logo search
ОТЖ-1курс-умк-сетевой

Тема 15:Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум: Профессиональные качества журналиста

Цель занятий – стимулировать освоение субъектных начал журналистской деятельности путем анализа и самоанализа профессиональной готовности будущих журналистов

Основные теоретические положения

Профессия журналиста относится к социономическому разряду и поэтому налицо прямая связь между творческим характером профессиональной журналистской деятельности и профессиональными требованиями с личностными особенностями журналиста. Ведь результат работы журналиста зависит во многом от уровня развития профессиональных качеств субъекта деятельности.

Обобщенно субъект журналистской деятельности определяется как индивид, совершающий действия по поиску, переработке, распространению информации. Субъект – это, по мнению философов и психологов, один из трех основных компонентов деятельности.36 Субъект журналистской деятельности, таким образом, – это индивид (журналист) или группа (в данном случае журналистский коллектив – творческая группа). Также в качестве субъекта журналистской деятельности может выступать журналистское сообщество – корпоративное (профессиональное) объединение, когда процессы взаимодействия субъекта и объекта рассматриваются на уровне системы: средства массовой информации – массовая аудитория.

С опорой на эту классификацию в журналистике выделяются деятельности: 1) индивидуальная (авторская) деятельность, которая разворачивается в пространстве субъект-объект; 2) коллективная (или творчески-групповая), предполагающая вовлечение в пространство субъект-объект некой общности субъектов, объединенных единой целевой установкой, задачами и направленностью на определенный результат; 3) деятельность общественно-профессиональная, отражающая стандарты и цели профессии в контексте отношений субъект – сообщество.

Субъект журналистской деятельности решает особые задачи, объединенные в три группы: коммуникативные, познавательные и организационные. Коммуникативные задачи предусматривают постановку вопросов, связанных с общением и иными формами взаимодействия; познавательные задачи направлены на постижение сущностных характеристик действительности; организационные объединяют и коммуникационные и познавательные и помогают сопоставить и отразить необходимые подходы, алгоритмы и методы, требующиеся для решения. Решение приходит к субъекту, исходя из целевых установок профессионального творчества.

К чему стремится журналист, выполняя свои профессиональные обязанности?

К достижению определенных результатов по созданию информационной картины мира, что определяет социальную целесообразность профессиональной деятельности.

К объективации в процессе деятельности и освоению ее духовно-практической природы, что позволяет выделить в основной проблемной ситуации особые характеристики – актуальность, сиюминутность, общественно-исторический и индивидуально-психологический характер.

К освоению журналистского способа деятельности, который многопланов и сочетаем. Главной особенности данного способа является сочетаемость типических и индивидуальных черт: субъект в процессе выполнения своих профессиональных действий использует типические характеристики деятельности и включает индивидуальные методики, созданные в процессе опытного освоения профессионального поля.

К постижению двойственности новизны, возникающей при профессиональной деятельности: с одной стороны, открытие нового в предметном знании, а с другой стороны новое связано с изменениями в самой журналистике.

К самобытности и высокому качеству продукта труда журналиста – текст должен вписываться в общую информационную картину издания и в то же время отражать специфические черты автора.

Таким образом, можно выделить несколько основных требований к журналисту как к субъекту деятельности, которые отражают профессиональную специфику журналистики. К ним относятся: 1) журналист должен выполнять творческую продуктивную деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны; 2) владеть методиками и технологиями исследования реальной конкретной ситуации; 3) использовать приемы и методы разного рода анализа в системе профессиональной творческой деятельности; 4) владеть приемами и способами журналистской деятельности, умело используя типические и индивидуальные возможности; 5) участвовать в выполнении заданий разного рода сложности; 6) сформировать и использовать навыки совершенствования продукта творческой деятельности – авторской правки и доработки

Субъект по структуре многоаспектен. Наиболее важными для журналистики являются социологический, социально-коммуникативный и психолого-педагогический аспекты.

В контексте социологического подхода субъект «правомерно рассматривать как определенное социальное образование, включающее в себя совокупность некоторых подструктур, общим качеством которых является участие в различных этапах процесса планирования и создания материалов, а также в организации и контроле их распространения»37. Субъект представлен следующими образованиями: «издатель» (те социальные институты, в задачи которых входит общее руководство СМК и СМИ); «коммуникатор» (непосредственно сам журналист в разных деятельностных характеристиках и ролевых параметрах).

Социально-коммуникативный аспект определяет специфику журналистской практики как процесса моделирования. В основу его положен процесс восприятия информации аудиторией, что происходит персонифицировано. «Любой человек в высказанной информации ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего»38.

В рамках коммуникационной деятельности субъект занимает несколько позиций и по отношению к аудитории (объекту) и по отношению к предмету исследования (согласно коммуникационным теориям – сообщению). Всегда процесс коммуникации определяется как процесс взаимодействия, требующий достаточной активности от всех сторон, участвующих в нем. Процесс коммуникации может быть охарактеризован коммуникационными отношениями, которые представляют собой социальные и психологические отношения между коммуникантами и реципиентами.39

Социальные отношения определяются как включающие в себя характеристики социальных ролей или статусов общающихся и характеристики коммуникационной ситуации, в которой протекает коммуникация. Психологические отношения зависят от «взаимного восприятия партнеров, их понимания, доверия или, напротив, враждебности друг к другу».40 Отсюда важными становятся социальные роли, имидж (внутренний и внешний), проекция, т.е. перенос собственных психических состояний и качеств на партнера. Ролевые особенности журналиста базируются на социальных характеристиках профессии: особенностях профессиональной коммуникации, социальной значимости и т.д. Субъект-журналист одновременно является носителем определенных имиджевых характеристик, в которых отражаются его представления об окружающей действительности и субъектах этой действительности, формируются представления и образы окружающего мира.

Сформированность образов или имиджей зависит от явления проекции, что характеризуется как процесс переноса собственных психических состояний и качеств на партнера. Это особенно явственно проявляется в аудиториях, которые построены и функционируют по типу авторитарному, т.е. где этот тип личности (со слабой самокритичностью и низким уровнем самопознания) преобладает. Оценка партнера по коммуникации в данном случае проходит в прямой зависимости от того, насколько человек уверен в себе и какова его, построенная им самим, так называемая теория личности. Профессиональная уверенность журналиста может быть выражена в таких характеристиках, как ориентация в коммуникативных схемах, представление об имиджах (собственном в том числе), тематическая и предметная ориентация и управление информационными ситуациями.

Психолого-педагогический аспект позволяет обозначить проблему стимулирования творческого поведения субъекта в общей системе профессиональной деятельности. Исходя из того, что профессиональная деятельность определяется как многонаправленная, характер субъектной деятельности также многонаправленный, придающий журналистике черты социальности, стадиальности, комплексности в решении организаторских, редакторских и корреспондентских задач.

Многонаправленность деятельности в журналистике лежит в основе характеристик действий субъекта – журналиста. Во-первых, это комплексный характер его деятельности, то есть сочетание нескольких видов – литературной (деятельность по созданию текста – основного продукта творчества журналиста, именно она определяет главное авторское начало труда журналиста), редакторской (предполагает правку и доработку авторских текстов) и организаторской (включает массовую работу с аудиторией). Во-вторых, это индивидуально-коллективный характер труда, что позволяет говорить о двойственности журналистской деятельности. «С одной стороны, он … создает литературное произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь одним из элементов в общем «концерте газеты», в системе газетного номера, который создается коллективно, всей редакцией».41 В-третьих, это производственно-творческий характер журналистского труда, что проявляется в положении о том, что деятельность журналиста столь же свободна, сколько подчинена производственному процессу выпуска газеты, журнала и т.д. В-четвертых, это непрерывный характер труда, что выражается в ненормированном рабочем дне и т.п.

Журналистская деятельность с позиций психолого-педагогического подхода целесообразна, рефлексивна, продуктивна и результативна, субъект-объектна и объект-предметна. Иными словами, это деятельность социально-значимая, психологически-определенная и педагогически-оправданная. Социальная значимость подразумевает «социальную включенность» (условно) в социальную систему (здесь уместно вспомнить определение журналистики как социального института и общественный афоризм, характеризующий ее деятельность как полномочия «четвертой власти» (Е.П. Прохоров, В.В. Ученова, И. Дзялошинский). Психологическая определенность нацелена на формирование личностных качеств субъекта профессиональной деятельности, что позволяет определять ее как деятельность перцептивную, имеющую в наличии субъективный продукт перцепции - психический образ (А.Н. Леонтьев). Педагогическая оправданность деятельности связана с целесообразностью воздействия субъекта, что в журналистике имеет массовый характер и решается на уровне социальных институтов.

Субъект журналистской деятельности обладает в этом контексте рефлексивными характеристиками: критичностью мышления; способностью к обоснованию; дискуссионностью или предрасположенностью к дискуссии; адекватностью в области самооценок.

Лабораторная работа 5.4.