;

5) тексты, помогающие в решении проблем деловой и личной жизни (справочные, рекламные, эпистолярные материалы);

6) тексты, знакомящие со специфическими групповыми знаниями, нормами, ценностями;

7) тексты развлекательного характера.

Эти тексты появляются в различных областях. Искусство и художественная литература. Пропаганда во всех ее разновидностях (научная популяризация, проповедничество, политическая пропаганда и т.д.). Публицистика — творческая деятельность, принципиально не замкнутая в профессиональные рамки, способ для каждого выразить свое мнение, осуществить свою гражданскую миссию. Административно-управленческая деятельность, справочно-информационная, эпистолярная. Игротехника — творчество, направленное на создание разного рода игр. И, конечно, журналистика.

Однако роль журналистики здесь особая. Производя специфические тексты, она вместе с тем оказывается организатором массовых информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации (и те, что возникают спонтанно, и те, что создаются профессионалами), журналист формирует из них новый, «сборный» продукт — развивающуюся, многомерную, движущуюся информационную картину современности. Всматриваясь в эту картину, общество получает возможность познавать и оценивать собственные деяния. Эта информационная картина мира помогает формированию массового сознания, общественного мнения и общественного настроения, во многом предопределяя поведение людей и деятельность социальных институтов.

Подготовка столь значимого и столь сложного продукта требует от журналистов не только индивидуальных, но и коллективных творческих усилий, которые предстают как система профессиональных обязанностей.

Профессиональные обязанности журналиста

Что же входит в обязательный круг дел каждого журналиста?

Участие в планировании

Система редакционных планов — то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно сформировать информационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки на машиностроительном предприятии. Суть планирования — предвидение, прогнозирование, учет конъюнктуры информационного рынка.

Организаторская работа

Это и отлаживание контактов с представителями разных сфер деятельности, институтов власти, бизнеса и общественных организаций — со всеми, кто может поставлять новости, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и т.д., и т.п. Это и «работа с авторами» — создание актива из лиц, склонных к участию в СМИ и обладающих определенным творческим потенциалом. Это и проведение массовых акций (от сбора средств для семей тех, кто погиб в Чечне, до конкурсов красоты). Это также поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т.д.).

Участие в подготовке и выпуске информации

Прежде всего на совести журналиста — литературная полноценность текстов, предназначаемых для опубликования; кто бы ни был их создателем, журналист выступает как литературный редактор. Далее: подавая заявки на публикации, участвуя в обсуждении макетов номера или выпуска на специальных совещаниях-планерках, журналист вносит свою лепту в формирование содержания и облика конкретного номера или выпуска. Наконец, через систему дежурств он оказывается подключен и к самому процессу выхода информации в свет.

Анализ собственной деятельности

Устойчивая форма такой работы — редакционные «летучки» с выступлениями дежурных обозревателей и обсуждением их оценок, замечаний, предложений.

Индивидуальное литературное творчество журналиста

Это наиболее важная составляющая журналистского труда.

Возникнув как хроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня развивается таким образом, что произведение журналиста становится все более полифункциональным.

Скажем, будучи гражданином мира, гражданином страны, журналист может в любом из своих произведений выступить и как публицист, рассматривающий то или иное явление в контексте собственного гражданского и профессионального опыта. Поэтому публицистика явилась исторически первым родом творчества, который «вобрала» в себя, становясь профессиональной, журналистика. (В результате такого синтеза возникла, между прочим, политическая журналистика.)

Однако процесс интеграции на этом не прекратился. Сейчас мы можем наблюдать развитие таких отраслей массового информационного производства, как научно-популярная журналистика, бизнес-журналистика, справочно-информационная и развлекательная журналистика. Но при всем при том литературное творчество журналиста сохраняет свои исконные, родовые черты, делающие журналистику журналистикой.