7. Профессия – журналист
Журналистика как профессия. Журналистская профессия среди других творческих профессий. Журналистская профессия в обществе.
Особенности и характер профессии. Общественная и личностная доминанта журналиста. Политическая культура журналиста. Социальный и должностной статус журналиста. Документы, определяющие права и обязанности журналиста.
Профессионально-квалификационные требования к журналисту. Социально-демографическая структура. Психологическая структура личности. Особенности умственных процессов. Гражданские и нравственные качества. Профессиональная структура личности. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе и журналистская специализация.
Социальный статус журналиста. По данным английской газеты «The Sunday Times», с точки зрения вероятности возникновения стрессовых ситуаций журналисты уступают лишь шахтерам и полицейским, опережая такие рискованные профессии, как водитель такси, пожарный, военнослужащий и др. Велика и прямая угроза жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках» и в условиях нестабильности социальных систем. Международная организация «Репортеры без границ» собирает и публикует сведения о погибших и пропавших без вести коллегах.
Трагическая «охота» на репортеров объясняется исключительно высокой значимостью добываемых ими сведений. Следовательно, труд журналиста заслуживает такого же социального признания и такой же охраны со стороны общества, как и выполнение других особо значимых и небезопасных профессиональных обязанностей. Правда, в некоторых странах предприняты организационные шаги для обеспечения нормальных условий деятельности журналистов. Так, в Турции, где участились факты насилия над репортерами, в структуре органов безопасности создано подразделение по защите представителей СМИ во время массовых мероприятий.
Мы убеждаемся в том, что профессия журналиста отличается рядом специфических черт, ее отношения с обществом и миром весьма сложны и временами конфликтны. Это обстоятельство должно точно фиксироваться как при определении социально-профессионального статуса журналиста, так и в самосознании каждого работника этой сферы, закрепляться в характере его подготовки к выполнению профессиональных функций и долга.
Прежде чем вести речь о социальных гарантиях сотрудникам прессы, надо добиться общественного согласия по вопросу о том, кого относить к данной категории лиц, — определить их социальный статус. Это необходимо сделать и внутри страны, и в международных отношениях. Мы рассмотрим два из множества существующих определений.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Здесь внимание концентрируется на функциональных атрибутах профессии, а также на правовой стороне дела. В мировом сообществе получило признание определение, предложенное руководителем одной из комиссий ЮНЕСКО, лауреатом Нобелевской премии и Международной Ленинской премии Ш. Макбрайдом. Оно в целом совпадает с российским, но в нем подробнее перечисляются виды деятельности (издатель, репортер, фотограф, кинооператор, техник) и подчеркивается, что журналист должен иметь документ, подтверждающий его профессиональную принадлежность. Согласно российскому законодательству, журналист тоже обязан по первому требованию предъявлять удостоверение. Однако обратим внимание на то, что в Законе «О средствах массовой информации» не говорится, каким образом удостоверяется факт работы по уполномочию редакции. Значит, допускаются различные формы подтверждения связей со СМИ.
Оба определения достаточно ясно очерчивают круг лиц, относимых к журналистам. Их сходство, конечно же, не случайно, оно объясняется согласием в понимании социального статуса журналистов, к которому закономерно подвело развитие этой профессии. Из документов следует, что на этот статус не вправе претендовать люди, которые собирают и распространяют информацию по собственному почину и не могут подтвердить деловых связей с какой-либо редакцией или агентством. Не относятся к журналистам и сотрудники различного рода информационных служб, не связанных с выпуском периодических изданий или программ: рекламных агентств, центров по связям с общественностью, книжных издательств или фирм — распространителей печати.
В бытовом, житейском понимании мы можем говорить обо всех работниках, имеющих дело с массовой информацией, как об относительно однородном профессиональном сообществе. Однако это допущение действует лишь до тех пределов, пока не затрагиваются законодательно определенные полномочия сотрудников СМИ. Российское законодательство нагружает журналиста многочисленными социальными обязанностями. Одновременно ему предоставляются специальные права в доступе к информации, которых лишены представители иных профессий, государство гарантирует защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Эти положения имеют отнюдь не формальное значение — ими приходится руководствоваться в конкретных обстоятельствах на практике.
Итак, труд журналиста обладает незаурядной ценностью для общества, оно стремится создать благоприятные условия для деятельности прессы и, в свою очередь, предъявляет к людям этой профессии строгие требования. Для работников редакций ожидания, которые сложились в обществе по отношению к ним, являются социальным заказом на «оптимального» профессионала и ориентиром в собственной подготовке и практике.
«Заказ» общества на специалиста выражается в профессионально-квалификационных требованиях к нему. Следует иметь в виду, что речь идет не о какой-то второстепенной составляющей массово-информационного производства (в сравнении, например, с технической базой), а о его главном детерминанте. Характерно, что, оценивая уроки кризиса популярности прессы, главный редактор одного из специализированных журналистских изданий в США, Алан Коруба, утверждал: «Нужны журналисты более высоко оплачиваемые, более подготовленные и более сознательные». Подчеркнем также, что имеются в виду не те критерии, которыми руководствуется при найме штата конкретный главный редактор, а социально типичные характеристики журналиста. Эти модели могут и не совпадать друг с другом.
Для удобства классификации нормативные требования к сотруднику СМИ (качества) обычно делятся на несколько групп. Так поступим и мы.
Идейно-нравственные качества. Они не случайно называются в первую очередь. Журналистика, по объективному своему положению, есть дело сначала общественное, а потом уже производственное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом.
Как и всякий гражданин, журналист имеет право занимать любую позицию в мировоззренческом или политическом споре. Однако это не должно выливаться в подмену фактов окрашенными суждениями, аргументов — политическими декларациями. В противном случае нарушается право аудитории на объективную информацию, а оно занимает приоритетное положение по отношению к личным интересам газетчика или радиокомментатора.
Высокие требования аудитория предъявляет к принципиальности журналиста.
Принципиальность стоит дорого — и в том смысле, что она представляет собой как бы ценнейший капитал журналиста, который не стоит разменивать на сиюминутные выгоды, и в том отношении, что верность своим гражданским и нравственным ориентирам требует от корреспондента мужества и готовности к неприятным последствиям.
Деловые качества. В идеале следовало бы говорить о специфических способностях и даже таланте. Эти качества высоко развиты у признанных мастеров, которые, конечно же, оказывают сильное творческое влияние на своих коллег. Общество не вправе требовать от каждого редакционного сотрудника выдающихся способностей, но оно рассчитывает, что каждый обладает хотя бы неким минимумом квалификации. Собственно, университетское образование как раз и направлено на формирование такого специалиста, и диплом выпускника отражает его готовность к участию в редакционном производстве. В квалификации мы выделим две подгруппы качеств, которые назовем «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) и «умения».
В интеллектуальном отношении квалифицированный специалист владеет научными основами своего дела, свободно ориентируется в профессиональных проблемах, понятиях и терминах, а также в источниках пополнения знаний. В этом плане он не отличается от других представителей умственного труда. Однако особенности интеллектуальной деятельности в журналистике связаны с тем, что здесь приходится многократно переключаться с одного предмета освещения на другой и при этом демонстрировать достаточно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предполагает особого рода компетентность. По сравнению с профессиональным экспертом в конкретной области знания или практики -будь то балетмейстер или сталевар — репортер всегда останется дилетантом. Но уровень его осведомленности о теме публикации должен быть как минимум не ниже, чем у «среднего» читателя. Невежество не просто постыдно, но и невыгодно, поскольку способно подорвать веру аудитории в аргументацию корреспондента.
Грамотный журналист относится к числу «просвещенных дилетантов», то есть людей, уважающих чужое знание предмета и умеющих им воспользоваться. Но одновременно он владеет компетентностью в той особой сфере, которая нередко является закрытой для специалиста, а именно — в вопросе о социальной значимости событий отраслевого характера.
Таким образом, с одной стороны, журналист должен обладать широкой, универсальной эрудицией в различных сферах общественной практики, не превращаясь в этакого узкого спеца; с другой стороны, ему требуется развить в себе особенную гибкость ума, восприимчивость к новому, иной раз совершенно неожиданному знанию. Исследователи полагают, что в структуре журналистского сознания центральное место занимает своеобразный тип воображения, «настроенный» на быстрое освоение свежей информаци ее ассоциативное увязывание с уже известными данными, интер претацию в свете актуальных для общества проблем.
В ряду интеллектуальных качеств выделим также цепкую память. Репортеру подчас приходится воспроизводить события, образы, слова собеседника, которые не удалось оперативно зафик-; сировать на бумаге или пленке, например, случайные беседы q попутчиками. Но многие факты он хранит и в долговременной памяти, из которой по мере необходимости извлекает картины минувшего, высказывания, сравнения. Наконец, для успешной работы требуется держать в голове огромное количество знакомств которые, кстати сказать, полезно время от времени возобновлять,' напоминая о себе звонком, поздравительной открыткой или дружеской услугой.
Профессиональные умения складываются из владения широким набором методов, приемов, технических средств труда.
Психологические качества. Конечно, нельзя «заказать» сотруднику редакции те или иные черты характера или темперамента. В журналистике находят свое место меланхолические мечтатели и вспыльчивые натуры, волевые лидеры и аккуратные исполнители. Тем не менее, можно выделить такие свойства личности, которые либо помогают выполнять профессиональные задачи, либо затрудняют их выполнение. Социологи, изучающие динамику личностных черт журналиста в течение тридцати лет, отмечают, что такие коренные качества, как оперативность, мобильность, коммуникабельность, адаптивность, любознательность, находчивость, не подвержены влиянию времени, перемен в политике и общественной нравственности12.
Поскольку практически всякий журналист имеет дело с человеческими судьбами, нормой следует считать не прагматический интерес к ним, а живую заинтересованность в конкретном чел' веке, не формальную вежливость, а искреннее сопереживание.
В современной психологии осмысление личности журналиста выходит за пределы его врожденных качеств. Так, исследователь психологической культуры журналиста В. И. Кузин, развивая идеи Э. Фромма, различает у сотрудников СМИ два вида характеров — личностный (о котором мы главным образом говорили выше) и социальный, формирующийся условиями жизни и деятельности13. За последние годы под влиянием социальной среды в российской журналистике увеличивается число работников с «рыночным» характером. Его носители ощущают себя продавцами и товаром, исповедуя принцип «Я такой, какой я вам нужен». Принципиально иначе ориентирован продуктивный тип социального характера. В его основе лежат независимость, честность, способность к творческому мышлению. Он соответствует сущности профессии журналиста, тогда как рыночный характер, по мнению исследователя, является лишь вынужденным средством приспособления к неопределенному состоянию российского общества.
Добавим, что поскольку речь идет об одной из сторон квалификации, то уместно говорить и о саморазвитии профессионала, о Целенаправленном формировании им у себя необходимых для работы качеств.
Специальное внимание надо сосредоточить на развитии качеств, которые проявляются в отношении к делу. Отметим также инициативу и ответственность. Как бы тщательно ни продумывались редакционные планы жизнь рождает непредсказуемые сюжеты. Но открываются они только тем, кто привык ощущать себя, а не главного редактора решающей инстанцией в выборе материала для публикации. Именно такие энтузиасты и первопроходцы привносят на газетные полосу и в эфир новации, которые затем делают славу всей редакции.
Физические качества. Состояние здоровья — это не только частное дело корреспондента, но и вопрос его готовности полноценно функционировать, а значит -- критерий профессиональной пригодности. Конечно, среди крупных публицистов встречаются люди с ослабленным здоровьем, но они трудятся вопреки своим недугам, тратя на это дополнительные силы.
Давно известно, что наибольшая нагрузка у журналистов ложится на зрение, опорно-двигательный аппарат, нервную систему и, конечно, сердечную мышцу. С учетом этих наблюдений венгерские медики предложили ряд мер по укреплению здоровья журналистского корпуса:
« при приеме на работу обязательно проверять физическую пригодность;
» создавать условия для регулярных занятий спортом, популяризировать активные формы отдыха;
» запретить курение в редакциях, учитывая, что журналисты курят гораздо больше, чем население в целом;
» популяризировать рациональное питание и бороться с потреблением алкоголя;
» организовывать постоянное врачебное дежурство для контроля за здоровьем журналистов, проводить их медицинские обследования;
» осуществлять специальную программу для лечения гипертонической болезни и заболеваний опорно-двигательной системы.
Впрочем, как в мире, так и внутри России нет универсальных требований ко всем журналистам. Каждая компания придерживается собственных представлений о желательной квалификации сотрудников и соответствующих стандартах профессионального поведения. Редакция молодежного журнала распространила объявление: требуется репортер, знающий компьютер и английский язык, умеющий донести до аудитории информацию, а также любящий танцевальную музыку, тусовки и вечеринки. Хвалить главного редактора за такие предпочтения не приходится, но нельзя и запретить ему подбирать кадры по своему усмотрению.
По мере разделения прессы на качественную и популярную, а тем более при наличии бессчетных «промежуточных» вариантов унифицированный портрет профессионала все больше становится абстракцией. На практике такая диверсификация представлений оборачивается производственными и личными драмами. Журналист «старой» закалки рассказывал в профессиональной прессе, как его пригласили делать газету «для настоящих мужчин».
С критериями оценки качества труда тесно связаны представления о карьере в журналистике. В словарях карьера описывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности. Естественно, что на такое развитие своей биографии рассчитывает каждый человек, вступающий на журналистское поприще. Однако что считать успешным продвижением? Восхождение по служебной лестнице — от хроникера до главного редактора? Или достижение известности и популярности у широкой публики? Или рост зарплаты, гонораров и других доходов? Однозначный ответ дать невозможно. Журналистика одновременно является и творческой деятельностью, и областью массового общения, и отраслью производства, где действуют административно-служебные отношения, и сферой товарно-денежного, экономического обмена. Соответственно она дает возможность для реализации способностей различного рода, а значит, и карьера может развиваться в нескольких направлениях.
Актами признания заслуг служат разнообразные премии и призы, присуждаемые журналистам в конкурсном порядке. У нас вручение престижных премий общенационального Союза журналистов приурочено ко Дню российской прессы (13 января). Представители телевидения получают награды на фестивале «ТЭФИ». Региональные союзы журналистов проводят собственные конкурсы. Кроме того, существует множество конкурсов, которые проходят под эгидой ведомств, творческих союзов, общественных организаций, заинтересованных в освещении их деятельности в СМИ.
Отдельную группу составляют владельцы СМИ. Среди них немало людей, которые никогда не были связаны с прессой профессионально и не стремятся к этому. Их надо относить к членам предпринимательской, а не журналистской корпорации. В более сложном варианте собственник одновременно является и редактором, а то и автором своей программы или издания.
В корпоративных интересах важно, что не прерывается традиция общения через профессиональные журналы. К ним относятся, например, общенациональные издания «Журналист» и «Профессия — журналист», российско-европейский аналитический ежемесячник «Cpeda», региональные журналы и альманахи «Невский наблюдатель» и «Невский, 70» (С.-Петербург), «Акценты» (Воронеж), журнал уральских журналистов «Факс» и др.
Должностной статус журналиста. Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, то есть умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Дополним те характеристики, которые упоминались в связи с профессионально-квалификационными требованиями, предъявляемыми к журналисту. В иерархическом списке особенностей работы в СМИ на первых местах стоят оперативность и интенсивность умственной деятельности.
Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие каникулы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, служебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое творческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный характер, а само производство имеет признаки непрерывного конвейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции определенного ассортимента и качества. Образно содержание интеллектуальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».
Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интенсивности журналистского труда. В российских СМИ в течение последних лет наблюдается резкое сокращение редакционных штатов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряются электронные технологии и соответственно меняются критерии оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каж дого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конкуренция за место работы, образовался необычайно мобильный рынок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных редакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене сегодня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.
С производственной точки зрения, журналистский труд и в самом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступает в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.
Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения проходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактируют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, оформляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом является целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.
Штатный состав СМИ делится на две основные группы сотрудников: журналистов (то есть людей, непосредственно производящих информационную продукцию) и обеспечивающий персонал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каждая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — Управленческим и исполнительским.
Среди журналистов на управленческом уровне мы, как прави-ло, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, замести-Теля главного редактора, ответственного секретаря (организатора Текущего производственного процесса, своего рода начальника щтаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К испол-аительскому уровню относятся должности корреспондента, стар-^его корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две Должности предполагают главным образом углубленный аналитический подход к освещаемым темам. Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специа-Изация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет-редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д.
Некоторые российские редакции, избирающие для себя запад, ные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров или легменов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу которых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную технологию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований — к примеру, авторы судебных очерков, для которых черновую работу с документами выполняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, источников информации (такое встречается нередко) нет оснований помещать в этот ряд.
Новации при распределении полномочий в современных редакциях, заимствования из зарубежной практики могут в корне перекраивать привычное штатное расписание. О них вполне достоверно рассказывает героиня одного из романов популярного писателя Б. Акунина (речевые обороты договоримся считать делом вкуса автора): «У нас журнал нового типа. Бьем конкурентов профессионализмом. В других редакциях журналист все делает сам... А наш шеф-редактор взял на вооружение принцип Генри Форда — каждый занимает на конвейере свое место. Скаут — это специалист по сбору и проверке информации. Райтер — мастер концепции и стиля. Есть хедлайнер — он отвечает только за заголовки. Есть "болван" — то есть натуральный болван... ему платят зарплату, чтобы он весь номер прочитывал и показывал, если где не врубается. Эти места переписывает адаптер, есть у нас и такая ставка».
Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Финансово-хозяйственный менеджмент представлен главным бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро и т.п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, операторы набора текста, агенты по рекламе и т.п.
На вершине кадрово-должностной пирамиды находится главный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. В действующем законодательстве этот высший руководитель фигурирует как главный редактор, и границы его компетенции определены очень широко. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
В связи с разделением должностных обязанностей наше внимание опять привлекает специфика труда журналистов и близких им по профилю деятельности специалистов — сотрудников служб по связям с общественностью и рекламных агентств. Внутри редакций существуют подразделения такого рода, они тесно взаимодействуют с корреспондентами, и поэтому бывает полезно точно определить круг полномочий работников и служб. На интуитивном уровне решить эту задачу вряд ли удастся. Добиться четкого разграничения функций можно только в том случае, если у руководства редакции сложилось ясное представление о содержании каждого вида информационной деятельности.
В зависимости от типа СМИ штат пополняется должностями, которых нет в классической газете. Так, в журнале основным исполнителем становится не корреспондент, а редактор, появляется должность консультанта и т.д. На телевидении в творческий ансамбль входят режиссер, звукооператор, музыкальный редактор, гример. Крупные издания вводят ставки специального корреспондента (сокращенно — спецкора), выполняющего особенно ответственные задания главного редактора, и собственного корреспондента (собкора) — представителя редакции в отдельном регионе страны или мира. Заметим, что в практике собкора отчетливее всего проявляются общие черты журналистской квалификации. Работая в отрыве от основного аппарата редакции, он вынужден быть универсалом с точки зрения многообразия функций, тематики и жанров выступлений, на нем лежит особо ответственная миссия в одиночку принимать решения и проводить политику своего издания, он работает по ненормированному графику и т.п.
Нетрудно заметить, что наиболее ценный вклад в общее дело корреспондент вносит тогда, когда добывает и готовит к публикации свои материалы. Поэтому в интересах производства его следо. вало бы сколько возможно разгрузить от рутинной «службы». Кстати сказать, по неписаным традициям отечественной прессы ответственные материалы редко создаются в редакционной суете — чаще дома. Значит, администрация должна беспокоиться о том чтобы сотрудники имели достаточно комфортные условия для продолжения рабочего дня в домашней обстановке. В то же время принципиально неверен взгляд на корреспондента как на творца-индивидуалиста, абстрагировавшегося от коллективного трудового процесса. Эти два начала — индивидуально-творческое и редакци-онно-коллективное — сочетаются в противоречивых и даже прихотливых комбинациях.
Ветеран прессы в последнем замечании затронул и в самом деле важнейшую сторону организации труда. Обязанности сотрудников, правила поведения и внутренний трудовой распорядок излагаются в редакционных регламентных документах. Они многообразны по форме и нормативной силе. Центральное место среди них занимают устав редакции и договор с учредителем и издателем, предусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации». Именно в этих документах представлены статус СМИ, порядок формирования штатов и выдвижения главного редактора, распределение финансовых обязательств и т.д. Функциональные требования к сотрудникам излагаются в должностных инструкциях, а с конкретным работником заключается контракт или временный трудовой договор. Регулирование производства во времени осуществляется посредством графиков (сдачи материалов в секретариат, прохождения номера газеты через типографию, дежурств по номеру, рассылки и др.). Директивы по оперативным вопросам содержатся в приказах администрации или решениях редколлегии.
Отдельного описания заслуживают плановые документы. Только очень наивный или ненаблюдательный человек может считать, что в редакции царствует хаотичный беспорядок, у которого есть лишь один регулятор — стихийно происходящие события. На самом деле планирование пронизывает всю производственную жизнь коллектива, придавая ей ритмичность и предсказуемость.
Для отдельного корреспондента ориентиром служит его собственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ создайся по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, ответственному секретарю или в редакто-Рат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя корректировку и утверждение у руководства, этот документ возвращается к журналисту уже в виде директивы.
Принцип встречного движения проявляется не только в этом механизме утверждения плана, но и в том, что стороны учитывают интересы друг друга. Корреспондент, подавая заявку, конечно же, представляет себе, что именно ждет от него редакция, чем в первую очередь он будет ей полезен. Но и редактор не стремится в корне переиначить предложения сотрудника, если в целом они укладываются в стратегию издания или программы. Более того, журналист включает в свою заявку такие пункты, которые выходят за рамки его нормативных обязанностей, — освещение неожиданной тематики, превышение стандартного объема работы, проведение собственными силами организационных мероприятий и т.п. Поощрение подобных инициатив является одним из лучших способов управления коллективом, стимулирования в нем творческого поиска и создания здоровой обстановки взаимного уважения. Именно благодаря такой «факультативной» активности отдельных сотрудников на газетных полосах и в эфире появляются свежие рубрики и нестандартные авторские передачи. Жаль, что в последние годы некоторые редакции отказываются от индивидуального планирования, — на культуре труда это сказывается не лучшим образом.
По объему работы индивидуальный план на месяц соответствует тем нормативам, которые приняты в данной редакции. Скажем, в ежедневном общероссийском издании он может включать в себя три—четыре собственных выступления корреспондента по 200—400 строк плюс десяток кратких информационных сообщений плюс один—два материала внештатных авторов. И такая норма окажется весьма напряженной, требующей постоянных поисковых и творческих усилий. Однако в городской или районной газете, где штат невелик, а потребность в материалах огромна, корреспонденту придется каждую неделю готовить тысячи строк. Глубина разработки тем при этом, конечно, пострадает, но интенсивность труда, напротив, возрастет.
В стройной системе планирования нуждается деятельность редакции в целом. Каждое предприятие СМИ выбирает особенную, подходящую для него методику проектирования своего производственного будущего. Поэтому те виды документов, которые мы назовем, не обязательно встретятся в каждом трудовом коллективе. Однако требование именно системного, комплексного подхода к планированию сохраняется в любом случае как условие успеха и в организации труда, и в конкурентной борьбе на рынке.
На глубокую перспективу рассчитан план развития, или стратегический план. Как правило, он охватывает период времени про' тяженностью в несколько лет. Редакция предусматривает главные области своей деятельности, развитие материально-технической базы (например, строительство или модернизацию типографии), те или иные формы взаимоотношений с учредителями и издателя-ми, переход на новую технологию изготовления продукции, реор-ганизацию кадровой структуры и т.п. Естественно, что тематика отдельных публикаций в этом случае не рассматривается, равно как и другие относительно частные вопросы.
Долгосрочное планирование представлено документами, срок действия которых составляет год, полгода, во многих редакциях — квартал. Их принято называть направленческими планами (в отличие от тематических), поскольку темы конкретных выступлений опять-таки отражаются в них крайне редко. Исключениями служат разве что программные публикации — например, такие, как статья видного общественного деятеля, открывающая собой длительную дискуссию по принципиальным для издания вопросам. В основном же такие планы показывают ведущие тематические направления данного СМИ, как традиционные для него, так и более или менее необычные, вызванные к жизни особыми событиями — выборами президента страны, проведением на обслуживаемой территории чемпионата мира по хоккею, юбилеем города или региона и т.п.
Долговременное планирование содержит конкретные материалы иного рода — так называемые модели СМИ19. Они делятся на две категории. Графическая модель представляет собой комплекс стандартных элементов художнического и полиграфического оформления издания. По строго установленным правилам могут выполняться как отдельные фрагменты верстки (формы подачи фотоиллюстраций, шрифтовое оформление заголовков, форматирование авторской подписи под статьей и т.п.), так и макеты целых полос. На таких макетах-стандартах заранее предусмотрены варианты расположения публикаций, используемые для их набора шрифты, линейки и т.д. Макеты-стандарты превращают подготовку номера в высокотехнологичный процесс, заметно экономят время и силы секретариата и в силу этого играют незаменимую, хотя и вспомогательную роль при планировании.
Непосредственное отношение к планированию имеют композиционно-содержательные модели. Основным инструментом при их конструировании выступают постоянные рубрики. Коллектив Редакции на долгий срок устанавливает дни появления рубрик и номера полос, на которых они располагаются, и ответственных за
Во многих редакциях составляются и среднесрочные планы, рассчитанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрезки времени охватывает оперативное планирование, например недельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется, по возможности, точная конструкция ближайших номеров. В планах указываются темы, объекты, объемы в строках, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению отдельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью обладает план номера — того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день.
Время — ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распорядиться им дают специальные приемы, проверенные многими поколениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:
» параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного материала: кроме, например, заготовок для проблемного очерка в блокноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице и т.п.);
* поручение части заданий помощникам (в этом качестве выступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие попробовать себя на поприще журналистики, — выбор у корреспондента всегда есть);
» использование максимального количества источников инфор-мации (вместо того, чтобы подолгу разыскивать и ожидать един-Генного человека, способного дать сведения);
и» аккредитация при пресс-центрах организаций и предприя-Тий (согласно российскому законодательству, организации как бы прописывают» у себя представителей некоторых СМИ, обеспечивая их своей деловой документацией, заблаговременно приглашая на свои мероприятия, предоставляя помещения, технику ц условия труда, — это и есть аккредитация);
» изучение других СМИ (регулярно знакомясь с выпусками новостей по телевидению и радио, воспитав в себе привычку просматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — актуальные темы, адреса, способы разработки сюжетов, на самостоятельный поиск которых уходит больше времени, чем на сочинение текста);
• использование оргтехники (этим словом обозначаются устройства, предназначенные для механизации и автоматизации работы с информацией: компьютеры, факс-аппараты, видеомагнитофоны для автоматической записи теленовостей в отсутствие хозяина дома и др.);
• применение научных методик работы с информацией (ведение картотек, статистическая обработка больших массивов данных, владение системой библиографического поиска и т.п.);
» самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел, запланированных на день, на неделю и т.п.; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы);
• самонаблюдение (специалисты давно пришли к выводу о том, что иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконтроля; в нем регистрируются все потраченные часы и минуты, и тогда выясняется, что, например, продолжительные вечерние беседы по телефону являются главной причиной потсоянной нехватки времени)20.
В системе регулирования коллективной и индивидуальной деятельности существенную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпывающего толкования в законодательстве. В кодексах предлагаются решения типичных щекотливых вопросов, встречающихся в практике репортера: например, как вести себя по отношению к несовершеннолетним героям разоблачительных публикаций, или к ненадежным источникам информации, или к небескорыстным спонсорам. Иногда кодексы принимают характер «мягких» этических рекомендаций, призванных нравственно сориентировать журналистов. Но они могут приобретать и форму официальных правил трудового распорядка, введенных в действие административным решением.
Многие СМИ используют такие кодексы для демонстрации своей респектабельности перед лицом аудитории и коллег. Нередко идейное содержание этических установлений как бы концентрируется в одной формуле, которая становится девизом редакции.
Добавим, что редакция представляет собой легитимную производственную единицу, и на нее в полной мере распространяются нормы права, в частности законодательство о трудовых коллективах. Все внутренние документы должны быть согласованы с действующими законами, а права сотрудников защищаются профсоюзами.
- 1. Понятие массовой информации.
- 2. Профессии журналиста и специалиста по связям с общественностью: общее и специфичное.
- 3. Государственная политика в в информационной сфере.
- 4. Типология и система сми
- 5. Социальные роли журналистики
- 6. Сми в структуре общества
- 7. Профессия – журналист
- 8. Структура редакции сми
- 9. Выпуск сми как производственный процесс.
- 10. Экономика массмедиа
- 11. Журналистский текст
- 1. «Простой» заголовок
- 2. «Усложненный» заголовок
- 3. «Заголовочный комплекс»
- 12. Интервью как метод познания действительности и как жанр.
- 13. Современная система жанров журналистики.
- 14. Информационные жанры.
- 15. Аналитические жанры.
- Методы сбора первичной информации
- 16. Правовое регулирование информационных отношений.
- 17. Правовой статус субъектов информационных отношений
- 18. Условия и порядок регистрации сми.
- 19. Правовое регулирование доступа к информации.
- 20. Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект.
- 21. Этические регуляторы в сфере информационных отношений.