logo
типми

Системность массовой информации

Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.

СМИ представляют собой систему по форме организации и по функциям, которые они выполняют в общественном пространстве.

Системность – это тот принцип, опираясь на который и производят основной анализ деятельности журналистских средств и форм воздействия на аудиторию.

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

  1. Сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

  2. Располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

  3. Иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

  4. Структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

  5. СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности

ЕЩЕ КАК ВАРИАНТ: (В рамках отдельного государства система СМИ считается сформировавшейся, если:

  1. Широко и полно используются специфические возможности различных типов СМИ — печати, телевидения, радио, которые предстают перед потребителем в виде большой совокупности изданий и программ.

  2. Любой социальный институт, общественная организация, отдельные граждане могут осуществить свое желание выступить учредителем какого-либо издания или программы. Важно, чтобы на информационном рынке были реально представлены все социальные силы.

  3. На рынке СМИ каждый потребитель может выбрать для себя ряд источников информации, которые отвечали бы его запросам, и обеспечивали его всей необходимой информацией.

При соблюдении этих условий система средств массовой информации заполняет все информационные ниши. При этом отношения между разными органами СМИ, находящимися в одной нише могут носить различный характер: от сотрудничества и взаимодополнения до острой конкуренции.

Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию или конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики, незаменима при проведении маркетинговых исследований.

Основными типообразующими признаками СМИ считаются: