Характеристика публицистических жанров журналистики
Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Общие родовые свойства эссе:
Ведущая роль личности автора. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора.
Особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.
Наличие образности, экспрессивности.
Диалогичность. Главным всегда остается искренность с читателем.
Мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить.
Виды:
художественно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не с жизнью, а с ее отображением в произведениях музыки, живописи, литературы. Через анализ произведения автор предлагает свой взгляд на мир, и все cредcтва выразительности жанра направлены на то, чтобы донести этот взгляд до читателя;
философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке;
автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.
Литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и т.д. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания. Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.
Фельетон объединяет три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра.
Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.
«Фельетонный» факт чаще всего содержит в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится.
Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность, обладает теми же качествами, что и образ в художественных жанрах: он эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их. В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием. Чаще всего факты освещаются сатирически и в фельетонах документальных, и в фельетонах, прибегающих к обобщенным образам. Но, тем не менее, эти факты остаются практически неизменными. Фельетонист строит свое произведение двупланово (в этом существенное отличие фельетона от статьи), возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы.
Способы создания комического эффекта в фельетоне: сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств. Фельетонист обращается к речевым средствам и стилистическим приемам, создающим комический эффект. Это гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических, стилистических, грамматических, словообразовательных и фразеологических. Однако нельзя забывать, что эта «необычность» должна быть мотивирована в контексте фельетона.
Использование иронии
Использование каламбура
Разрушение норм сочетаемости слов
Использование индивидуально-авторских неологизмов
Использование сравнений
Использование индивидуальных метафор
Использование индивидуальных перифразов
Индивидуальная обработка фразеологизмов.
Очерк. Самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).
Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.
Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:
По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:
документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).
По способу исследования действительности:
портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).
По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.
Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.
В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается объективность описания.
- Билет 1
- Характеристика законодательных актов, определяющих статус и деятельность массовой информации
- Структурное построение редакции печатного издания
- Билет 2
- Перечень и характеристика информации, подлежащей запрету для массового распрстранения
- Функции российских сми
- Билет 3
- Особенности получения и размещения информации в сми.
- Общая характеристика спецэффектов
- Билет 4
- Понятие глобальной информации
- Источник – сми – потребители
- Характеристика информационных жанров журналистики
- Билет 5
- Признаки глобальной информации
- Характеристика аналитических жанров журналистики
- Билет 6
- Понятие государственной информационной политики
- Характеристика публицистических жанров журналистики
- Билет 7
- Виды сми и их историческая характеристика
- Понятие и сущность информационных войн
- Билет 8
- Качественные особенности видов сми
- Характеристика информационного повода и информационного лида
- Источник – сми – потребители
- Билет 9
- Характеристика основных направлений деятельности сми
- Особенности сценарного производства в электронных сми Билет 10
- Задачи государственной информационной политики (гип)
- Характеристика печатных сми
- Билет 11
- Противодействие негативной информации сми в адрес субъекта
- Характеристика интернет-журналистики
- Билет 12
- Понятие информационной безопасности
- Профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к журналисту
- Билет 13
- Виды негативной информации и их анализ
- Характеристика радио, как вида сми
- Билет 14
- Нормативные документы, регулирующие деятельность сми
- Характеристика телевидения как вида сми
- Билет 15
- Принципы деятельности сми
- Этические требования, предъявляемые к сми
- Билет 16
- Понятие информационного общества
- Характеристика аудио, видео и компьютерных спецэффектов
- Системность массовой информации
- Право на опровержение и порядок опровержения информации сми
- Билет 18
- Роль сми в демократическом обществе
- Характеристика информационных агентств как вида сми
- Билет 19
- Билет 20