Виды сми и их историческая характеристика
СМИ — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.
Классификация современных СМИ:
Печатные издания (пресса): газеты, журналы
Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет, информационные агенства
С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)
Типология печатных СМИ
1. Деловые издания.
2. Общественно-политические издания.
3. Таблоиды, или «желтые» издания.
4. Специализированная пресса.
Типология электронных СМИ
1. По способу трансляции:· эфирное/спутниковое/кабельное.
2. По типу деятельности:· вещательные/дистрибьюторы
3. По принципу образования:· из старых структур/новообразованные.
4. По охвату аудитории: общероссийское/межгосударственные/региональные
5. По способу распространения телесигнала:· общенациональные/сетевые/местные.
6. По специализации программ: общие/специализированные
7. По форме собственности: государственные/негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности.
Нашла статью по видам СМИ, по-моему, неплохая (Саша)
Как таковые, виды средств массовой информации в законодательстве не определены. То, что приведено ниже – это скорее типы и формы распространения СМИ. Однако, это – наиболее общая классификация средств массовой информации по их видам для лучшего понимания общей картины.
Деление СМИ на виды условное и осуществлено насколько позволяет Закон РФ «О СМИ». Итак, существуют следующие виды средств массовой информации:
Печатные издания. Пожалуй, по совокупности выданных свидетельств о регистрации, самый массовый. К данному виду СМИ относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т.д., которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.
Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. С изобретением Гуттенбергом печати, вначале непериодическая, а затем и регулярная пресса заняли прочное место в мировой культуре. Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент под титулом Четвёртая власть.
Сайты. Современное законодательство не обязывает регистрировать сайты как СМИ. Однако, это позволительно. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ.
После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации, для этого было предложено разработать компьютерную сеть. Она была названа ARPANET. ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки. Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна. Интернет набирал популярность. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд. человек (около четверти населения Земли). Вместе с подключенными к нему компьютерами, Интернет служит основой для развития «информационного общества»
Телепрограмма. Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время наиболее высокоэффективный, если правильно организовать вещание. Существуют несколько способов организации вещания. В законодательстве эти способы завуалированы.
В основе телевидения лежит открытие фотоэффекта в селене, сделанное Уиллоуби Смитом в 1873 году. За этим следует ряд важных открытий, без которых существование телевидения в современном понимании не представляется возможным. Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и И. Ф. Белянским. Хотя акт Ташкентского трамвайного треста, на базе которого проводились опыты, свидетельствует, что полученные изображения были грубые и неясные, именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения. Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года. В этот день московский телецентр на Шаболовке через передатчики установленные на Шуховской башне передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). 18 декабря 1953 года в США было начато первое в мире цветное телевещание. Во второй половине XX века телевидение получило широкое распространение. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения.
Радиопрограмма. При правильной организации вещания и в умелых руках по эффективности и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую радиостанцию.
Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Г. Маркони (1895). Однако у Маркони, как и у большинства авторов крупных изобретений, были предшественники: в России – А. С. Попов, в США – Н. Тесла. Конечно же, как и в истории телевидении, для того, чтобы мы увидели радио в современном виде, понадобилось сделать много открытий и изобретений. 1898 — первое практическое применение радио: Маркони передает сообщения журналистов из Уэльса о смертельной болезни Уильяма Гладстона. После этого радио продолжало меняться, но более до нашего времени никаких существенных изменений в его устройстве не произошло.
Видеопрограмма. Под данным средством массовой информации понимается какой-либо видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.
Видео отличается от кинематографа только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмке и цифровых кинопроекторов способствуют тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план.
Кинохроникальная программа. Название говорит само за себя, данный вид СМИ наименее популярен ввиду своей специфичности.
Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Традиционный ряд изобретений привел к началу распространения кинематографа съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. Немое кино, появление звукового, затем цветного кинематографа составляют эволюционный ряд развития кино.
Информационное агентство. Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ в установленном порядке приобретают все соответствующие права.
В 1851 году в Англии было основано первое информационное агентство в мире — «Рейтер». позже, с развитием СМИ, появлялось все больше и больше информагентств. Они стали выполнять свои современные функции - снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.
- Билет 1
- Характеристика законодательных актов, определяющих статус и деятельность массовой информации
- Структурное построение редакции печатного издания
- Билет 2
- Перечень и характеристика информации, подлежащей запрету для массового распрстранения
- Функции российских сми
- Билет 3
- Особенности получения и размещения информации в сми.
- Общая характеристика спецэффектов
- Билет 4
- Понятие глобальной информации
- Источник – сми – потребители
- Характеристика информационных жанров журналистики
- Билет 5
- Признаки глобальной информации
- Характеристика аналитических жанров журналистики
- Билет 6
- Понятие государственной информационной политики
- Характеристика публицистических жанров журналистики
- Билет 7
- Виды сми и их историческая характеристика
- Понятие и сущность информационных войн
- Билет 8
- Качественные особенности видов сми
- Характеристика информационного повода и информационного лида
- Источник – сми – потребители
- Билет 9
- Характеристика основных направлений деятельности сми
- Особенности сценарного производства в электронных сми Билет 10
- Задачи государственной информационной политики (гип)
- Характеристика печатных сми
- Билет 11
- Противодействие негативной информации сми в адрес субъекта
- Характеристика интернет-журналистики
- Билет 12
- Понятие информационной безопасности
- Профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к журналисту
- Билет 13
- Виды негативной информации и их анализ
- Характеристика радио, как вида сми
- Билет 14
- Нормативные документы, регулирующие деятельность сми
- Характеристика телевидения как вида сми
- Билет 15
- Принципы деятельности сми
- Этические требования, предъявляемые к сми
- Билет 16
- Понятие информационного общества
- Характеристика аудио, видео и компьютерных спецэффектов
- Системность массовой информации
- Право на опровержение и порядок опровержения информации сми
- Билет 18
- Роль сми в демократическом обществе
- Характеристика информационных агентств как вида сми
- Билет 19
- Билет 20