§ 4. Правовая охрана новостей
Самая бесцеремонная контрафакция составляет в газетах
обыденное явление. Перепечатываются у нас не только
текущие известия общественной и политической жизни,
но также получаемые другими газетами от собственных,
нередко дорого оплачиваемых, корреспондентов телеграфные,
телефонные и доставляемые почтою корреспонденции.
Перепечатываются целые статьи, причем нередко
называется только автор, без обозначения газеты,
откуда перепечатана его статья.
Юрий Васильевич Александровский <1>
--------------------------------
<1> Александровский Ю.В. Авторское право. Исторический очерк, законодательные мотивы и разъяснения. СПб.: Товарищество по изданию новых законов, 1911. С. 42.
Суть проблемы
Среди всей интересующей нас информации новости являются самыми доступными, поэтому их заимствование, или "плагиат", обычно не воспринимается как серьезная проблема. Особый статус новостей обусловлен их связью с фундаментальными правами человека. Конституция РФ гарантирует не только свободу массовой информации, но и право каждого на получение информации. Социальная функция информационных агентств - быть источником достоверной информации, однако ситуация с "плагиатом" существенно затрудняет ее выполнение.
Массу усилий необходимо затратить, чтобы узнать о событии, лаконично и точно изложить его суть и донести до публики с минимальной потерей времени. Не каждая организация готова к таким финансовым, организационным и трудовым затратам. Как следствие, сложившийся рынок новостей вовсе не является однородным. Новости заимствуются целиком, пересказываются с потерей деталей или искажением смысла, дополняются непроверенной информацией <1>.
--------------------------------
<1> Официальная страница проекта "Проверено: плагиат", инициированного РИА "Новости", находится по электронному адресу: http://www.rian.ru/pp/.
Реальные производители новостей в значительной мере лишаются стимула выполнять свою работу лучше и более качественно, поскольку проблемы возникают не только с компенсацией понесенных затрат, но и с поддержанием уровня деловой репутации. Информационному агентству доверяют, его услугами пользуются, когда его считают первоисточником. Но если новость не только заимствовали, но и присвоили, информационное агентство лишается данного статуса. Компания-плагиатор, напротив, приобретает новых клиентов за счет чужого труда.
Проблему "плагиата" в сфере новостей нельзя свести к проблемам рыночной конкуренции между компаниями. В числе пострадавших оказывается также потребитель. Потребитель заинтересован в получении новостей как достоверной и актуальной информации, но достоверность может гарантировать только первоисточник, заслуживающий доверия. Чем дальше от первоисточника, тем менее достоверной становится информация. Появление в Интернете значительного количества новостных сайтов и особенности распространения информации в сетевой среде существенно осложняют поиск ответа на вполне законный вопрос: кто именно является источником новости?
Новости, снабженные комментарием, аудиовизуальные материалы защищаются авторским правом. Однако сообщения чисто информационного характера, так же как и само содержание новости, не являются объектом авторско-правовой охраны.
Но, как мы говорили, новости - это прежде всего вложенный труд. Трудовая теория собственности, созданная Дж. Локком, обычно используется в качестве обоснования интеллектуальной собственности. К информации, тем более к новостям, она также применима. Продолжая аналогию с интеллектуальной собственностью, зададим вопрос, почему необходимо защищать того, кто создает информацию? Автора защищают, потому что продукты творчества являются общественным благом. Для защиты прав производителей информации, таких как информационные агентства, существуют не менее значимые причины, и основная из них, как мы уже показали, - ценность для общества достоверной информации.
Зарубежный опыт регулирования
В подавляющем большинстве стран новостные материалы, публикуемые в СМИ, не защищаются авторским правом. На международном уровне данное правило закреплено в п. 8 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г.: "Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации" <1>.
--------------------------------
<1> Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году. В п. 6 ст. 1259 части четвертой Гражданского кодекса РФ указано, что объектами авторского права не могут быть сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
Логика, которая определила включение подобной нормы в текст Конвенции, вполне очевидна. Универсальность формального критерия, предполагающего наличие творческой составляющей в любых написанных или произнесенных словах (изображениях и т.п.), компенсируется содержательным ограничением, которое исключает из сферы действия авторского права изложение событий, обладающее ценностью не благодаря, а как раз из-за отсутствия авторской интерпретации. Субъективному изложению противопоставляется, таким образом, объективное изложение, авторскому тексту - простая информация. До недавнего времени такая логика считалась безупречной.
Ситуация начала меняться вместе с развитием информационного общества, для которого информация является основой как стабильности социальных отношений, так и дальнейшего экономического роста. Значение информации обусловило дифференцированный подход к ее оценке, поэтому если ее сегодня называют "товаром", то нужно учитывать различный ассортимент и качество такого товара. Экономическая ценность информации и ее включение в гражданский оборот определили потребность в адекватном правовом регулировании нового объекта.
Для индустрии новостей данная проблема стоит особенно остро. Интернет стал серьезной угрозой для бумажных СМИ, однако в условиях экономического кризиса в затруднительном положении оказались также и преимущественно сетевые СМИ. Не так давно, 14 июля 2009 года, в британской газете The Gardian была опубликована заметка с красноречивым заголовком "Главный редактор Financial Times говорит, что серьезные перемены ожидают новостные веб-сайты в течение одного года" <1>. Вслед за другими ключевыми игроками новостной индустрии, такими как News Corporation и New York Times, газета Financial Times заявила об отказе от бесплатного доступа к новостям онлайн и о переходе на бизнес-модель, которая предполагает взимание платы за доступ к новостям. Введение платного доступа представляет собой тенденцию, которая в последние годы только нарастает. В то же время есть и такие агентства новостей (например, Reuters или Associated Press), которые продолжают предоставлять пользователям бесплатный доступ, получая прибыль от рекламы и диверсификации бизнеса. До конца непонятно, какой из способов ведения окажется более эффективным, но очевидно, что модель "paywall" <2>, где оплата служит "защитной стеной" от свободного доступа, вызывает ассоциацию со стенами средневекового города, которые защищали не только от врагов, но и от проникновения всего нового, что способствует развитию. Контроль за доступом не является органичным для онлайн-пространства, в основе организации которого лежит принцип открытости, поэтому перспективы подобных бизнес-моделей явно ограниченны.
--------------------------------
<1> Статья размещена по электронному адресу: http://www.guardian.co.uk/media/2009/jul/16/financial-times-lionel-barber (дата обращения: 10.12.2012).
<2> Paywall - широко используемый англоязычный неологизм, означающий способ блокирования доступа к части сайта, которая остается доступной только для платных подписчиков. В буквальном переводе означает "плата как защитная стена".
До настоящего времени основным инструментом регулирования оборота информации являлись нормы договорного права, которые, как свидетельствует практика, не могут компенсировать отсутствие специального регулирования. Рассуждения теоретиков о том, что информация представляет собой слишком размытое понятие для того, чтобы его можно было включить в перечень самостоятельных объектов гражданского права, перестают удовлетворять практиков. Потребности рынка заставляют юристов различных стран искать и находить правовые средства для решения проблемы. Поиски выхода из ситуации ведутся по двум направлениям: выбор новой бизнес-стратегии и введение дополнительной правовой защиты.
Если говорить об истории правовых подходов к решению проблемы, то приоритет здесь, несомненно, принадлежит США. В решении по делу Associated Press v. International News Service 1918 года Верховный суд США запретил копирование новостей конкурента. Известность данное дело приобрело не столько из-за признания судебными властями самого существования проблемы, сколько из-за предложенного инструмента ее решения. Об актуальности его "реанимации" в современных условиях свидетельствуют оживленные дискуссии последних лет.
В 1918 году ни законодательных норм, ни прецедентов по поводу защиты новостей не было. Тем не менее Верховный суд США посчитал необходимым предложить свое решение вопроса, полагая, что в ситуации недобросовестной конкуренции и неосновательного обогащения право должно проявлять свою гибкость и не должно молчать <1>. Суд не нашел основания для применения авторского права, но признал наличие в действиях ответчика недобросовестной конкуренции. Решение суда было основано на доказанности таких обстоятельств, как значительные инвестиции со стороны Associated Press, кратковременная ценность новостей, извлечение прибыли International News Service из инвестиций Associated Press без вложения собственных средств, конкуренция между двумя компаниями и причиненный ущерб. Совокупность приведенных обстоятельств определяет новый вид гражданско-правового деликта, основанного на незаконном присвоении новостей (news misappropriation tort) <2>. Важное значение для будущего регулирования имел также вывод суда о наличии "квазисобственности" на новости, т.е. оценка нематериальной вещи как товара.
--------------------------------
<1> International News Service v. Associated Press, 248 U.S. 215, 39 S.Ct. 68, 63 L. Ed. 211 (1918).
<2> Ekstrand V.S. News Piracy and the Hot News Doctrine: Origins in Law and Implications for the Digital Age. New York: LFB Scholarly Publishing, 2005. P. 80 - 81.
Распространение радио положило начало новому толкованию прецедента. Из тридцати судебных дел по искам о незаконном присвоении, рассмотренных с 1930 по 1959 год, шестнадцать касались радиотрансляции, и тринадцать из них были выиграны <1>. Наиболее распространенными нарушениями в те годы было чтение новостей по радио, а также обратная ситуация, когда новости, прежде всего спортивные, передавались сначала по радио и затем попадали в печать.
--------------------------------
<1> Ekstrand V.S. News Piracy and the Hot News Doctrine: Origins in Law and Implications for the Digital Age. P. 85.
В последующие годы судьба доктрины "горячих новостей" развивалась по-разному, но основной тенденцией стало постепенное сужение ее применения как следствие конкуренции с авторским правом. В 1997 году в своем решении по делу National Basketball Assoc. v. Motorola Апелляционный суд США второго округа, обобщая предшествующие прецеденты, следующим образом сформулировал минимальные условия, исполнение которых является необходимым для предоставления защиты новостным сообщениям: 1) затраты на сбор и производство информации; 2) ценность информации обусловлена ее актуальностью; 3) оспариваемое использование информации представляет собой эксплуатацию затрат и усилий производителя информации; 4) продукты или услуги производителя информации и ответчика являются конкурирующими; 5) возможность эксплуатации чужих затрат и усилий настолько снижает побудительный мотив производства соответствующего продукта (или услуги), что его существование или качество оказываются под угрозой <1>.
--------------------------------
<1> National Basketball Assoc. v. Motorola, Inc., 105 F.3d 841 (2nd Cir. 1997).
Новая страница в истории прецедента 1918 года была открыта в 2009 году решением по делу Associated Press v. All Headline News Corp., которое подтвердило применимость доктрины "горячих новостей" к современным условиям <1>. В то же время процесс по данному делу выявил препятствие, которое может существенно сузить дальнейшее применение доктрины. Ответчик ссылался на приоритет Закона об авторском праве по отношению к прецедентному праву и законам штатов, которые содержат нормы, препятствующие неосновательному обогащению в условиях конкуренции <2>.
--------------------------------
<1> The Associated Press v. All Headline News Corp., 608 F. Supp. 2d 454, 461. (S.D.N.Y. 2009).
<2> После данного судебного дела последовали новые: Barclays Capital Inc. v. Theflyonthewall.com, N 06 Civ. 4908 (DLC), 2010 WL 1005160 (S.D.N.Y. March 18, 2010) и Dow Jones & Co., Inc. v. Briefing.com, Inc., Complaint filed Apr. 20, 2010. N 1:10-cv-03321-VM.
Поправка в Закон США "Об авторском праве", предложенная братьями Марбургер в июле 2009 года <1>, направлена на устранение данного препятствия. Дэвид и Дэниел Марбургер <2>, таким образом, не предлагают защищать новости в рамках авторского права. Точно так же они полагают ненужным принятие какого-либо специального закона. Речь идет, напротив, о восстановлении в правах модели борьбы с неосновательным обогащением как практикой недобросовестной конкуренции, сформированной и применяемой общим правом.
--------------------------------
<1> См.: Marburger D., Marburger D. Reviving the economic viability of newspapers and other originators of daily news content. 2009 // URL: http://www.bakerlaw.com/files/Uploads/Documents/News/Articles/MainAnalysis.pdf (дата обращения: 10.12.2012).
<2> Дэвид Марбургер, партнер юридической компании "Бейкер Ностетлер". Дэниел Марбургер, доцент университета экономики в Государственном университете Арканзаса.
Для европейских СМИ проблема защиты новостей стоит не менее остро, но единообразного решения она не имеет. Во Франции для тех же целей используют право интеллектуальной собственности, а также нормы Гражданского кодекса о недобросовестной конкуренции и так называемом "экономическом паразитизме". В Австрии специальная норма о защите новостей включена в Закон "Об авторском праве на произведения литературы и искусства и смежных правах". В соответствии с § 79 данного Закона новости могут быть повторены другой газетой или журналом только по истечении как минимум 12 часов после их сообщения, причем к газетам и журналам приравниваются любые иные организации, которые осуществляют публичное распространение новостей на регулярной основе <1>.
--------------------------------
<1> Bundesgesetz das Urheberrecht an Werken der Literatur und der Kunst undverwandte Schutzrechte, StF: BGBI. N 111/1936 (idF BGBI I 36/2003).
Об актуальности проблемы на европейском континенте говорит совместная инициатива Европейского совета издателей (European Publishers' Council) и Всемирной ассоциации газет (World Association of Newspapers), представители которых в июне 2009 года подписали так называемую "Гамбургскую декларацию" <1>. В отличие от американской инициативы европейские издатели намерены защитить свои права средствами авторского права. В Декларации подчеркивается, что без независимой журналистики невозможно дальнейшее развитие демократии, а условием выживания журналистики в цифровой среде является предоставление адекватной правовой защиты. Тезис Декларации о необходимости повсеместного применения авторского права в Интернете получил неоднозначную оценку в прессе. Однако общая зарисовка проблемы заслуживает внимания: "...Большое число провайдеров используют труд авторов, издателей и вещателей бесплатно. В долгосрочной перспективе данный факт представляет собой угрозу для производства качественного контента и для существования независимой журналистики. По этой причине мы настаиваем на безотлагательном внесении поправок в защиту интеллектуальной собственности в Интернете. Мы не согласны с теми, для которых свобода информации означает бесплатный доступ к любой информации. Всеобщий доступ к нашим услугам должен сохраниться, однако, имея в виду будущее, мы больше не хотим, чтобы нас лишали собственности без нашего согласия".
--------------------------------
<1> Текст Гамбургской декларации доступен по электронному адресу: http://www.epceurope.org/issues/Hamburg_Declaration_on_Intellectual_Property_Rights-Signatures.pdf (дата обращения: 10.12.2012).
Ситуация в российском праве
Решает ли данную проблему действующее российское право?
В дореволюционном законодательстве, а именно в Законе об авторском праве 1911 года, была норма следующего содержания:
"40. В газетах, журналах и прочих повременных изданиях допускается перепечатка из других повременных изданий известий о текущих событиях и новостях дня, а равно иногородних сообщений по телеграфу и телефону, хотя бы получаемых от собственных корреспондентов. Другие статьи из повременных изданий могут быть перепечатываемы в тех случаях, когда по отношению к ним не последовало воспрещения автора.
Постоянные из одного и того же издания перепечатки воспрещаются.
Иногородние сообщения по телеграфу и телефону, снабженные запретительной оговоркой, не дозволяется воспроизводить в местных газетах в течение восемнадцати часов со времени их опубликования" <1>.
--------------------------------
<1> Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. 1. СПб.: Государственная типография, 1900. С. 199.
В соответствии с проектом того же Закона, подготовленным Министерством юстиции и одобренным Государственной Думой, любая статья газетного сотрудника (за исключением произведений изящной литературы, научных и технических) может быть перепечатана другой газетой, но только на другой день после ее публикации. Комиссия Государственной Думы по судебным реформам, на рассмотрение которой был вынесен проект, внесла в него значительные поправки, в том числе и относительно правового положения периодических изданий. Ю.В. Александровский так комментирует подход Комиссии: "Что касается мелких газетных заметок, сообщающих разные известия и новости дня, то Комиссия не встретила препятствий согласиться с законопроектом о нераспространении на них охраны авторского права, под тем, однако, условием, чтобы перепечатка таких заметок сопровождалась обязательно указанием газеты, из которой они взяты. Следует, однако, от таких заметок отличать те известия, которые газета получает самостоятельно от своих корреспондентов. Получение таких известий требует обыкновенно дорого стоящей организации и нередко значительных расходов на телеграфную передачу, даже на устройство собственных телеграфных или телефонных проводов. Конечно, газета, организовавшая таким образом получение известий, усиливает тем интерес публики к себе и увеличивает количество выпускаемых экземпляров, чем компенсируются ее значительные издержки на корреспонденции, но если эти известия даром перепечатываются другими газетами, выходящими несколькими часами позднее, то, очевидно, указанная выгода таких известий, в соответственном размере, уменьшается и организация их получения может даже сделаться для газеты убыточною. Естественно, что этим отнимался бы стимул к усовершенствованию информационной части газеты в ущерб не только самой газете, но и публике" <1>. Такую длинную цитату мы привели, чтобы показать: время и технологии изменяются, а проблема остается все той же. В своем комментарии русский юрист ратует за то, чтобы в окончательный текст Закона вошла норма из английского Закона о временной отсрочке перепечатки в газетах иногородних телефонных сообщений. Так и получилось: ограничение по времени в отношении иногородних телефонных и телеграфных сообщений вошло в новый Закон, но, к сожалению, исчезла аналогичная норма в отношении перепечатки сообщений из одной газеты в другую. В итоге в Закон об авторском праве 1911 года вошла статья 40 следующего содержания:
--------------------------------
<1> Александровский Ю.В. Авторское право. Исторический очерк, законодательные мотивы и разъяснения. СПб.: Товарищество по изданию новых законов, 1911. С. 48.
"В газетах, журналах и прочих повременных изданиях допускается перепечатка из других повременных изданий известий о текущих событиях и новостях дня, а равно иногородних сообщений по телеграфу и телефону, хотя бы получаемых от собственных корреспондентов. Другие статьи из повременных изданий могут быть перепечатываемы в тех случаях, когда по отношению к ним не последовало воспрещения автора.
Постоянные из одного и того же издания перепечатки воспрещаются.
Иногородние сообщения по телеграфу и телефону, снабженные запретительной оговоркой, не дозволяется воспроизводить в местных газетах в течение восемнадцати часов со времени их опубликования" <1>.
--------------------------------
<1> Свод законов Российской империи. СПб.: Государственная типография, 1900. Т. X. Ч. 1. С. 199.
В советское время проблем с новостным плагиатом, по крайней мере массовым, не возникало, поскольку вся пресса была государственной и жила по строго установленным правилам. Имело значение тогда и такое понятие, как профессиональная честность журналиста. В постперестроечное время, с появлением большого числа частных изданий, проблема возникла вновь и была отчасти решена в первом российском законе о СМИ - Законе РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Статья 23 Закона предусматривает обязательность ссылки на информационное агентство при распространении его сообщений и материалов другим средством массовой информации. Закрепление специального права за информационными агентствами было прогрессивной мерой, но положение изменилось в связи с распространением электронных средств массовой информации, правовой статус и деятельность которых действующим Законом не регулируется. Кроме того, на законодательном уровне так и не был решен вопрос об административной ответственности за данное правонарушение.
Позитивный сдвиг в решении проблемы наметился с принятием в 2006 году Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Новость может не иметь автора, но как информация, в создание которой был вложен труд, она имеет обладателя. Статья 7 Закона предусматривает право обладателя информации, которая сделалась общедоступной по его воле, требовать от других лиц указывать себя в качестве источника. Затрудняет использование данной нормы в целях защиты новостей ее общая формулировка, а также вопрос о соотношении с нормами Федерального закона "О средствах массовой информации".
В свете рассмотренных американской и европейской инициатив российский законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации" представляется особенно актуальным. Законопроект был разработан в начале 2009 года рабочей группой, в которую, в числе прочих, вошли представители информационного агентства "Интерфакс" и РИА "Новости", ассоциации "Интернет и бизнес", газеты "Ведомости", интернет-издания "Газета.ру". Суть поправок сводилась к следующему: вернуть в Гражданский кодекс РФ информацию как объект гражданских прав; уточнить и дополнить права СМИ как обладателей информации в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; в Закон РФ "О средствах массовой информации" ввести понятие "сетевое периодическое издание" и уточнить обязанность других СМИ ссылаться на информационное агентство как источник информации; в Федеральный закон "О защите конкуренции" включить норму о том, что отсутствие указания на источник информации, нарушающее права ее обладателя, рассматривать как форму недобросовестной конкуренции; в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотреть административный штраф за распространение материалов информационных агентств без указания источника <1>. Принятие такого комплекса поправок могло бы во многом решить проблему с защитой новостей <2>.
--------------------------------
<1> Помимо перечисленных, в законопроект вошли и другие поправки, не имеющие прямого отношения к предмету регулирования.
<2> Как члену рабочей группы автору настоящей книги было поручено провести анализ зарубежного опыта, а также подготовить предварительный текст законопроекта. Доработка текста проходила в режиме переписки членов рабочей группы и заняла в общей сложности полтора месяца. И хотя в связи со сжатыми сроками законопроект получился достаточно "сырым", не до конца выверенным, в целом его можно оценить положительно.
Телемост Москва - Вашингтон, который провело РИА "Новости" 29 июля 2009 года <1>, показал, что различия в методах регулирования между общим и континентальным правом не могут помешать объединению усилий по борьбе с новостным пиратством, поскольку и понимание ситуации, и понимание целей регулирования являются общими. Как и поправка братьев Марбургер, российский законопроект предусматривает использование для защиты законных интересов информационных агентств института недобросовестной конкуренции. Именно поэтому в числе иных изменений законопроект предусматривает внесение поправок в Федеральный закон "О защите конкуренции". Важно отметить, однако, существенное отличие от американской инициативы. Наряду с судебным запретом американцы предусматривают возмещение убытков новостных агентств исходя из прибыли, полученной конкурентами от размещения рекламы. Российский законопроект не предусматривает такой возможности, поскольку и административная ответственность, и ответственность за недобросовестную конкуренцию направлены не на возмещение убытков, а на пресечение соответствующих действий. Отметим и еще одно важное отличие отечественного законопроекта. Зарубежные издатели в попытке защитить свои интересы заняли крайне жесткую, можно сказать радикальную, позицию. Наказуемым, как они считают, должно стать любое несанкционированное использование принадлежащей им новостной информации. В отношении США такой радикализм проявляется, прежде всего, в уравнивании статуса "паразитирующих конкурентов" (организаций, предоставляющих доступ к новостям за плату) и так называемых "новостных агрегаторов" (прежде всего, поисковых систем, которые производят отбор новостей по запросу пользователя). Хотя Дэвид и Дэниел Марбургер различают добросовестных компиляторов и компиляторов-паразитов, общая оценка подобной деятельности является негативной. Точно так же европейские специалисты настаивают на том, что в Интернете не должно оставаться ни одного места, где бы не применялся закон.
--------------------------------
<1> Краткая информация о телемосте с записью видеотрансляции размещена по адресу: http://www.rian.ru/pressclub/20090729/178491512.html (дата обращения: 10.12.2012).
Сопоставление американского и российского предложений по изменению законодательства можно представить в виде следующих таблиц:
Россия
Основное
содержание
поправок
- Гражданский кодекс РФ: ввести
информацию как объект гражданских прав.
- ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации":
уточнить и дополнить права СМИ как
обладателей информации.
- Закон РФ "О средствах массовой
информации": ввести понятие "сетевое
периодическое издание", уточнить
обязанность других СМИ ссылаться на
информационное агентство как источник
информации.
- ФЗ "О защите конкуренции": включить
норму о том, что отсутствие указания на
источник информации, нарушающее права
ее обладателя, рассматривать как форму
недобросовестной конкуренции.
- Кодекс РФ об административных
правонарушениях: ввести
административный штраф за
распространение материалов
информационных агентств без указания
источника
Ожидаемый
результат
- Под угрозой штрафа заставить
правонарушителей:
делать ссылку на первоисточник,
заключить контракт с новостным
агентством,
использовать новости спустя
некоторое время,
использовать собственные источники
информации.
- Получить новых подписчиков.
- Получить дополнительные заказы от
рекламодателей
США
Основное
содержание
поправок
Ограничить приоритет Закона об
авторском праве.
Предусмотреть применимость на уровне
общего права и законодательства штатов
теории неосновательного обогащения
в условиях прямой конкуренции
Ожидаемый
результат
Устранение препятствия для
использования судами доктрины "горячих
новостей".
Угроза ответственности по общему праву
заставит компиляторов-паразитов
сделать выбор:
- стать честными компиляторами;
- заключить договор с источником
новостей;
- использовать новости спустя некоторое
время;
- использовать собственные источники
информации.
Компенсация убытков новостных агентств
по судебным искам.
Создание условий для добросовестной
конкуренции на рынке новостей
Позиция зарубежных СМИ, как представляется, не учитывает как собственно правовые, так и социально-экономические факторы, оказывающие влияние на ситуацию. Российский законопроект в сопоставлении с американским имеет ряд преимуществ. Во-первых, в действующем российской праве уже существует основа для введения специальной защиты новостных материалов. Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливают как особый правовой статус информационных агентств, так и комплекс прав на сообщения информационного характера. Таким образом, отпадает необходимость защиты новостей средствами авторского права, что могло бы привести к негативным последствиям - неоправданному расширению перечня объектов и применению жестких санкций. Во-вторых, законопроект отражает позицию российских новостных агентств, которые, в отличие от своих зарубежных коллег, заботятся не только о собственных финансах, но и об интересах и нуждах общества <1>. Текст законопроекта рассматривался на первом заседании Совета по массовым коммуникациям Минкомсвязи в июне 2009 года <2>, однако последующие шаги по его продвижению отраслевым министерством не предпринимались.
--------------------------------
<1> Чтобы удостовериться в социально ориентированной позиции российских информационных СМИ, достаточно ознакомиться с правилами использования информации, размещенными на их сайтах. Перечень субъектов, которые должны запрашивать согласие на использование информации и оплачивать соответствующие услуги, значительно уже в сравнении с аналогичными документами зарубежных агентств.
<2> Информация о событии была освещена в "Российской газете". См.: http://www.rg.ru/2009/06/11/smi.html (дата обращения: 10.12.2012).
Выводы
Если государство заинтересовано в обеспечении населения достоверной информацией, необходимо установить эффективную правовую защиту ее непосредственных производителей, и в первую очередь информационных агентств. Имеющийся законопроект, как было показано, не лишен недостатков, но он вполне может быть взят за основу и доработан с учетом имеющихся замечаний. Принятие комплекса соответствующих поправок в действующее законодательство позволит обеспечить необходимый уровень достоверности информации в сфере производства и распространения новостей, создать условия для честной конкуренции, а также стимулировать дальнейшую деятельность тех, от кого зависит объем и качество новостей, - информационных агентств как законных обладателей информации. Изменение законодательства в данных целях должно найти понимание не только у потребителей и пользователей, но и в бизнес-сообществе, поскольку ущемление прав непосредственных производителей нарушает экономически оправданный баланс интересов на информационном рынке.
- Часть 1. Смена парадигмы в современном праве
- Глава 1. Современное право и
- § 1. Глобализация и право
- § 2. Экономика и право в цифровую эпоху
- § 3. Информационные технологии и право
- Глава 2. Парадигмы в праве: теория и практика
- § 1. Понятие парадигмы в естественных и гуманитарных науках
- § 2. Что следует понимать под сменой парадигмы?
- § 3. Смена парадигмы в современном праве:
- Глава 3. Становление права интеллектуальной собственности:
- § 1. Привилегии: у истоков патентного и авторского права
- § 2. История принятия первых законов
- § 3. Образ романтического автора и гения-изобретателя:
- § 4. Патенты и научно-технический прогресс
- Глава 4. Действующая парадигма
- § 1. Общая характеристика действующей парадигмы
- § 2. Симптомы кризиса парадигмы права
- Часть 2. "феноменология" права
- Глава 1. Примеры проблем и противоречий
- § 1. Интеллектуальная собственность и права человека
- § 2. Дуализм содержания и формы:
- § 3. Свободное воспроизведение в личных целях:
- § 4. Правовая охрана новостей
- § 5. Как защищать компьютерные программы?
- § 6. Информационные посредники - "бремя обязательств"
- § 7. Оцифровка как проблема и как задача
- Глава 2. Антимонопольное регулирование и право
- Глава 3. Свободные лицензии:
- § 1. Введение
- § 2. Свободное программное обеспечение
- § 3. Система Creative Commons.
- § 4. Легализация свободных лицензий в Российской Федерации
- Часть 3. Формирование новой парадигмы регулирования
- Глава 1. Нарушение баланса между интересами общества,
- Глава 2. Интересы современного общества и
- § 1. Коммерциализация знания и открытая наука
- § 2. Библиотеки и музеи: осознание своих интересов
- § 3. Декларации с предложениями реформы права
- § 4. Европейский опыт: инициативы последних лет
- § 5. Россия: между словом и делом
- Глава 3. Парадигма баланса интересов и
- § 1. "Баланс интересов" как цель и как критерий
- § 2. Основные выводы