logo search
Госы ответы часть 1

Цифровое эфирное радио: структура и аудитория

В США не было государственных программ обязательного перехода на цифровое радиовещания, подобных тем, что существуют сегодня для эфирного телевидения. Поэтому для владельцев радиостанций и крупных радиогрупп освоение цифровых вещательных платформ оставалось делом добровольным и в итоге аналоговое радио одним из последних средств информации начало осваивать цифровую передачу сигнала и содержания. Несколько крупных групп радиостанций стали серьезно инвестировать в цифровые технологии эфирного вещания только в 2004 г., в то время как в Европе цифровое радио начало развиваться на 2-3 года раньше. Переход на HD Radio обходится станциям в 30 000−200 000 долл.

Различные разработчики предлагали несколько вариантов развития цифрового радио, но ФКС утвердила только одну технологию − HD Radio от компании iBiquity Digital. В отличие от телевизионных технологий HD не расшифровывается как high definition или вещание высокой четкости. Но это платформа цифрового радио, которое позволяет FM-станциям достигать уровня звучания компакт-дисков, а АМ-станциям приниматься в дневное время не хуже FM. Также цифровые технологии позволяют останавливать и перематывать песни, покупать и продавать музыку и предлагать другие услуги.

Кроме того, благодаря оцифровке на одной частоте, на которой раньше был один аналоговый канал, теперь можно передавать два музыкальных или четыре разговорных канала. Как ожидается, с развитием технологий число возможных каналов будет расти, и при этом не будет возникать необходимости платить миллионы долларов за новые лицензии. Дополнительная пропускная способность позволяет осваивать и развивать мультикастинг (многоканальность) и расширяют программные и коммерческие возможности традиционных станций. Правда, пока мультикастинг полноценно доступен только FM-станциям.

В октябре 2006 г. в цифре начала вещание 1000-я станция, а на 1 июня 2007 г. в формате HD работали уже 1276 станций.

Наиболее высокие темпы освоения нового технологического формата сохраняются на 100 крупнейших рынках страны, далее идет заметное снижение доли станций с цифровым вещанием. Большая часть заинтересованных станций уже освоила новую технологию: к примеру, на 10 крупнейших рынках доля работающих цифровых станций составляет 36%, а доля получивших лицензию на использование − 41% станций.

Среди ведущих групп-владельцев радиостанций по доле вещающих в HD Radio выделяется Bonneville, переведшая на цифру 27 станций из 31, или почти 90% собственности. Более 60% цифровых станций летом 2007 г. было также у Greater Media, Emmis Communications, CBS Radio, Entercom и Radio One. А вот по общему количеству лидер - Clear Channel, уже вложившаяся в переоснащение 375 станций. Из них осуществляют мультикастинг − 274 станции. Также созданы дополнительные каналы на 62 станциях CBS Radio и на 52 станциях, принадлежащих Entercom. Более 50% мультиканальных станций имеют Bonneville и Emmis.

Потенциально станции HD Radio охватывают более 80% населения страны, однако реальная их аудитория, по расчетам Bridge Ratings, в 2007 г. составляет всего 0.38 млн человек, и к 2015 ожидается только на уровне 4.7 млн. Бесспорно, это совершенно не впечатляющие показатели.

Стоимость принимающих устройств − главная проблема для всех новейших аудиотехнологий. Как показывает практика, большинство потребителей готовы платить за контент, в форме регулярно взимаемой подписной платы или разовых платежей, но покупка приемников, оборудования для них всегда вопрос более серьезный. Мы уже упоминали, что очень дешевые радиоприемники − одно из главных преимуществ традиционного радио. Для того же, чтобы слушать HD Radio необходимо приобрести новые специальные приемники, при том что, когда они появились в 2005 г., они стоили до 800-1000 долл., а наиболее простые и дешевые модели − по 250−300 долл. Это серьезные инвестиции для потребителей и цифровое радио остается пока нишевым продуктом. Ведь 200 долл. − это даже выше, чем цена iPod Nano или спутниковых приёмников. В конце 2005 г. было куплено только около 100 тыс. цифровых радиоприемников, а за 2006 г. было продано еще несколько сот тысяч. Для сравнения в Великобритании к началу 2007 г. уже было распродано более 6 млн цифровых приемников, многие модели которых стоят гораздо дешевле, чем американские варианты. Попытки тестовых покупок в специализированных и универсальных магазинах в первые годы продаж новой техники часто показывали, что вместо цифровых приемников продавцы часто предлагали спутниковое радио, т.к. сами были недостаточно осведомлены о развитии цифровых эфирных технологий.

Сейчас существует более 50 моделей, но постоянно появляются новые, усовершенствованные приемники. Появляются новые разработки, которые соединяют HD приемник с функциями mp3-плеера. Последнюю модель в мае 2007 г. представил такой гигант потребительской электроники как Sony. Цены на современных рынках электроники снижаются очень быстро, и весной 2007 г. появились простейшие приемники даже за 60 долл. Но все равно, производителям и вещателям пока еще только предстоит заставить слушателей приобретать их в массовом порядке.

В декабре 2005 г. восемью крупнейшими радиокомпаниями США был создан Альянс цифрового радио (HD Digital Radio Alliance), целью которого стало продвижение новых радиостанций среди активных и потенциальных слушателей. Альянс запланировал вложить в рекламу цифрового радио до 250 млн долл. только в 2007 г., а в 2006 г. на эти же цели было израсходовано до 200 млн долл.

Весной 2007 г. Wal-Mart, крупнейший ритейлер мира, начал продавать HD приемники JVC за 190 долл. в 2000 из 3500 своих магазинов и на своих сайтах в США. Для американских компаний начало сотрудничества с Wal-Mart всегда означает реальный выход на массовый рынок и расширение потенциала для роста и развития. На 85 рынках, где активно начал торговать приемниками Wal-Mart, идет масштабная рекламная кампания на местных радиостанциях. Постепенно были охвачены и производители автомобилей. К примеру, BMW уже предоставляет возможность вмонтировать HD Radio-приемник покупателям всех своих новых моделей. Еще ряд автомобильных компаний за последнее время заключил договоры с поставщиками подобного оборудования.

Альянс рассчитывает, что в 2007 г. будет продано до 1.5 млн цифровых радиоприемников. И все же большинство экспертов считают, что HD Radio может потребоваться до 15 лет, чтобы стать достаточно массовой технологией.

В то же время целый ряд цифровых проектов, реализуемых в большей степени как конкурирующие с традиционным, аналоговым или цифровым, радио платформы, добился уже больших успехов в привлечении аудитории.