logo
госы / сми разное / ageeva

7. Профессия – журналист

Журналистика как профессия. Журналистская профессия среди других творческих профессий. Журналистская профессия в обществе.

Особенности и характер профессии. Общественная и личностная доминанта журналиста. Политическая культура журналиста. Социальный и должностной статус журналиста. Документы, определяющие права и обязанности журналиста.

Профессионально-квалификационные требования к журналисту. Социально-демографическая структура. Психологическая структура личности. Особенности умственных процессов. Гражданские и нравственные качества. Профессиональная структура личности. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе и журналистская специализация.

Социальный статус журналиста. По данным английской газеты «The Sunday Times», с точки зрения вероятности возникно­вения стрессовых ситуаций журналисты уступают лишь шахтерам и полицейским, опережая такие рискованные профессии, как води­тель такси, пожарный, военнослужащий и др. Велика и прямая угро­за жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках» и в условиях нестабильности социальных систем. Междуна­родная организация «Репортеры без границ» собирает и публикует сведения о погибших и пропавших без вести коллегах.

Трагическая «охота» на репортеров объясняется исключитель­но высокой значимостью добываемых ими сведений. Следовательно, труд журналиста заслуживает та­кого же социального признания и такой же охраны со стороны общества, как и выполнение других особо значимых и небезопас­ных профессиональных обязанностей. Правда, в неко­торых странах предприняты организационные шаги для обеспече­ния нормальных условий деятельности журналистов. Так, в Тур­ции, где участились факты насилия над репортерами, в структуре органов безопасности создано подразделение по защите предста­вителей СМИ во время массовых мероприятий.

Мы убеждаемся в том, что профессия журналиста отличается рядом специфических черт, ее отношения с обществом и миром весьма сложны и временами конфликтны. Это обстоятельство должно точно фиксироваться как при определении социально-профессиональ­ного статуса журналиста, так и в самосознании каждого работни­ка этой сферы, закрепляться в характере его подготовки к выпол­нению профессиональных функций и долга.

Прежде чем вести речь о социальных гарантиях сотрудникам прессы, надо добиться общественного согласия по вопросу о том, кого относить к данной категории лиц, — определить их соци­альный статус. Это необходимо сделать и внутри страны, и в меж­дународных отношениях. Мы рассмотрим два из множества суще­ствующих определений.

В Законе РФ «О средствах массовой информации» под журна­листом понимается лицо, занимающееся редактированием, созда­нием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для ре­дакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Здесь внимание концентрируется на функциональных атрибутах профес­сии, а также на правовой стороне дела. В мировом сообществе по­лучило признание определение, предложенное руководителем од­ной из комиссий ЮНЕСКО, лауреатом Нобелевской премии и Международной Ленинской премии Ш. Макбрайдом. Оно в целом совпадает с российским, но в нем подробнее перечисляются виды деятельности (издатель, репортер, фотограф, кинооператор, тех­ник) и подчеркивается, что журналист должен иметь документ, подтверждающий его профессиональную принадлежность. Соглас­но российскому законодательству, журналист тоже обязан по пер­вому требованию предъявлять удостоверение. Однако обратим вни­мание на то, что в Законе «О средствах массовой информации» не говорится, каким образом удостоверяется факт работы по уполно­мочию редакции. Значит, допускаются различные формы подтвер­ждения связей со СМИ.

Оба определения достаточно ясно очерчивают круг лиц, отно­симых к журналистам. Их сходство, конечно же, не случайно, оно объясняется согласием в понимании социального статуса журна­листов, к которому закономерно подвело развитие этой профес­сии. Из документов следует, что на этот статус не вправе претен­довать люди, которые собирают и распространяют информацию по собственному почину и не могут подтвердить деловых связей с какой-либо редакцией или агентством. Не относятся к журналис­там и сотрудники различного рода информационных служб, не связанных с выпуском периодических изданий или программ: рек­ламных агентств, центров по связям с общественностью, книж­ных издательств или фирм — распространителей печати.

В бытовом, житейском понимании мы можем говорить обо всех работниках, имеющих дело с массовой информацией, как об от­носительно однородном профессиональном сообществе. Однако это допущение действует лишь до тех пределов, пока не затрагиваются законодательно определенные полномочия сотрудников СМИ. Рос­сийское законодательство нагружает журналиста многочисленны­ми социальными обязанностями. Одновременно ему предоставля­ются специальные права в доступе к информации, которых лише­ны представители иных профессий, государство гарантирует защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Эти положения имеют отнюдь не формальное значение — ими приходится руководствоваться в конкретных обстоятельствах на практике.

Итак, труд журналиста обладает незаурядной ценностью для общества, оно стремится создать благоприятные условия для дея­тельности прессы и, в свою очередь, предъявляет к людям этой профессии строгие требования. Для работников редакций ожида­ния, которые сложились в обществе по отношению к ним, явля­ются социальным заказом на «оптимального» профессионала и ори­ентиром в собственной подготовке и практике.

«Заказ» общества на специалиста выражается в профессиональ­но-квалификационных требованиях к нему. Следует иметь в виду, что речь идет не о какой-то второстепенной составляющей массо­во-информационного производства (в сравнении, например, с технической базой), а о его главном детерминанте. Характерно, что, оценивая уроки кризиса популярности прессы, главный ре­дактор одного из специализированных журналистских изданий в США, Алан Коруба, утверждал: «Нужны журналисты более высо­ко оплачиваемые, более подготовленные и более сознательные». Подчеркнем также, что имеются в виду не те критерии, которыми руководствуется при найме штата конкретный главный редактор, а социально типичные характеристики журналиста. Эти модели могут и не совпадать друг с другом.

Для удобства классификации нормативные требования к со­труднику СМИ (качества) обычно делятся на несколько групп. Так поступим и мы.

Идейно-нравственные качества. Они не случайно называются в первую очередь. Журналистика, по объективному своему положе­нию, есть дело сначала общественное, а потом уже производствен­ное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и по­томков, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым про­фессионалом.

Как и всякий гражданин, журналист имеет право занимать любую позицию в мировоззренческом или политическом споре. Однако это не должно выливаться в подмену фактов окрашенны­ми суждениями, аргументов — политическими декларациями. В противном случае нарушается право аудитории на объективную информацию, а оно занимает приоритетное положение по отно­шению к личным интересам газетчика или радиокомментатора.

Высокие требования аудитория предъявляет к принципиальнос­ти журналиста.

Принципиальность стоит дорого — и в том смысле, что она пред­ставляет собой как бы ценнейший капитал журналиста, который не стоит разменивать на сиюминутные выгоды, и в том отношении, что верность своим гражданским и нравственным ориентирам тре­бует от корреспондента мужества и готовности к неприятным по­следствиям.

Деловые качества. В идеале следовало бы говорить о специфи­ческих способностях и даже таланте. Эти качества высоко развиты у признанных мастеров, которые, конечно же, оказывают силь­ное творческое влияние на своих коллег. Общество не вправе требовать от каждого редакционного сотрудника выдающихся спо­собностей, но оно рассчитывает, что каждый обладает хотя бы неким минимумом квалификации. Собственно, университетское образование как раз и направлено на формирование такого специ­алиста, и диплом выпускника отражает его готовность к участию в редакционном производстве. В квалификации мы выделим две под­группы качеств, которые назовем «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) и «умения».

В интеллектуальном отношении квалифицированный специа­лист владеет научными основами своего дела, свободно ориенти­руется в профессиональных проблемах, понятиях и терминах, а также в источниках пополнения знаний. В этом плане он не отли­чается от других представителей умственного труда. Однако осо­бенности интеллектуальной деятельности в журналистике связаны с тем, что здесь приходится многократно переключаться с одного предмета освещения на другой и при этом демонстрировать доста­точно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предпола­гает особого рода компетентность. По сравнению с профессио­нальным экспертом в конкретной области знания или практики -будь то балетмейстер или сталевар — репортер всегда останется дилетантом. Но уровень его осведомленности о теме публикации должен быть как минимум не ниже, чем у «среднего» читателя. Невежество не просто постыдно, но и невыгодно, поскольку способно подорвать веру аудитории в аргументацию корреспон­дента.

Грамотный журналист относится к числу «просвещенных ди­летантов», то есть людей, уважающих чужое знание предмета и умеющих им воспользоваться. Но одновременно он владеет компе­тентностью в той особой сфере, которая нередко является закры­той для специалиста, а именно — в вопросе о социальной значи­мости событий отраслевого характера.

Таким образом, с одной стороны, журналист должен обладать широкой, универсальной эрудицией в различных сферах обществен­ной практики, не превращаясь в этакого узкого спеца; с другой стороны, ему требуется развить в себе особенную гибкость ума, восприимчивость к новому, иной раз совершенно неожиданному знанию. Исследователи полагают, что в структуре журналистского сознания центральное место занимает своеобразный тип воображения, «настроенный» на быстрое освоение свежей информаци ее ассоциативное увязывание с уже известными данными, интер претацию в свете актуальных для общества проблем.

В ряду интеллектуальных качеств выделим также цепкую па­мять. Репортеру подчас приходится воспроизводить события, об­разы, слова собеседника, которые не удалось оперативно зафик-; сировать на бумаге или пленке, например, случайные беседы q попутчиками. Но многие факты он хранит и в долговременной памяти, из которой по мере необходимости извлекает картины минувшего, высказывания, сравнения. Наконец, для успешной работы требуется держать в голове огромное количество знакомств которые, кстати сказать, полезно время от времени возобновлять,' напоминая о себе звонком, поздравительной открыткой или дру­жеской услугой.

Профессиональные умения складываются из владения широ­ким набором методов, приемов, технических средств труда.

Психологические качества. Конечно, нельзя «заказать» сотруд­нику редакции те или иные черты характера или темперамента. В журналистике находят свое место меланхолические мечтатели и вспыльчивые натуры, волевые лидеры и аккуратные исполнители. Тем не менее, можно выделить такие свойства личности, которые либо помогают выполнять профессиональные задачи, либо за­трудняют их выполнение. Социологи, изучающие динамику лич­ностных черт журналиста в течение тридцати лет, отмечают, что такие коренные качества, как оперативность, мобильность, ком­муникабельность, адаптивность, любознательность, находчивость, не подвержены влиянию времени, перемен в политике и общест­венной нравственности12.

Поскольку практически всякий журналист имеет дело с чело­веческими судьбами, нормой следует считать не прагматический интерес к ним, а живую заинтересованность в конкретном чел' веке, не формальную вежливость, а искреннее сопереживание.

В современной психологии осмысление личности журналиста выходит за пределы его врожденных качеств. Так, исследователь психологической культуры журналиста В. И. Кузин, развивая идеи Э. Фромма, различает у сотрудников СМИ два вида характеров — личностный (о котором мы главным образом говорили выше) и социальный, формирующийся условиями жизни и деятельности13. За последние годы под влиянием социальной среды в российской журналистике увеличивается число работников с «рыночным» ха­рактером. Его носители ощущают себя продавцами и товаром, ис­поведуя принцип «Я такой, какой я вам нужен». Принципиально иначе ориентирован продуктивный тип социального характера. В его основе лежат независимость, честность, способность к творческо­му мышлению. Он соответствует сущности профессии журналис­та, тогда как рыночный характер, по мнению исследователя, яв­ляется лишь вынужденным средством приспособления к неопре­деленному состоянию российского общества.

Добавим, что поскольку речь идет об одной из сторон квали­фикации, то уместно говорить и о саморазвитии профессионала, о Целенаправленном формировании им у себя необходимых для ра­боты качеств.

Специальное внимание надо сосредоточить на развитии качеств, которые проявляются в отношении к делу. Отметим также инициативу и ответствен­ность. Как бы тщательно ни продумывались редакционные планы жизнь рождает непредсказуемые сюжеты. Но открываются они толь­ко тем, кто привык ощущать себя, а не главного редактора реша­ющей инстанцией в выборе материала для публикации. Именно такие энтузиасты и первопроходцы привносят на газетные полосу и в эфир новации, которые затем делают славу всей редакции.

Физические качества. Состояние здоровья — это не только част­ное дело корреспондента, но и вопрос его готовности полноцен­но функционировать, а значит -- критерий профессиональной пригодности. Конечно, среди крупных публицистов встречаются люди с ослабленным здоровьем, но они трудятся вопреки своим недугам, тратя на это дополнительные силы.

Давно известно, что наибольшая нагрузка у журналистов ло­жится на зрение, опорно-двигательный аппарат, нервную систе­му и, конечно, сердечную мышцу. С учетом этих наблюдений вен­герские медики предложили ряд мер по укреплению здоровья жур­налистского корпуса:

« при приеме на работу обязательно проверять физическую пригодность;

» создавать условия для регулярных занятий спортом, популя­ризировать активные формы отдыха;

» запретить курение в редакциях, учитывая, что журналисты курят гораздо больше, чем население в целом;

» популяризировать рациональное питание и бороться с по­треблением алкоголя;

» организовывать постоянное врачебное дежурство для конт­роля за здоровьем журналистов, проводить их медицинские обсле­дования;

» осуществлять специальную программу для лечения гиперто­нической болезни и заболеваний опорно-двигательной системы.

Впрочем, как в мире, так и внутри России нет универсальных требований ко всем журналистам. Каждая компания придержива­ется собственных представлений о желательной квалификации сотрудников и соответствующих стандартах профессионального поведения. Редакция молодежного журнала распространила объяв­ление: требуется репортер, знающий компьютер и английский язык, умеющий донести до аудитории информацию, а также лю­бящий танцевальную музыку, тусовки и вечеринки. Хвалить глав­ного редактора за такие предпочтения не приходится, но нельзя и запретить ему подбирать кадры по своему усмотрению.

По мере разделения прессы на качественную и популярную, а тем более при наличии бессчетных «промежуточных» вариантов унифицированный портрет профессионала все больше становится абстракцией. На практике такая диверсификация представлений оборачивается производственными и личными драмами. Журна­лист «старой» закалки рассказывал в профессиональной прессе, как его пригласили делать газету «для настоящих мужчин».

С критериями оценки качества труда тесно связаны представ­ления о карьере в журналистике. В словарях карьера описывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности. Естественно, что на такое разви­тие своей биографии рассчитывает каждый человек, вступающий на журналистское поприще. Однако что считать успешным про­движением? Восхождение по служебной лестнице — от хроникера до главного редактора? Или достижение известности и популяр­ности у широкой публики? Или рост зарплаты, гонораров и дру­гих доходов? Однозначный ответ дать невозможно. Журналистика одновременно является и творческой деятельностью, и областью массового общения, и отраслью производства, где действуют ад­министративно-служебные отношения, и сферой товарно-денеж­ного, экономического обмена. Соответственно она дает возмож­ность для реализации способностей различного рода, а значит, и карьера может развиваться в нескольких направлениях.

Актами признания заслуг служат разнообразные премии и при­зы, присуждаемые журналистам в конкурсном порядке. У нас вру­чение престижных премий общенационального Союза журналис­тов приурочено ко Дню российской прессы (13 января). Предста­вители телевидения получают награды на фестивале «ТЭФИ». Региональные союзы журналистов проводят собственные конкур­сы. Кроме того, существует множество конкурсов, которые прохо­дят под эгидой ведомств, творческих союзов, общественных орга­низаций, заинтересованных в освещении их деятельности в СМИ.

Отдельную группу составляют владельцы СМИ. Среди них не­мало людей, которые никогда не были связаны с прессой профес­сионально и не стремятся к этому. Их надо относить к членам пред­принимательской, а не журналистской корпорации. В более слож­ном варианте собственник одновременно является и редактором, а то и автором своей программы или издания.

В корпоративных интересах важно, что не прерывается тради­ция общения через профессиональные журналы. К ним относятся, например, общенациональные издания «Журналист» и «Профес­сия — журналист», российско-европейский аналитический еже­месячник «Cpeda», региональные журналы и альманахи «Невский наблюдатель» и «Невский, 70» (С.-Петербург), «Акценты» (Воро­неж), журнал уральских журналистов «Факс» и др.

Должностной статус журналиста. Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, то есть умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Дополним те характеристики, кото­рые упоминались в связи с профессионально-квалификационными требованиями, предъявляемыми к журналисту. В иерархическом спис­ке особенностей работы в СМИ на первых местах стоят оператив­ность и интенсивность умственной деятельности.

Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие канику­лы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, слу­жебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое твор­ческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный ха­рактер, а само производство имеет признаки непрерывного кон­вейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции опреде­ленного ассортимента и качества. Образно содержание интеллек­туальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».

Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интен­сивности журналистского труда. В российских СМИ в течение по­следних лет наблюдается резкое сокращение редакционных штатов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряются электронные технологии и соответственно меняются критерии оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каж дого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конкуренция за место работы, образовался необычайно мобильный ры­нок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных ре­дакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене се­годня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.

С производственной точки зрения, журналистский труд и в са­мом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административ­ных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступа­ет в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения про­ходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактиру­ют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, офор­мляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом явля­ется целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.

Штатный состав СМИ делится на две основные группы со­трудников: журналистов (то есть людей, непосредственно произ­водящих информационную продукцию) и обеспечивающий персо­нал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каж­дая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — Управленческим и исполнительским.

Среди журналистов на управленческом уровне мы, как прави-ло, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, замести-Теля главного редактора, ответственного секретаря (организатора Текущего производственного процесса, своего рода начальника щтаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К испол-аительскому уровню относятся должности корреспондента, стар-^его корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две Должности предполагают главным образом углубленный аналити­ческий подход к освещаемым темам. Кроме функционального раз­деления внутри редакций обычно вводится тематическая специа-Изация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет-редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д.

Некоторые российские редакции, избирающие для себя запад, ные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров или легменов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу ко­торых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную техно­логию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований — к примеру, авторы су­дебных очерков, для которых черновую работу с документами вы­полняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, источни­ков информации (такое встречается нередко) нет оснований по­мещать в этот ряд.

Новации при распределении полномочий в современных ре­дакциях, заимствования из зарубежной практики могут в корне перекраивать привычное штатное расписание. О них вполне досто­верно рассказывает героиня одного из романов популярного писа­теля Б. Акунина (речевые обороты договоримся считать делом вку­са автора): «У нас журнал нового типа. Бьем конкурентов профес­сионализмом. В других редакциях журналист все делает сам... А наш шеф-редактор взял на вооружение принцип Генри Форда — каж­дый занимает на конвейере свое место. Скаут — это специалист по сбору и проверке информации. Райтер — мастер концепции и сти­ля. Есть хедлайнер — он отвечает только за заголовки. Есть "бол­ван" — то есть натуральный болван... ему платят зарплату, чтобы он весь номер прочитывал и показывал, если где не врубается. Эти места переписывает адаптер, есть у нас и такая ставка».

Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Финансово-хозяйственный ме­неджмент представлен главным бухгалтером, директором издатель­ства, заведующим рекламным бюро и т.п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, опера­торы набора текста, агенты по рекламе и т.п.

На вершине кадрово-должностной пирамиды находится глав­ный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. В действую­щем законодательстве этот высший руководитель фигурирует как главный редактор, и границы его компетенции определены очень широко. Под главным редактором понимается лицо, возглавляю­щее редакцию (независимо от наименования должности) и при­нимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

В связи с разделением должностных обязанностей наше внима­ние опять привлекает специфика труда журналистов и близких им по профилю деятельности специалистов — сотрудников служб по связям с общественностью и рекламных агентств. Внутри редак­ций существуют подразделения такого рода, они тесно взаимо­действуют с корреспондентами, и поэтому бывает полезно точно определить круг полномочий работников и служб. На интуитивном уровне решить эту задачу вряд ли удастся. Добиться четкого разгра­ничения функций можно только в том случае, если у руководства редакции сложилось ясное представление о содержании каждого вида информационной деятельности.

В зависимости от типа СМИ штат пополняется должнос­тями, которых нет в классической газете. Так, в журнале основ­ным исполнителем становится не корреспондент, а редактор, по­является должность консультанта и т.д. На телевидении в творчес­кий ансамбль входят режиссер, звукооператор, музыкальный редактор, гример. Крупные издания вводят ставки специального кор­респондента (сокращенно — спецкора), выполняющего особенно ответственные задания главного редактора, и собственного коррес­пондента (собкора) — представителя редакции в отдельном реги­оне страны или мира. Заметим, что в практике собкора отчетливее всего проявляются общие черты журналистской квалификации. Работая в отрыве от основного аппарата редакции, он вынужден быть универсалом с точки зрения многообразия функций, тема­тики и жанров выступлений, на нем лежит особо ответственная миссия в одиночку принимать решения и проводить политику своего издания, он работает по ненормированному графику и т.п.

Нетрудно заметить, что наиболее ценный вклад в общее дело корреспондент вносит тогда, когда добывает и готовит к публика­ции свои материалы. Поэтому в интересах производства его следо. вало бы сколько возможно разгрузить от рутинной «службы». Кста­ти сказать, по неписаным традициям отечественной прессы от­ветственные материалы редко создаются в редакционной суете — чаще дома. Значит, администрация должна беспокоиться о том чтобы сотрудники имели достаточно комфортные условия для про­должения рабочего дня в домашней обстановке. В то же время прин­ципиально неверен взгляд на корреспондента как на творца-ин­дивидуалиста, абстрагировавшегося от коллективного трудового процесса. Эти два начала — индивидуально-творческое и редакци-онно-коллективное — сочетаются в противоречивых и даже при­хотливых комбинациях.

Ветеран прессы в последнем замечании затронул и в самом деле важнейшую сторону организации труда. Обязанности сотруд­ников, правила поведения и внутренний трудовой распорядок из­лагаются в редакционных регламентных документах. Они многооб­разны по форме и нормативной силе. Центральное место среди них занимают устав редакции и договор с учредителем и издателем, пре­дусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации». Именно в этих документах представлены статус СМИ, порядок фор­мирования штатов и выдвижения главного редактора, распределе­ние финансовых обязательств и т.д. Функциональные требования к сотрудникам излагаются в должностных инструкциях, а с конкрет­ным работником заключается контракт или временный трудовой договор. Регулирование производства во времени осуществляется посредством графиков (сдачи материалов в секретариат, прохожде­ния номера газеты через типографию, дежурств по номеру, рассыл­ки и др.). Директивы по оперативным вопросам содержатся в прика­зах администрации или решениях редколлегии.

Отдельного описания заслуживают плановые документы. Толь­ко очень наивный или ненаблюдательный человек может считать, что в редакции царствует хаотичный беспорядок, у которого есть лишь один регулятор — стихийно происходящие события. На са­мом деле планирование пронизывает всю производственную жизнь коллектива, придавая ей ритмичность и предсказуемость.

Для отдельного корреспондента ориентиром служит его соб­ственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ созда­йся по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, ответственному секретарю или в редакто-Рат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя коррек­тировку и утверждение у руководства, этот документ возвращает­ся к журналисту уже в виде директивы.

Принцип встречного движения проявляется не только в этом механизме утверждения плана, но и в том, что стороны учитыва­ют интересы друг друга. Корреспондент, подавая заявку, конечно же, представляет себе, что именно ждет от него редакция, чем в первую очередь он будет ей полезен. Но и редактор не стремится в корне переиначить предложения сотрудника, если в целом они укла­дываются в стратегию издания или программы. Более того, журна­лист включает в свою заявку такие пункты, которые выходят за рам­ки его нормативных обязанностей, — освещение неожиданной те­матики, превышение стандартного объема работы, проведение собственными силами организационных мероприятий и т.п. Поощ­рение подобных инициатив является одним из лучших способов управ­ления коллективом, стимулирования в нем творческого поиска и создания здоровой обстановки взаимного уважения. Именно благо­даря такой «факультативной» активности отдельных сотрудников на газетных полосах и в эфире появляются свежие рубрики и не­стандартные авторские передачи. Жаль, что в последние годы не­которые редакции отказываются от индивидуального планирова­ния, — на культуре труда это сказывается не лучшим образом.

По объему работы индивидуальный план на месяц соответ­ствует тем нормативам, которые приняты в данной редакции. Ска­жем, в ежедневном общероссийском издании он может включать в себя три—четыре собственных выступления корреспондента по 200—400 строк плюс десяток кратких информационных сообще­ний плюс один—два материала внештатных авторов. И такая нор­ма окажется весьма напряженной, требующей постоянных поис­ковых и творческих усилий. Однако в городской или районной га­зете, где штат невелик, а потребность в материалах огромна, корреспонденту придется каждую неделю готовить тысячи строк. Глубина разработки тем при этом, конечно, пострадает, но ин­тенсивность труда, напротив, возрастет.

В стройной системе планирования нуждается деятельность ре­дакции в целом. Каждое предприятие СМИ выбирает особенную, подходящую для него методику проектирования своего производ­ственного будущего. Поэтому те виды документов, которые мы назовем, не обязательно встретятся в каждом трудовом коллекти­ве. Однако требование именно системного, комплексного подхода к планированию сохраняется в любом случае как условие успеха и в организации труда, и в конкурентной борьбе на рынке.

На глубокую перспективу рассчитан план развития, или стра­тегический план. Как правило, он охватывает период времени про' тяженностью в несколько лет. Редакция предусматривает главные области своей деятельности, развитие материально-технической базы (например, строительство или модернизацию типографии), те или иные формы взаимоотношений с учредителями и издателя-ми, переход на новую технологию изготовления продукции, реор-ганизацию кадровой структуры и т.п. Естественно, что тематика отдельных публикаций в этом случае не рассматривается, равно как и другие относительно частные вопросы.

Долгосрочное планирование представлено документами, срок действия которых составляет год, полгода, во многих редакциях — квартал. Их принято называть направленческими планами (в отли­чие от тематических), поскольку темы конкретных выступлений опять-таки отражаются в них крайне редко. Исключениями служат разве что программные публикации — например, такие, как статья видного общественного деятеля, открывающая собой длительную дискуссию по принципиальным для издания вопросам. В основном же такие планы показывают ведущие тематические направления дан­ного СМИ, как традиционные для него, так и более или менее необычные, вызванные к жизни особыми событиями — выборами президента страны, проведением на обслуживаемой территории чемпионата мира по хоккею, юбилеем города или региона и т.п.

Долговременное планирование содержит конкретные матери­алы иного рода — так называемые модели СМИ19. Они делятся на две категории. Графическая модель представляет собой комплекс стандартных элементов художнического и полиграфического оформ­ления издания. По строго установленным правилам могут выпол­няться как отдельные фрагменты верстки (формы подачи фотоил­люстраций, шрифтовое оформление заголовков, форматирование авторской подписи под статьей и т.п.), так и макеты целых полос. На таких макетах-стандартах заранее предусмотрены варианты рас­положения публикаций, используемые для их набора шрифты, линейки и т.д. Макеты-стандарты превращают подготовку номера в высокотехнологичный процесс, заметно экономят время и силы секретариата и в силу этого играют незаменимую, хотя и вспомо­гательную роль при планировании.

Непосредственное отношение к планированию имеют компо­зиционно-содержательные модели. Основным инструментом при их конструировании выступают постоянные рубрики. Коллектив Редакции на долгий срок устанавливает дни появления рубрик и номера полос, на которых они располагаются, и ответственных за

Во многих редакциях составляются и среднесрочные планы, рас­считанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрез­ки времени охватывает оперативное планирование, например не­дельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется, по возможности, точная конструкция бли­жайших номеров. В планах указываются темы, объекты, объемы в строках, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению от­дельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью об­ладает план номера — того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день.

Время — ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распоря­диться им дают специальные приемы, проверенные многими по­колениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:

» параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного мате­риала: кроме, например, заготовок для проблемного очерка в блок­ноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице и т.п.);

* поручение части заданий помощникам (в этом качестве вы­ступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие по­пробовать себя на поприще журналистики, — выбор у корреспон­дента всегда есть);

» использование максимального количества источников инфор-мации (вместо того, чтобы подолгу разыскивать и ожидать един-Генного человека, способного дать сведения);

и» аккредитация при пресс-центрах организаций и предприя-Тий (согласно российскому законодательству, организации как бы прописывают» у себя представителей некоторых СМИ, обеспечивая их своей деловой документацией, заблаговременно пригла­шая на свои мероприятия, предоставляя помещения, технику ц условия труда, — это и есть аккредитация);

» изучение других СМИ (регулярно знакомясь с выпусками новостей по телевидению и радио, воспитав в себе привычку про­сматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — акту­альные темы, адреса, способы разработки сюжетов, на самостоя­тельный поиск которых уходит больше времени, чем на сочине­ние текста);

• использование оргтехники (этим словом обозначаются устройства, предназначенные для механизации и автоматизации работы с информацией: компьютеры, факс-аппараты, видеомаг­нитофоны для автоматической записи теленовостей в отсутствие хозяина дома и др.);

• применение научных методик работы с информацией (веде­ние картотек, статистическая обработка больших массивов дан­ных, владение системой библиографического поиска и т.п.);

» самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел, заплани­рованных на день, на неделю и т.п.; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы);

• самонаблюдение (специалисты давно пришли к выводу о том, что иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконт­роля; в нем регистрируются все потраченные часы и минуты, и тогда выясняется, что, например, продолжительные вечерние бе­седы по телефону являются главной причиной потсоянной нехватки времени)20.

В системе регулирования коллективной и индивидуальной дея­тельности существенную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпыва­ющего толкования в законодательстве. В кодексах предлагаются решения типичных щекотливых вопросов, встречающихся в прак­тике репортера: например, как вести себя по отношению к несо­вершеннолетним героям разоблачительных публикаций, или к не­надежным источникам информации, или к небескорыстным спон­сорам. Иногда кодексы принимают характер «мягких» этических рекомендаций, призванных нравственно сориентировать журна­листов. Но они могут приобретать и форму официальных правил трудового распорядка, введенных в действие админи­стративным решением.

Многие СМИ используют такие кодексы для демонстрации своей респектабельности перед лицом аудитории и коллег. Неред­ко идейное содержание этических установлений как бы концент­рируется в одной формуле, которая становится девизом редакции.

Добавим, что редакция представляет собой легитимную произ­водственную единицу, и на нее в полной мере распространяются нормы права, в частности законодательство о трудовых коллективах. Все внутренние документы должны быть согласованы с действую­щими законами, а права сотрудников защищаются профсоюзами.