logo
госы / сми разное / ageeva

Методы сбора первичной информации

На этапе разработки замысла будущего произведения жур­налисту необходимо определиться с объектом изучения. В дан­ном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуа­ция, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную дея­тельность по сбору и анализу фактических данных. Для успеш­ной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первич­ной информации, так как именно от качества собранного мате­риала зависит содержательная насыщенность будущего произ­ведения. Поэтому в журналистской практике используется це­лый арсенал методов сбора первичной информации.

К традиционным журналистским методам, как правило, от­носят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориенти­рованы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной дей­ствительности. С развитием журналистики данные методы до­полнялись и обогащались конкретными методиками из социо­логии и психологии, представляющими «совокупность техни­ческих приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь»[1]. Все мето­ды можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблю­дение, эксперимент, интервью и др.), а вторые — при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и эксперт­ные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления дей­ствительности. В силу того, что каждый метод таит в себе раз­личные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных опера­ций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации ис­следования. Это — наиболее общее, притом собирательное по­нятие, относимое к системе приемов сбора и обработки инфор­мации.[2]

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. За­мысел будущего произведения, как отмечалось в гл.1, можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действи­тельности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной инфор­мации наиболее предпочтителен, какая техника более эффек­тивна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитичес­кую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требу­ется умело использовать общенаучные методы анализа и ин­терпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование мето­дов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазути­на выделяет следующие:

стадиальность творческого процесса;

комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

характер источников информации (более широко — структура информационной среды);

законы познания, законы восприятия и переработки ин­формации;

законы общения.

Традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью

Среди традиционных методов прежде всего выделяют ме­тод наблюдения. В его основе, пишет Г. В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним»[4]. Журналистское наблюдение всегда имеет целена­правленный и четко заданный характер. «Именно преднаме­ренность восприятия и осознанность задач позволяет смотреть — и видеть»[5]. В социологии под наблюдением подразумева­ют прямую регистрацию событий очевидцем. Подобного рода «регистрация событий» предполагает не только непосредствен­ное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения проис­ходящих на его глазах событий.

Метод наблюдения активно используется в журналистской практике. И обусловлено это рядом причин. Во-первых, журна­лист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем со­здается атмосфера сопричастности тому, что происходит на гла­зах репортера (особенно это свойственно телевидению и радио). Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, харак­терные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью. В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов, выделяя среди них главные и второстепенные, изучая причинно-следственные связи, установившиеся между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Но, включаясь в наблюдение, журналисту стоит помнить и о возможных объективных и субъективных сложностях. Гово­ря об объективных трудностях, необходимо отметить, что жур­налист чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповто­римыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиг­рать». Проблема, следовательно, состоит в необратимости тех или иных явлений социальной жизни. Говоря о субъективных трудностях, нужно обратить внимание на то, что журналист сталкивается с человеческими эмоциями, с порой сложными и даже конфликтными межличностными отношениями. В данном случае на качество первичной информации могут повлиять и субъективные оценки людей, их ценностные ориентации, усто­явшиеся представления и стереотипы, интересы и т. д. Люди могут изменить тактику своего поведения, если узнают, что за ними наблюдают.

На практике метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям: а) степени формализованности (структурализованное и неструктурализованное), б) месту проведения (полевое и лабораторное), в) регулярности проведения (систематическое и несистематическое), наконец, г) позиции наблюдателя в исследо­вании (включенное и невключенное). В структурализованном на­блюдении журналист фиксирует события по четко заданному пла­ну или, точнее, процедуре, а в неструктурализованном — ведет наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации. Полевое наблюдение предполагает ра­боту журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях. Системати­ческое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несисте­матическое — спонтанность в выборе наблюдаемого явления. Позиция наблюдателя в невключенном наблюдении заключается в следующем: журналист, как правило, находится за пределами на­блюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками собы­тия. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стара­ясь не вмешиваться в ход происходящего. Данный вид наблюде­ния чаще всего используется для описания социальной атмосферы, например, вокруг выборов, различных общественных акций, со­циально-экономических реформ и т. д. Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или «внедряясь» в некую социальную группу для того, чтобы изнутри распознать объект. «Смена профессии» возможна в тех случаях, когда жур­налист уверен в том, что своими непрофессиональными или не­квалифицированными действиями он не нанесет людям ни физи­ческого, ни морального ущерба. Например, сотрудникам СМИ про­тивопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т. п. Подобного рода за­преты предусмотрены как соответствующими нормами журнали­стской этики, так и определенными статьями уголовного кодекса. Вот какими мыслями по этому поводу делится журналист Н. Ни­китин: «Правила игры при включенном наблюдении становятся чересчур важными, чтобы позволить себе не знать их или не по­мнить. От прежних времен... одно правило: журналист не может выдавать себя за профессионала, деятельность которого тесно свя­зана с жизнью, физическим и нравственным здоровьем, матери­альным благополучием людей. Главное правило: забудь о том, что ты журналист. Здесь по-настоящему и прежде всего перед самим собой стань тем, за кого ты себя выдаешь». И далее Н. Никитин предлагает начинающим журналистам конкретные практические советы: «Старайся освоить новую профессию как можно быстрее и выполнять свои обязанности как можно лучше. Не задавай мно­го вопросов: все, что нужно, умей увидеть, а не услышать. Не торопись: часто то, что с риском пытаешься узнать сегодня, без труда становится известным завтра. Не пытайся знать больше по­ложенного: твоя осведомленность в любом случае имеет предел, перешагнуть через который нельзя, не меняя свое положение в организации. Не стремись быть особенно "интересным": старай­ся сводить дружеские разговоры на текущие проблемы, планы, случаи из жизни и т.п. своих собеседников, а не собственные. Но основной принцип — будь тем, за кого себя выдаешь»[7].

Метод эксперимента в журналистике зачастую отожде­ствляют с методом включенного наблюдения. Тому есть свои причины. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журна­лист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаи­мосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. Наконец, в-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения со­циальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных признаков эксперимент имеет и свои особенные чер­ты и характеристики. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя»[9].

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журна­лист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом экспери­менте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включенном на­блюдении корреспондент является скорее регистратором со­бытий, то, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и при­нимая какие-то решения. «Воздействие на наблюдаемые объек­ты в ходе его не только является допустимым, но как раз и предполагается, — утверждает В.П. Таловов. — Прибегающие к экспериментированию корреспонденты не ждут, когда люди, те или иные должностные лица, целые службы раскроют себя спонтанно, т.е. произвольным, естественным образом. Это раскрытие преднамеренно вызывается, целенаправленно "орга­низуется" ими самими... Эксперимент — это наблюдение, со­провождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые про­цессы и явления, в определенных условиях — искусственный вызов, сознательное "провоцирование" этих последних»[10].

Таким образом, эксперимент связан с созданием искусст­венного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех ин­тересующих его лиц.

При планировании и проведении эксперимента журналис­там надо учитывать следующие моменты. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предваритель­ную информацию о вероятных участниках, проработать имею­щиеся документы и другие источники, а также наметить пред­мет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объек­те исследования. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подгото­вить и себя, и других участников операции.

Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед кор­респондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реак­ции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

Термин «интервью» происходит от англ., interview, т.е. бесе­да. При всей, казалось бы, привычности данного метода, необхо­димо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него. По содержанию интервью делятся на так называемые докумен­тальные интервью — изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.[15]

Есть различия в технике проведения беседы. Есть форма­лизованное интервью, под которым понимают стандартизиро­ванное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логичес­ки вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью вопросы рас­полагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются те­мой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых про­блем и т.д. С.А. Белановский о назначении этих двух видов интервью пишет: «Стандартизированное интервью предназна­чено для получения однотипной информации от каждого рес­пондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При исполь­зовании нестандартизированного интервью не делается попыт­ки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистичес­кой единицей»[16].

Интервью различают и по степени интенсивности: корот­кие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориен­тированы на изучение процессов восприятия и по своей про­должительности могут быть ограничены только задачами и це­лями исследования. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященных предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования, наконец, разворачивает­ся работа с фокус-группой по установленной программе.

Журналистам нужно знать основные требования, предъяв­ляемые к интервьюеру. «То, что интервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему, по край­ней мере, два специфических требования. Интервьюер дол­жен обладать умением "сходиться с людьми", располагающи­ми информацией... — это первое требование. Второе требова­ние — тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с пред­метом изучения интервьюер вызывает у респондента симпа­тию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продук­тивным»[17].

Знание психологических особенностей общения так же важно, как и уровень компетентности и подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько журналисту удалось разгово­рить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, во­влечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество полу­чаемой им информации. С.А. Белановский справедливо заме­чает, что процесс практического обучения интервьюированию, — это, по существу, процесс фиксации и осознания ошибок. К ним он относит «ошибки, нарушающие психологический кли­мат интервьюера и респондента, в результате которого респон­дент "замыкается в себе"; ошибки, влекущие за собой искаже­ние сообщаемой респондентом информации, в результате ко­торого респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т. д.; ошибки, влекущие за собой представление нерелевант­ных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений.

Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования»[18]. Конечно, готовых рецептов на каждый кон­кретный случай нет, но самоанализ и анализ опыта коллег по­зволят начинающему журналисту лучше разбираться в людях и приобрести определенные навыки и умения в налаживании межличностных контактов.

Готовясь к интервью, журналист, как правило, решает не только различного рода организационные вопросы (дого­варивается о времени и месте встречи, определяет, какие тех­нические средства записи будут использованы и т. д.), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специаль­ной литературой, составляет приблизительный вопросник, на­конец, мысленно «обкатывает» сценарий будущей беседы. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативно­сти встречи.

На подготовительном этапе немаловажное значение име­ет и выбор респондента. В социологии, например, выработаны определенные принципы отбора: «1. Простой случайный от­бор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений пред­ставителей разных социальных групп, отражающий разброс в генеральной совокупности. Более точную выборку дает фор­мирование равных по численности квот. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны парамет­ры отбора, которые с высокой степенью вероятности обеспе­чивают соблюдение значимых для исследования характерис­тик. 2. Метод "снежного кома". Метод представляет собой мо­дификацию социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, подходящих по тем или иным признакам для включения в выборку. 3. Двухступенча­тая выборка. Суть его в том, что из первоначально сформиро­ванной обширной выборки респондентов по определенным кри­териям отбирается подвыборка, которая и является основным объектом исследования»[19].

Данные методы могут быть использованы в журналист­ской практике в модифицированном виде. Простой случайный отбор лучше применять тогда, когда журналист хочет выяснить мнение различных слоев населения по интересующим его воп­росам. Метод формирования равных квот эффективен тогда, когда необходимо сопоставить мнение специалистов по како­му-то вопросу. Метод «снежного кома» наиболее действен при экспертном опросе, когда список экспертов пополняется с по­дачи уже опрошенных лиц. Двухступенчатая выборка может использоваться при формировании фокус-групп. К достоинствам фокус-групп относится то, что благодаря особой организации групповой беседы, когда ее участники могут не только свобод­но высказывать мнения по поводу предложенной им темы, но и определенным образом воздействовать друг на друга, журна­лист получает ценную информацию обо всех поведенческих и эмоциональных реакциях респондентов. С помощью фокуси­рованного интервью журналист может выявить особенности восприятия людьми той или иной информации, образ их мыс­лей, социальные установки и интересы.

Нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод

Среди методов сбора первичной информации в журналис­тике можно выделить метод публицистического прогнозирова­ния, который способствует «созданию целостного представле­ния о времени, где присутствует прошлое, настоящее и буду­щее»[20]. Журналист, обращаясь к данному методу, прежде всего стремится предвидеть динамику развития тех или иных собы­тий. При этом «социальное прогнозирование не сводится к по­пыткам предугадать детали будущего. Прогнозист исходит из принципов диалектического детерминизма явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через случайнос­ти, что к социальным явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов»[21]. Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание воз­можного и желательного. Но в любом прогнозе присутствует опережающая информация о том или ином социальном явлении.

К основным типам прогнозов относят: 1. Поисковые (их называют также изыскательскими, гене­тическими, исследовательскими, трендовыми, эксплоративными). В данном случае прогнозируется развитие явлений путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем. Такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? что вероятнее всего про­изойдет при сохранении существующих тенденций? 2. Нормативные. Имеется в виду прогнозирование того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеа­лов, целей. Наряду с основными типами социального прогнозиро­вания теоретики выделяют следующие подтипы: проектные, орга­низационные, программные, плановые и др.

К научному инструментарию социального прогнозирова­ния можно отнести метод очного и заочного опроса экспертов, прогностическое моделирование, простую и сложную экстра­поляцию. Особенно часто журналисты используют в своей прак­тике экспертный опрос, потому что с помощью экспертов мож­но выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Приведем пример.

В целях упорядочения опроса экспертов журналисты особое внимание уделяют следующим моментам: подбору экспертов, оп­тимизации их работы, наконец, системе обработки результатов опроса. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Как правило, это опытные и квалифицированные специалисты, способные оценить и спрогнозировать те или иные события. Ос­новным требованием к отбору экспертов является то, что они, помимо вышеназванных качеств, не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии ре­шений. Только в этом случае можно гарантировать объектив­ность их оценок. Для оптимизации работы экспертов журналис­ты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть при­менены такие общенаучные процедуры, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, изме­рение, предпочтение и др.

Биографический метод, используемый в журналистике, за­имствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. Впервые данный метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы. Именно тогда в США было положено начало большим исследо­ваниям о польских крестьянах в Европе и Америке, выполнен­ным чикагским социологом В.И. Томасом и его польским кол­легой Ф. Знанецки.[23]

С самого начала отношение журналистов к биографичес­кому методу было двойственным. И это понятно. Исследова­тель мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому таким сведениям можно было доверять или не доверять. Фактор субъективности проявляется во всем: и в житейском опыте человека, и в поведении, и в поступках, и в оценочных суждениях, и в мировоззренческих позициях. И тем не менее «история жизни» одного человека может представить для исследователя большую ценность, если учесть то, что благо­даря этим историям можно «реконструировать» внутреннюю динамику развития тех или иных процессов. «Обращение к биографиям как методу сбора социально значимой информа­ции является отражением определенных исторических измене­ний в социальной жизни, — пишет Е.Ю. Мещеркин. — Био­графия становится центральным социальным измерением... В центре биографического исследования — изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенности" в социум, субъективного управления и приобретенно­го опыта»[24]. При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом, т. е. стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека. В-третьих, пыта­ются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуаци­ях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его ми­ровоззренческие позиции и т, д. Вот так и реконструируется история жизни одного человека.

В потоке биографических исследований X. Буде выделяет три основных направления: 1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей. Это, например, прослеживание профессиональных био­графий, разделенных/не разделенных по гендерному призна­ку; социодемографические когортные исследования. Здесь в центре внимания — социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязывающие возрастную дифферен­циацию, социально-классовое расслоение, конъюнктурные цик­лы и кризисы, а также исторические события.

2. Исследования, нацеленные на реконструкцию социаль­ного опыта и его смысловых структур, в частности, коллектив­ного исторического сознания, субкультурных стилевых форм. 3. Исследования, изучающие генезис опыта и смысловых структур того, как происходит процесс социализации личности и интернализации (усвоения) культурных образцов.[25]

В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические сви­детельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневни­ки, семейные записи-описания и т. п.). В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель высту­пает инкогнито. В журналистском материале он может быть пред­ставлен под вымышленным именем или же может фигурировать как некий доброжелатель, предоставивший редакции соответству­ющую информацию. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению. Обращаясь к биографическому исследованию, журналист может рассказать об истории становления отдельной личности, показать определяющие моменты профессионального роста человека и т, д. Вот как описывает жизнь лауреата Нобелевской премии сэра Эндрю Хаксли журналистка Е. Кокурина, с которым она познакомилась на Всемирном конгрессе физиологов. В биогра­фии ученого ее поразил один момент: «В наше время, когда в науке работают в основном дорогие машины и большие коман­ды, Хаксли блестяще доказал, что один ученый с двумя-тремя помощниками может тем не менее добиться великих результа­тов». Далее журналистка рассказывает о семье Хаксли, в кото­рой было немало знаменитых людей, чьи имена внесены в спра­вочник «Интеллектуальная элита Британии». Потом описывает молодые годы ученого, периоды его учебы в университете, пер­вые научные открытия... В статье удачно переплелись и про­шлое, и настоящее жизни Эндрю Хаксли. Отталкиваясь от зна­менательных дат в судьбе ученого, Е. Кокурина смогла не толь­ко детально воспроизвести историю его жизни со всеми взлетами и падениями, но и дать живой облик человека.[26]

Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В довери­тельной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизо­ды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные пе­реживания и т. д. Теоретики выделяют следующие виды био­графического интервью:

Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу по­дойти к определенной теме и ее не бросить, чтобы усердие рас­сказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.

Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рас­сказать историю своей жизни в свободной форме, но в хроно­логической последовательности событий.

Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного раз­говора — задает наводящие вопросы.[27]

При проведении биографического интервью важно по­мнить, что жизнь человека, вплетенная в жизнь социума, скла­дывается как структурируемый процесс. Например, социолог Ф. Щютц выделяет следующие процессы, происходящие в жиз­ни отдельного человека:

интенциональные — это проекты, жизненные цели, наме­ренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежела­тельной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

институциональные — это посещение школы, последова­тельность образовательных шагов, семейный цикл, профессио­нальная карьера и др.[28] Во многих журналистских произве­дениях, особенно в очерках, можно использовать подобного рода процессуальные стороны жизни человека.

Анализ и интерпретация полученных данных

При обработке данных используются как общенаучные ме­тоды (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общена­учные процедуры (систематизация, классификация, группиров­ка, типологизация и т. д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

Стратегия качественного анализа предполагает обнаруже­ние неких общих закономерностей в различных явлениях дей­ствительности, а также выяснение причинно-следственных свя­зей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и груп­пируются по определенным признакам и критериям. «Группи­ровка и классификация, — пишет В. А. Ядов, — элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих действий мы "уплотняем" информацию, как бы расширяем области подобия и устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных»[29]. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Группировка позволяет разделить цело­стную совокупность объектов или данных на однородные груп­пы таким образом, чтобы различия внутри группы были суще­ственно меньше, чем между группами. При группировке важно обеспечить однородность и сопоставимость признаков, по ко­торым осуществляется деление[30].

Вот, например, как журналистка Т. Коростикова группи­рует и анализирует разнородные факты, касающиеся загрязне­ния озера Байкал. Основным признаком для их отбора и ос­мысления стало загрязнение озера сточными водами. «Подлин­ным роком Байкала стал Целлюлозно-бумажный комбинат.

Экологи утверждают: если варить целлюлозу еще лет пять, в I Байкале произойдут необратимые изменения. Промышленную и бытовую грязь несет в Байкал река Селенга. Она вбирает ее на территориях Монголии, Бурятии... Без всякой очистки идет в озеро грязь прибрежных городков и поселков. Особенно био­логов тревожат... стиральные порошки»[31]. Систематизиро­ванные таким образом факты наглядно показывают, как поги­бает Байкал. Автор использует простую группировку.

Существует и перекрестная группировка (или перекрест­ная классификация) — это связывание предварительно упоря­доченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: а) обнаружить какие-то взаимозависимости, б) опре­делить направление влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. В журналистском анализе данных пере­крестная группировка может быть направлена на поиск тен­денций или на изучение динамических процессов, происходя­щих в обществе.

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологиза­ции начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В пер­вом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой даль­нейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни та­кие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцетрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благо­даря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.

Мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существу­ют свои процедурные правила, разрабатывается и особый ра­бочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Заметим и другое: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопро­никновению методов, что повышает уровень культуры жур­налистского труда.

Структурная организация аналитических жанров (на примере статьи)

Сложность структурной организации аналитических жан­ров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, на­хождения причинно-следственных связей между ними и т. д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основ­ные вопросы, связанные с единой организацией фактов в струк­турную ткань произведения. Целостность может быть достиг­нута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее су­щественные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактоло­гических данных. После этого становится возможным опреде­ление целесообразных пропорций между различными частя­ми текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллю­стрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам: — выдвижению основного тезиса для доказательства; — построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, — выводам из системы доказательства. Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: те­зис (начало) — аргументы (основная часть) — вывод (концов­ка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение — показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т.п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются в проблемных корреспонденциях, где автор стремится рассмотреть ту или иную про­блему объемно. В тех случаях, когда журналисту необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесооб­разней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясня­ются различные причинно-следственные связи между факта­ми, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят ос­мысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации); выдвижение действительной программы разреше­ния конкретной проблемной ситуации (рабочая идея). А среди композиционных узлов выделяют следующие: — «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции); — «постановка проблемы», предусматривающая сопостав­ление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие; — столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «разви­тия события»); — «рекомендация» (своего рода «синтез) — производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практи­ческой постановки вопроса (эквивалент «кульминации»); — «образный ориентир» — обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуа­ций, возникающих в реальной общественной жизни (эквива­лент развязки)[6].

Такая структура позволяет автору придать статье дина­мичность. «Ввод» в проблему можно начать с основной харак­теристики события, с описания любопытной детали, подроб­ности или со значимого диалога. «Постановка проблемы» пред­полагает обозначение наиболее существенных характеристик рассматриваемого вопроса, так как «проблемой именуют от­носительно сложный вопрос, как правило, поддающийся раз­ложению на несколько подчиненных ему (вытекающих из него) вопросов[7]. Обозначая проблематику выступления, желатель­но подчеркнуть актуальность рассматриваемой ситуации, ее значимость и новизну. В самой постановке проблемы должна быть выражена общественная потребность в ее разрешении.

В теоретической литературе проблему обозначают как «зна­ние о незнании», т.е. «знание о тех сторонах действительнос­ти, свойства и сущность которых неизвестны, но осмысление которых подготовлено всем предшествующим движением об­щественной практики и общественного сознания, диктуется потребностями социального развития»[8]. Логической фор­мой проблемы выступает вопрос, требующий разрешения. Познавательная роль вопроса состоит в том, что он «является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к еще не сформулированному новому»[9]. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции вопросы делят на исследова­тельские и коммуникативные. В первом случае журналист пытается найти ответы на неразрешенные социальные, эконо­мические, политические и иные вопросы, а во втором — стре­мится передать те или иные сведения, которые почерпнул из различных источников. Вопрос в структуре аналитической ста­тьи играет, по мнению В.М. Горохова, «роль мотива, побуж­дающего и автора и читателя разобраться в явлении, понять его идеолого-политический смысл, его место в современной истории. В вопросе неразвернуто, скрыто содержится некото­рое относительно завершенное знание, начало нового, более содержательного утверждения и отрицания»[10]. Определив круг значимых вопросов, журналист не только задает движе­ние своей мысли, но и соответствующим образом выстраивает логику дальнейших рассуждений. С этой целью и выдвигают­ся «тезисы» и «антитезисы», требующие развернутого и аргу­ментированного доказательства.

Тезис — один из элементов доказательства, истинность ко­торого обосновывается в доказательстве. Тезис должен удов­летворять двум правилам: 1) он должен быть сформулирован ясно и точно, исключая всякую двусмысленность и неопределенность; 2) тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства[11]. Под термином «антитезис» понимают «суждение, проти­воречащее тезису доказательства и используемое в качестве исходной посылки логического вывода в доказательствах от про­тивного»[12]. В структуре статьи то или иное суждение может быть представлено в форме триады: тезис — антитезис — син­тез. Именно через столкновение противоположных точек зре­ния, суждений и положений автор корреспонденции может пред­ставить динамику развития события, высветить его различные стороны, наконец, выявить его внутренние противоречия.

Важное место в структуре статьи занимает аргументация. Именно по ней можно проследить логику авторских рассужде­ний. Под аргументацией понимают либо приведение логичес­ких доводов для обоснования какого-либо положения, т.е. ло­гический процесс; либо рассуждение, состоящее из ряда умоза­ключений, доказывающих истинность или ложность тезиса; либо совокупность логического процесса доказательства и психоло­гического процесса убеждения[13]. Таким образом, аргументы, с одной стороны, повторяют внешний ход авторских рассужде­ний, а с другой — выполняют важную психологическую функ­цию, убеждая читателей в истинности того или иного авторско­го утверждения. Для того чтобы аргументы в структуре статьи приобрели стройную систему, желательно следовать основным риторическим правилам, которые были выработаны римскими риториками еще в I в. н.э. Предложенная ими система состоит из пяти взаимосвязанных частей: 1) нахождение — поиск и отбор аргументов; 2) расположение — систематизация аргументов, размеще­ние их в тексте; 3) выражение — речевое выражение аргументов, учение об отборе слов и о риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Риторики предлагали упорядочивать аргументы по следу­ющей логической схеме: 1) вступление; 2) изложение (поста­новка проблемы); 3) доказательство; 4) опровержение; 5) резю­ме частной темы; 6) вывод[14]. В чем состоит привлекательность риторической компози­ции статьи и каковы ее возможности? Во вступлении автор спо­собен не только привлечь внимание аудитории к поднимаемой им проблеме, но и вызвать интерес к теме публикации. Излагая аргументы, журналист может раскрыть суть явления, приводя различные доводы и аргументы в пользу выдвинутого им тезиса, или, наоборот, демонстрируя противные доводы. В процессе до­казательства устанавливается истинность какого-либо утвержде­ния путем приведения тех утверждений, истинность которых уже доказана. В «доказательстве различаются тезис — утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, — те ут­верждения, с помощью которых доказывается тезис»[15]. Нако­нец, в заключение автор делает выводы, исходя из предпринято­го анализа.

В отличие от риторической композиционной схемы логи­ческая преимущественно отражает не вообще содержательное движение материала, а способ его логического изложения в рамках рассуждения. Основными компонентами доказательства являются: констатация — анализ — оценка — вывод.

Как видим, структура статьи с необходимостью отражает структуру аргументации. Выбор риторического или логическо­го подхода в построении статьи зависит от конкретных позна­вательных и коммуникативных целей, которые ставит перед собой журналист.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам (о чем говорилось выше). Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь, как было сказано выше, в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? Что? Где? Когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Если журналист берет интервью у мэра по поводу внезапного нашествия крыс на город, он может «запрограммировать» аналитический характер своего выступления, поставив вопросы таким образом:

–            Как вы думаете, что значит это событие для нашего города?

–            Во сколько миллионов рублей оно обойдется налогоплательщикам?

–            Что явилось причиной этого события? Какие факты, цифры, документы подтверждают ваше мнение по этому поводу?

–            Кто понесет за это ответственность и какую?

–            Как будет развиваться это событие дальше? Какие основания имеет ваш прогноз? Какие срочные меры предпринимают и еще будут предпринимать власти? И что должны делать простые горожане?

Подобные вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации таким образом, что выявят причинно-следственные связи обсуждаемого события, будут вынесены определенные оценки, сформулирован прогноз развития события, приведены необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью «насыщается» элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией.

Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации.

Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию. Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Развертывание фактов в аналитических произведениях

Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в ана­литических жанрах журналистики, к которым относят коррес­понденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.

Логический анализ, по мнению В.В. Учёновой, позволяет выделить следующие способы объяснения фактов: «1) выясне­ние частей факта и связей между ними; 2) выяснение необхо­димых условий и обстоятельств существования фактов; 3) уста­новление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее». Такая предваритель­ная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а глав­ное — может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. «Набор данных, собранных в журналист­ском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозави­симости». Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но «структура движения мысли под­чиняется общим творческим закономерностям»[20].

Позиционное расположение фактов внутри материала мож­но различить:

— по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;

— по принципу противоположения;

— по проблемной группировке фактов.[21]

По временному принципу чаще всего выстраиваются произ­ведения, где автору необходимо преподнести факты в хроноло­гическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события, а во втором — выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные проме­жутки времени.

По принципу противоположения пишутся многие крити­ческие статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осу­ществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т. д. жур­налист приходит к определенным оценкам и выводам; в-треть­их, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности.

К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по пово­ду состояния дел в той или иной сфере и т. д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.

Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время хорошими примерами типичного ток–шоу являются «Поехали», «Мы», «Тема», «Про это», «Моя семья», «Национальный интерес» и «Я сама». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая "телевизионная пресс–конференция" на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.

Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Существует по крайней мере в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией». Может иметь форму отдельной передачи или входить в качестве составной части в сложную сценарную композицию. На экране существует в двух формах — вербальной или с использованием видеоряда.

Исследовательско-новостные жанры PR-текста — это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. К исследовательско-новостным мы относим бэкграундер и лист вопросов-ответов.

Хотя в текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, «акцент с новизны переносится на актуальность». Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование путем описания и выявления причинно-следственных отношений. Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жанров будут фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность.

Образно-новостные жанры сосредоточены на новостном событии, однако информация об этом событии излагается от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и/или распространяемые от его лица. Вопрос о прямом авторстве PR-текста можно рассматривать лишь в применении к поздравлению и письму. К образно-новостным жанрам относим байлайнер, письмо, поздравление.

Атрибуция текста к данному жанру может быть произведена и по неосновной, но ведущей функции — фактической (функции поддержания коммуникативного контакта). Данная функция диктует определенные черты композиции: это прежде всего рамочные элементы текста — обращение и подпись адресанта. Предметом образно-новостного жанра являются событие, персона или процесс; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование. Цель информирования не будет выражена в жанре поздравления, обладающем эстетической функцией. Основными характеризующими признаками данной группы PR-текста являются релевантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.

Фактологические жанры — это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию жизни базисного субъекта PR. Фактологическими жанрами мы признаем факт-лист и биографию (с некрологом как разновидностью последней).

Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, а целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание

события или персоны. Следует также сказать и о специфике функций в данной группе: жанр биографии несет на себе номенклатурную функцию PR-текста,

Фактологические жанры считаются первичными текстами, располагающими актуальной информацией о базисном PR-субъекте; они обладают особыми чертами текстовой структуры, специфическими языковыми и стилистическими чертами, среди которых мы называем следующие: фактологичность, релевантность, полнота.

Исследовательскими мы признаем жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю. К исследовательским жанрам мы относим заявление для СМИ, для которого будут характерны контрольная и защитная функции. Предметом данного жанра чаще всего являются ситуация, а также процесс, реже — событие или персона, целью — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.

Речевая структура исследовательского жанра предполагается наличие определенного количества средств речевого воздействия. Характерными признаками данного жанра буду) фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота и — в отдельных текстах — экспрессивность.