logo
госы / сми разное / ageeva

3. «Заголовочный комплекс»

Как известно, журналистские тек­сты очень разнообразны. Они отлича­ются друг о друга не только по темати­ке, но и по способу отображения дей­ствительности, жанровым характери­стикам, сложности содержания. Есте­ственно, что это не может не находить своего отражения в заголовках к раз­ного рода текстам. В настоящее время при подготовке более-менее сложных материалов журналисты достаточно охотно используют так называемые «заголовочные комплексы». В их со­став входят основной заголовок и под­заголовки (дополнительные заголов­ки) самой разной сложности и назна­чения. Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации Леси Орловой в «Новой газете» (№ 51, 2003 г.). Ос­новной заголовок называется «Бегу­щий от себя». Вслед за ним идет пер­вый (наиболее важный), состоящий из двух частей, подзаголовок: «Идет борьба за признание нашего героя сумасшедшим. Гамлет или Идиот — вот в чем вопрос».

Заголовки можно разделить на ти­пы и по иным основаниям, например по цели эмоционального воздействия на аудиторию. По нашим на­блюдениям, в практике, например, «желтой прессы» сложились устойчи­вые типы заголовков в зависимости от цели, которую они преследуют. Ус­ловно их можно обозначить так:

1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Ком­сомольская правда», № 82, 2003 г.);

2) «страшные» — «Учитель — убий­ца» («Комсомольская правда», № 83, 2003 г.);

3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экс­пресс», № 51, 1999 г.);

4) «скандаль­ные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 1999 г.);

5) «интимные»: «Б. Щербаков пытался затащить в стог сена Н. Шацкую» («Экспресс га­зета», № 36, 2001 г.) и т.д.

Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия произведений, внутренние заголовки их подразделов, заголовки элементов аппарата), а также сами выделенные заголовками части (главы, параграфы и т. д.) Чтобы избежать путаницы, в справочнике рубриками будут называться только подразделы текста (части, главы, параграфы и т. п.).

Рубрикация – это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов)

Благодаря различным издательско–оформительским приемам (разному расположению заголовков относительно текста) и художественно–полиграфическим средствам (рисунку, начертанию и размеру шрифта, которым заголовки набраны) читатель видит, какой заголовок и его подраздел старший, а какой – младший, подчиненный и какие заголовки и подразделы равны по значимости. Это помогает читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела

Рубрикация – это такая система заголовков, в которой заголовки разной значимости занимают разные ступени (от высшей через промежуточные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Слово ступень условно обозначает здесь значимость заголовка на первой, верхней ступени стоят заголовки высшей значимости, на второй, следующей после верхней (при движении вниз) – заголовки, значимость которых меньше значимости заголовков первой ступени на один шаг, и т. д. Таких ступеней в книге может быть несколько (раздел, глава, параграф) и очень много (часть, подчасть, раздел, подраздел, глава, подглава, параграф, подпараграф и т. д.).

Информационная графика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей форме. Инфографика доносит информацию лучше и короче, чем просто текстовое описание. С помощью диаграмм, таблиц, карт, графиков, которые сопровождают текст, дизайнер может превратить серые страницы в оригинально оформленный материал. Мы создаем как обычные диаграммы и линейные графики, так и оригинальные красочные изображения.