Профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к журналисту
Требования: интеллект, осведомлённость, любопытство и компетентность, литературные способности, харизма, внутренний мир, профессиональные качества в зависимости от специализации:
Репортер – оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество.
Аналитик – глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать отдельные явления в их связи с другими, их сложности и целостности, объективность, способность предоставить и объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.
Публицист – яркая индивидуальность, высокая доля личностного начала в творчестве, умение привлечь внимание аудитории, убедить её, эрудиция, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.
Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор, организующий общение в студии, – это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи.
Интервьюер – коммуникабельность, интерес к личности собеседника, умение «разговорить» его, способность ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником.
Морально-этические требования к журналисту закрепляются в различных национальных и международных кодексах журналистских ассоциаций (Кодекс профессиональной этики российского журналиста – союз журналистов России; Международные принципы профессиональной этики журналиста –приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже в 1983 г).
Ответственность перед аудиторией, источниками, героями, коллегами, авторами, властью.
Соблюдение законов.
Распространение только достоверной информации, различия между фактом и мнением.
Законное получение информации.
Не искажать намеренно факты.
Тайна источника.
Без плагиата.
Не использовать информацию в личных целях и т.д.
- Билет 1
- Характеристика законодательных актов, определяющих статус и деятельность массовой информации
- Структурное построение редакции печатного издания
- Билет 2
- Перечень и характеристика информации, подлежащей запрету для массового распрстранения
- Функции российских сми
- Билет 3
- Особенности получения и размещения информации в сми.
- Общая характеристика спецэффектов
- Билет 4
- Понятие глобальной информации
- Источник – сми – потребители
- Характеристика информационных жанров журналистики
- Билет 5
- Признаки глобальной информации
- Характеристика аналитических жанров журналистики
- Билет 6
- Понятие государственной информационной политики
- Характеристика публицистических жанров журналистики
- Билет 7
- Виды сми и их историческая характеристика
- Понятие и сущность информационных войн
- Билет 8
- Качественные особенности видов сми
- Характеристика информационного повода и информационного лида
- Источник – сми – потребители
- Билет 9
- Характеристика основных направлений деятельности сми
- Особенности сценарного производства в электронных сми Билет 10
- Задачи государственной информационной политики (гип)
- Характеристика печатных сми
- Билет 11
- Противодействие негативной информации сми в адрес субъекта
- Характеристика интернет-журналистики
- Билет 12
- Понятие информационной безопасности
- Профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к журналисту
- Билет 13
- Виды негативной информации и их анализ
- Характеристика радио, как вида сми
- Билет 14
- Нормативные документы, регулирующие деятельность сми
- Характеристика телевидения как вида сми
- Билет 15
- Принципы деятельности сми
- Этические требования, предъявляемые к сми
- Билет 16
- Понятие информационного общества
- Характеристика аудио, видео и компьютерных спецэффектов
- Системность массовой информации
- Право на опровержение и порядок опровержения информации сми
- Билет 18
- Роль сми в демократическом обществе
- Характеристика информационных агентств как вида сми
- Билет 19
- Билет 20